Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУПРИ́Н АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 368

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дьякова

КУПРИ́Н Алек­сандр Ива­но­вич [26.8(7.9).1870, г. На­ров­чат Пен­зен­ской губ. – 25.8.1938, Ле­нин­град], рус. про­за­ик. Из дво­рян. Отец К. – кол­леж. ре­ги­ст­ра­тор; мать – из древ­не­го ро­да тат. кня­зей Ку­лун­ча­ко­вых. Ра­но ли­шил­ся от­ца; вос­пи­ты­вал­ся в моск. Ра­зу­мов­ском пан­сио­не для си­рот. Окон­чил ка­дет­ский кор­пус (1888), за­тем Алек­сан­д­ров­ское во­ен. уч-ще (1890; оба – в Мо­ск­ве); слу­жил пе­хот­ным офи­це­ром. По­сле вы­хо­да в от­став­ку в чи­не по­ру­чи­ка (1894) сме­нил ряд про­фес­сий: ра­бо­тал зем­ле­ме­ром, лес­ным объ­езд­чи­ком, управ­ляю­щим име­нием, суф­лё­ром в про­винц. ак­тёр­ской труп­пе и др. Мно­гие го­ды со­труд­ни­чал в га­зе­тах Кие­ва, Рос­то­ва-на-До­ну, Одес­сы, Жи­то­ми­ра.

Пер­вая пуб­ли­ка­ция – рас­сказ «По­след­ний де­бют» (1889). Рас­сказ «Доз­на­ние» (1894) от­крыл се­рию во­ен. рас­ска­зов и по­вес­тей К. («Куст си­ре­ни», 1894; «Ноч­лег», 1895; «Пра­пор­щик ар­мей­ский», «Бре­гет», оба – 1897; и др.), от­ра­зив­ших впе­чат­ле­ния пи­са­те­ля от во­ен. служ­бы. По­езд­ки К. по Юж. Ук­раи­не яви­лись ма­те­риа­лом для по­ве­сти «Мо­лох» (1896), в цен­тре ко­то­рой те­ма пром. ци­ви­ли­за­ции, обез­ли­чи­ваю­щей че­ло­ве­ка; со­пос­тав­ле­ние пла­виль­ной пе­чи с язы­че­ским бо­же­ст­вом, тре­бую­щим че­ло­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний, при­зва­но пре­ду­пре­дить об опас­но­сти по­кло­не­ния тех­нич. про­грес­су. Лит. из­вест­ность при­нес­ла К. по­весть «Оле­ся» (1898) – о дра­ма­тич­ной люб­ви вы­рос­шей в лес­ной глу­ши де­вуш­ки-ди­кар­ки и прие­хав­ше­го из го­ро­да на­чи­наю­ще­го пи­са­те­ля. Ге­рой ран­них про­из­ве­де­ний К. – че­ло­век с тон­кой ду­шев­ной ор­га­ни­за­ци­ей, не вы­дер­жи­ваю­щий столк­но­ве­ния с со­ци­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­стью 1890-х гг. и ис­пы­тания боль­шим чув­ст­вом. Сре­ди др. со­чине­ний это­го пе­рио­да: «по­лес­ские рас­ска­зы» «В лес­ной глу­ши» (1898), «На глу­ха­рей» (1899), «Обо­ро­тень» (1901). В 1897 вы­шла пер­вая кни­га К. – «Ми­ни­а­тю­ры». В том же го­ду К. по­зна­ко­мил­ся с И. А. Бу­ни­ным, в 1900 – с А. П. Че­хо­вым; с 1901 уча­ст­во­вал в те­ле­шов­ских «сре­дах» – моск. лит. круж­ке, объ­е­ди­няв­шем пи­са­те­лей реа­ли­стич. на­прав­ле­ния. В 1901 К. пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург; со­труд­ни­чал во влия­тель­ных жур­на­лах «Рус­ское бо­гат­ст­во» и «Мир Бо­жий». В 1902 по­зна­ко­мил­ся с М. Горь­ким; печа­тал­ся в ини­ции­ро­ван­ной им се­рии сб-ков кни­го­из­да­тель­ско­го т-ва «Зна­ние», здесь в 1903 вы­шел в свет 1-й том рас­ска­зов К. Ши­ро­кую по­пу­ляр­ность К. при­нес­ла по­весть «По­еди­нок» (1905), где не­при­гляд­ная кар­ти­на ар­мей­ско­го бы­та с ца­ря­щи­ми в нём муш­трой и по­лу­соз­на­тель­ной жес­то­ко­стью со­про­вож­да­ет­ся раз­мыш­ле­ния­ми об аб­сурд­но­сти су­ще­ст­вую­ще­го ми­ро­по­ряд­ка. Пуб­ли­ка­ция по­вес­ти сов­па­ла по вре­ме­ни с по­ра­же­ни­ем рос. фло­та в рус­ско-япон­ской вой­не 1904–05, что спо­соб­ст­во­ва­ло её об­ществ. ре­зо­нан­су. По­весть бы­ла пе­ре­ве­де­на на иностр. язы­ки и от­кры­ла имя пи­са­те­ля для ев­роп. чи­та­те­ля.

