КУПРИ́Н АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУПРИ́Н Александр Иванович [26.8(7.9).1870, г. Наровчат Пензенской губ. – 25.8.1938, Ленинград], рус. прозаик. Из дворян. Отец К. – коллеж. регистратор; мать – из древнего рода тат. князей Кулунчаковых. Рано лишился отца; воспитывался в моск. Разумовском пансионе для сирот. Окончил кадетский корпус (1888), затем Александровское воен. уч-ще (1890; оба – в Москве); служил пехотным офицером. После выхода в отставку в чине поручика (1894) сменил ряд профессий: работал землемером, лесным объездчиком, управляющим имением, суфлёром в провинц. актёрской труппе и др. Многие годы сотрудничал в газетах Киева, Ростова-на-Дону, Одессы, Житомира.
Первая публикация – рассказ «Последний дебют» (1889). Рассказ «Дознание» (1894) открыл серию воен. рассказов и повестей К. («Куст сирени», 1894; «Ночлег», 1895; «Прапорщик армейский», «Брегет», оба – 1897; и др.), отразивших впечатления писателя от воен. службы. Поездки К. по Юж. Украине явились материалом для повести «Молох» (1896), в центре которой тема пром. цивилизации, обезличивающей человека; сопоставление плавильной печи с языческим божеством, требующим человеческих жертвоприношений, призвано предупредить об опасности поклонения технич. прогрессу. Лит. известность принесла К. повесть «Олеся» (1898) – о драматичной любви выросшей в лесной глуши девушки-дикарки и приехавшего из города начинающего писателя. Герой ранних произведений К. – человек с тонкой душевной организацией, не выдерживающий столкновения с социальной действительностью 1890-х гг. и испытания большим чувством. Среди др. сочинений этого периода: «полесские рассказы» «В лесной глуши» (1898), «На глухарей» (1899), «Оборотень» (1901). В 1897 вышла первая книга К. – «Миниатюры». В том же году К. познакомился с И. А. Буниным, в 1900 – с А. П. Чеховым; с 1901 участвовал в телешовских «средах» – моск. лит. кружке, объединявшем писателей реалистич. направления. В 1901 К. переехал в С.-Петербург; сотрудничал во влиятельных журналах «Русское богатство» и «Мир Божий». В 1902 познакомился с М. Горьким; печатался в инициированной им серии сб-ков книгоиздательского т-ва «Знание», здесь в 1903 вышел в свет 1-й том рассказов К. Широкую популярность К. принесла повесть «Поединок» (1905), где неприглядная картина армейского быта с царящими в нём муштрой и полусознательной жестокостью сопровождается размышлениями об абсурдности существующего миропорядка. Публикация повести совпала по времени с поражением рос. флота в русско-японской войне 1904–05, что способствовало её обществ. резонансу. Повесть была переведена на иностр. языки и открыла имя писателя для европ. читателя.
В 1900-х – 1-й пол. 1910-х гг. были опубликованы наиболее значит. произведения К.: повести «На переломе (Кадеты)» (1900), «Яма» (1909–15); рассказы «Болото», «В цирке» (оба 1902), «Трус», «Конокрады» (оба 1903), «Мирное житие», «Белый пудель» (оба 1904), «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (оба 1906), «Гамбринус», «Изумруд» (оба 1907), «Анафема» (1913); цикл очерков о рыбаках Балаклавы – «Листригоны» (1907–11). Восхищение силой и героизмом, острое ощущение красоты и радости бытия побуждают К. к поиску нового образа – цельной и созидательной натуры. В сочетании с характерным для К. протестом против бесчеловечности узаконенных форм социальной жизни этот поиск привёл к трансформации купринского героя, который теперь совмещает в себе принадлежность к рискованной, «романтической» профессии (циркача, авиатора, офицера и т. п.) со смирением «маленького человека». Теме любви посвящены повесть «Суламифь» (1908; по мотивам библейской Песни Песней) и «Гранатовый браслет» (1911) – трогательный рассказ о безответной и самоотверженной любви мелкого телеграфиста к супруге высокопоставленного чиновника. К. пробовал себя и в науч. фантастике: герой повести «Жидкое солнце» (1913) – гениальный учёный, получивший доступ к источнику сверхмощной энергии, но скрывающий своё изобретение из опасений, что оно будет употреблено для создания смертоносного оружия.
В 1911 К. переехал в Гатчину. В 1912 и 1914 совершил путешествия во Францию и Италию. С началом 1-й мировой войны вернулся в армию, однако уже в следующем году был демобилизован по состоянию здоровья. После Февр. революции 1917 редактировал эсеровскую газ. «Свободная Россия», неск. месяцев сотрудничал с изд-вом «Всемирная литература». После Окт. революции 1917, которую не принял, вернулся к публицистике. В одной из статей К. выступил против расстрела вел. кн. Михаила Александровича, за что был подвергнут аресту и кратковременному заключению (1918). Попытки писателя сотрудничать с новой властью не дали желаемых результатов. Примкнув в окт. 1919 к войскам Н. Н. Юденича, К. добрался до Ямбурга (с 1922 Кингисепп), оттуда через Финляндию до Парижа (1920). В эмиграции были созданы: автобиографич. повесть «Купол св. Исаакия Далматского» (1928), повесть «Жанета. Принцесса четырёх улиц» (1932; отд. изд. – 1934), ряд ностальгич. рассказов о дореволюц. России («Однорукий комедиант», 1923; «Тень императора», 1928; «Царёв гость из Наровчата», 1933) и др. Для произведений эмигрантского периода характерны идеалистич. образы монархич. России, патриархальной Москвы. В автобиографич. романе «Юнкера» (печатался по главам в 1928–32; отд. изд. – 1933) К. вновь обратился к воспоминаниям о годах учёбы в Александровском уч-ще, однако теперь дореволюц. жизнь предстала овеянной ореолом поэзии. Среди др. сочинений: повесть «Звезда Соломона» (1917), рассказ «Золотой петух» (1923), циклы очерков («Киевские типы», 1895–98; «Юг благословенный», «Париж домашний», оба 1927, и др.), лит. портреты, рассказы для детей, фельетоны. В 1937 К. вернулся в СССР.
В творчестве К. дана широкая панорама рос. жизни, охватывающая почти все слои общества 1890–1910-х гг.; традиции бытописательской прозы 2-й пол. 19 в. сочетаются с элементами символизма. В ряде произведений воплотилось тяготение писателя к романтич. сюжетам и героич. образам. Прозу К. отличает изобразительность, динамичность сюжета, психологич. достоверность в обрисовке характеров, насыщенность бытовыми подробностями, колоритный, включающий арготизмы язык.
Многие произведения К. экранизированы; по повести «Поединок» создан балет («Подпоручик Ромашов», муз. В. А. Гаврилина; пост. Б. Я. Эйфмана, 1986).