ПСИХЕ́Я
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСИХЕ́Я, Пси́хе (Ψυχή – душа, дыхание), в греч. мифологии олицетворение души, дыхания. Представлялась в виде бабочки (иногда летящей птицы), вылетающей из погребального костра или отправляющейся в Аид. В новелле «Амур и Психея» из романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл» П. – прекрасная царская дочь, которая после множества ниспосланных Венерой испытаний становится супругой Эрота (Амура). В античном иск-ве изображалась в виде крылатой девочки или бабочки, которую часто помещали на надгробиях над черепом и др. символами смерти. На помпеянских фресках П. представлена с атрибутами муз – грифелем и флейтой. Начиная с эпохи Возрождения миф об Амуре и П. получил широкое отражение в изобразит. иск-ве: скульптуры О. Пажу, Э. М. Фальконе, А. Кановы, Б. Торвальдсена, О. Родена и др., росписи Рафаэля, Джулио Романо, М. фон Швинда, картины П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ж. Л. Давида, Ф. Жерара, А. В. Бугро, Э. Мунка и др. Он послужил также сюжетом для мн. лит. произведений. К нему обращались П. Кальдерон де ла Барка, Ж. де Лафонтен, Ж. Б. Мольер, Дж. Китс, Т. Шторм, К. С. Льюис и др.; в России – И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков, В. Я. Брюсов, А. И. Куприн, М. И. Цветаева и др. П. посвящены оперы Ж. Б. Люлли («трагедия-балет», 1671; балетм. П. Бошан), М. Локка (семи-опера, 1675), Р. Кайзера (зингшпиль, 1701), Й. Шустера (опера-сериа «Амур и Психея», 1780), симфонич. поэма с хором С. Франка (1888), увертюра П. Хиндемита («Амур и Психея», 1943) и др., а также балеты Ж. Ж. Новерра, Ж. Доберваля, Ш. Дидло, А. Бурнонвиля, Б. Ф. Нижинской и др.