В 1900-х – 1-й пол. 1910-х гг. бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ния К.: по­вес­ти «На пе­ре­ло­ме (Ка­де­ты)» (1900), «Яма» (1909–15); рас­ска­зы «Бо­ло­то», «В цир­ке» (оба 1902), «Трус», «Ко­но­кра­ды» (оба 1903), «Мир­ное жи­тие», «Бе­лый пу­дель» (оба 1904), «Штабс-ка­пи­тан Рыб­ни­ков», «Ре­ка жиз­ни» (оба 1906), «Гам­бри­нус», «Изум­руд» (оба 1907), «Ана­фе­ма» (1913); цикл очер­ков о ры­ба­ках Ба­лак­ла­вы – «Ли­ст­ри­го­ны» (1907–11). Вос­хи­ще­ние си­лой и ге­ро­из­мом, ост­рое ощу­ще­ние кра­со­ты и ра­до­сти бы­тия по­бу­ж­да­ют К. к по­ис­ку но­во­го об­раза – цель­ной и со­зи­да­тель­ной на­ту­ры. В со­че­та­нии с ха­рак­тер­ным для К. про­тес­том про­тив бес­че­ло­веч­но­сти уза­ко­нен­ных форм со­ци­аль­ной жиз­ни этот по­иск при­вёл к транс­фор­мации ку­прин­ско­го ге­роя, ко­то­рый те­перь со­вме­ща­ет в се­бе при­над­леж­ность к рис­ко­ван­ной, «ро­ман­ти­че­ской» про­фес­сии (цир­ка­ча, авиа­то­ра, офи­це­ра и т. п.) со сми­ре­ни­ем «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка». Те­ме люб­ви по­свя­ще­ны по­весть «Су­ла­мифь» (1908; по мо­ти­вам биб­лей­ской Пес­ни Пес­ней) и «Гра­на­то­вый брас­лет» (1911) – тро­га­тель­ный рас­сказ о без­от­вет­ной и са­мо­от­вер­жен­ной люб­ви мел­ко­го те­ле­гра­фи­ста к суп­ру­ге вы­со­ко­по­став­лен­но­го чи­нов­ни­ка. К. про­бо­вал се­бя и в на­уч. фан­та­сти­ке: ге­рой по­ве­сти «Жид­кое солн­це» (1913) – ге­ни­аль­ный учё­ный, по­лу­чив­ший дос­туп к ис­точ­ни­ку сверх­мощ­ной энер­гии, но скры­ваю­щий своё изо­бре­те­ние из опа­се­ний, что оно бу­дет упот­реб­ле­но для соз­да­ния смер­то­нос­но­го ору­жия.

В 1911 К. пе­ре­ехал в Гат­чи­ну. В 1912 и 1914 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вия во Фран­цию и Ита­лию. С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны вер­нул­ся в ар­мию, од­на­ко уже в сле­дую­щем го­ду был де­мо­би­ли­зо­ван по со­стоя­нию здо­ро­вья. По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 ре­дак­ти­ро­вал эсе­ров­скую газ. «Сво­бод­ная Рос­сия», неск. ме­ся­цев со­труд­ни­чал с изд-вом «Все­мир­ная ли­те­ра­ту­ра». По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917, ко­то­рую не при­нял, вер­нул­ся к пуб­ли­ци­сти­ке. В од­ной из ста­тей К. вы­сту­пил про­тив рас­стре­ла вел. кн. Ми­хаи­ла Алек­сан­д­ро­ви­ча, за что был под­верг­нут аре­сту и крат­ко­вре­мен­но­му за­клю­че­нию (1918). По­пыт­ки пи­са­те­ля со­труд­ни­чать с но­вой вла­стью не да­ли же­лае­мых ре­зуль­та­тов. Примк­нув в окт. 1919 к вой­скам Н. Н. Юде­ни­ча, К. до­б­рал­ся до Ям­бур­га (с 1922 Кин­ги­сепп), от­ту­да че­рез Фин­лян­дию до Па­ри­жа (1920). В эмиг­ра­ции бы­ли соз­да­ны: ав­то­био­гра­фич. по­весть «Ку­пол св. Исаа­кия Дал­мат­ско­го» (1928), по­весть «Жа­не­та. Прин­цес­са че­ты­рёх улиц» (1932; отд. изд. – 1934), ряд нос­таль­гич. рас­ска­зов о до­ре­во­люц. Рос­сии («Од­но­ру­кий ко­ме­ди­ант», 1923; «Тень им­пе­ра­то­ра», 1928; «Ца­рёв гость из На­ров­ча­та», 1933) и др. Для про­изве­де­ний эмиг­рант­ско­го пе­рио­да ха­рак­тер­ны идеа­ли­стич. об­ра­зы мо­нар­хич. Рос­сии, пат­ри­ар­халь­ной Мо­ск­вы. В ав­то­био­гра­фич. ро­ма­не «Юн­ке­ра» (пе­ча­тал­ся по гла­вам в 1928–32; отд. изд. – 1933) К. вновь об­ра­тил­ся к вос­по­ми­на­ни­ям о го­дах учё­бы в Алек­сан­д­ров­ском уч-ще, од­на­ко те­перь до­ре­во­люц. жизнь пред­ста­ла ове­ян­ной оре­о­лом по­эзии. Сре­ди др. со­чи­не­ний: по­весть «Звез­да Со­ло­мо­на» (1917), рас­сказ «Зо­ло­той пе­тух» (1923), цик­лы очер­ков («Ки­ев­ские ти­пы», 1895–98; «Юг бла­го­сло­вен­ный», «Па­риж до­маш­ний», оба 1927, и др.), лит. порт­ре­ты, рас­ска­зы для де­тей, фелье­то­ны. В 1937 К. вер­нул­ся в СССР.

В твор­че­ст­ве К. да­на ши­ро­кая па­но­ра­ма рос. жиз­ни, ох­ва­ты­ваю­щая поч­ти все слои об­ще­ст­ва 1890–1910-х гг.; тра­ди­ции бы­то­пи­са­тель­ской про­зы 2-й пол. 19 в. со­че­та­ют­ся с эле­мен­та­ми сим­во­лиз­ма. В ря­де про­из­ве­де­ний во­пло­ти­лось тя­го­те­ние пи­са­те­ля к ро­ман­тич. сю­же­там и ге­ро­ич. об­раз­ам. Про­зу К. от­ли­ча­ет изо­бра­зи­тель­ность, ди­на­мич­ность сю­же­та, пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­ность в об­ри­сов­ке ха­рак­те­ров, на­сы­щен­ность бы­то­вы­ми под­роб­но­стя­ми, ко­ло­рит­ный, вклю­чаю­щий ар­го­тиз­мы язык.

Мно­гие про­из­ве­де­ния К. эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны; по по­ве­сти «По­еди­нок» соз­дан ба­лет («Под­по­ру­чик Ро­ма­шов», муз. В. А. Гав­ри­ли­на; пост. Б. Я. Эйф­ма­на, 1986).

Соч.: Полн. собр. соч.: В 9 т. СПб., 1912–1915; Собр. соч.: В 9 т. М., 1970–1973; Го­лос от­туда: 1919–1934 / Сост., вступ. ст. и прим. О. С. Фи­гур­но­вой. М., 1999.

Лит.: Ку­при­на-Иор­дан­ская М. К. Го­ды мо­ло­до­сти: Вос­по­ми­на­ния о А. И. Ку­при­не / Вступ. ст. В. Г. Ли­ди­на. Прим. Л. И. Да­вы­до­вой. М., 1966; Кру­ти­ко­ва Л. В. А. И. Ку­прин. Л., 1971; Афа­нась­ев В. А. И. Ку­прин. Кри­ти­ко-био­гра­фи­че­ский очерк. 2-е изд. М., 1972; Lu­ker N. J. A. Kuprin. Boston, 1978; Ку­при­на К. А. Ку­прин – мой отец. 2-е изд. М., 1979; Ку­ле­шов ФИ. Твор­че­ский путь А. И. Ку­при­на, 1883–1907. 2-е изд. Минск, 1983; он же. Твор­че­ский путь А. И. Ку­при­на. 1907–1938. 2-е изд. Минск, 1987.

Вернуться к началу