Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАРФО́Р

Авторы: А. В. Беляков (техника); С. А. Комиссаров, С. В. Алкин (Дальний Восток)

ФАРФО́Р (тур. farfur, fagfur, от перс. фег­фур), плот­ный ке­ра­мич. ма­те­ри­ал и из­де­лия из не­го. По­лу­ча­ют об­жи­гом по­лу­фаб­ри­ка­тов из тон­кой сме­си бе­ло­жгу­щей­ся гли­ны, као­ли­на, квар­ца, по­ле­во­го шпа­та, дроб­лё­но­го бра­ка из­де­лий и др. Ф. име­ет, как пра­ви­ло, бе­лое (ред­ко ок­ра­шен­ное) без пор те­ло, про­све­чи­ваю­щее в тон­ком слое; об­ла­да­ет во­до- и га­зо­не­про­ни­цае­мо­стью (ну­ле­вое во­до­по­гло­ще­ние), ме­ха­нич. проч­но­стью, тер­мич. и хи­мич. стой­ко­стью, вы­со­ким элек­трич. со­про­тив­ле­ни­ем, при уда­ре из­да­ёт чис­тый звон­кий звук.

В за­ви­си­мо­сти от со­ста­ва фар­фо­ро­вой мас­сы раз­ли­ча­ют Ф. твёр­дый (темп-ра об­жи­га 1320–1450 °C) и мяг­кий (темп-ра об­жи­га до 1200 °C). К мяг­ко­му Ф. от­но­сят так­же кос­тя­ной Ф., со­дер­жа­щий до 50% (по мас­се) кос­тя­ной зо­лы и об­ла­даю­щий наи­боль­шей бе­лиз­ной и про­све­чи­вае­мо­стью. Ф. по­кры­ва­ют гла­зу­рью или вы­пус­ка­ют без гла­зу­ри в ви­де т. н. би­ск­вит­но­го Ф. (см. Би­ск­вит).

Пер­вые опы­ты из­го­тов­ле­ния со­су­дов из као­ли­на при темп-ре об­жи­га ок. 1000 °C – «бе­лая ке­ра­ми­ка» из­вест­ны в не­оли­тич. куль­ту­рах на зем­лях Юж. и Вост. Ки­тая (не позд­нее 5500 до н. э.). Эти (ско­рее все­го, по­ли­цен­трич­ные) тра­ди­ции по­лу­чи­ли раз­ви­тие в Да­вэнь­коу, Лун­шань, Эр­ли­тоу и др. куль­ту­рах. «При­ми­тив­ный» Ф. («по­лу­фар­фор»; као­лин при темп-ре об­жи­га ок. 1200 °C) из­вес­тен с 15–14 вв. по рас­коп­кам го­ро­ди­ща эпо­хи Шан (Инь) близ совр. г. Чжэн­чжоу и в Пань­лун­чэ­не, в 13–11 вв. ши­ро­ко пред­став­лен в Вост. Ки­тае (куб­ки, горш­ки, пиа­лы, ва­зы; в Учэ­не так­же но­жи, пряс­ли­ца), с 11 в. до н. э. – в сев. и вост. уде­лах Чжоу, час­то ко­пи­руя со­су­ды из брон­зы, в Фэн­хао есть об­раз­цы, со­от­вет­ст­вую­щие мяг­ко­му Ф., но из-за не­со­вер­шен­ст­ва об­жи­га че­ре­пок по­лу­чал­ся се­ро­го цве­та, гла­зурь – не­про­зрач­ной.

Китайский фарфор: 1 – чаша, эпоха династии Сун (960–1279); 2 – ваза, эпоха династии Мин, производство печи Цзиндэчжэнь, 1403–1424. Британский музей (Лондон).

С на­ча­ла н. э. (Вост. Хань) из рай­она совр. г. Шао­син рас­про­стра­ня­ют­ся горш­ки из зе­лё­но­го Ф. По­сте­пен­но фор­ми­ру­ют­ся ло­каль­ные цен­тры – «пе­чи», пред­став­лен­ные мн. сот­ня­ми пе­чей для об­жи­га, с от­ли­чия­ми в тех­но­ло­гии, но­менк­ла­ту­ре, ди­зай­не из­де­лий, кра­си­те­лях. Вы­де­ля­ют до 30 осн. «пе­чей» раз­ных эпох, до позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Напр., в Шанъ­юй (пров. Чжэц­зян) рас­ко­па­но 38 пе­чей для об­жи­га (из 400), в т. ч. пе­рио­да Вост. Хань, сре­ди из­де­лий – древ­ней­шие (сер. 3 в.) фи­гур­ки из Ф. То­гда же на­чи­на­ет­ся из­го­тов­ле­ние кув­ши­нов, ам­фор и др. с леп­ным ор­на­мен­том в ви­де ли­сть­ев ло­то­са или с по­ли­ро­ван­ной по­верх­но­стью. С 5–6 вв. су­ще­ст­во­ва­ли ве­дом­ст­ва, над­зи­рав­шие за про­из­вод­ст­вом Ф. В эпо­ху Тан (618–907) изо­бре­ли тон­ко­стен­ный про­све­чи­ваю­щий­ся бе­лый Ф. [сре­ди осн. «пе­чей» – Даи (пров. Сы­чу­ань), Син­чжоу (пров. Хэ­бэй)], осо­бен­но це­ни­лись из­де­лия с бе­лой ма­то­вой по­верх­но­стью, как и с се­ро-го­лу­бой или 3-цвет­ной гла­зу­рью. Экс­порт Ф. по Ве­ли­ко­му шёл­ково­му пу­ти и др. спо­соб­ст­во­вал по­яв­ле­нию но­вых форм (напр., кув­ши­ны с гор­лом в ви­де птичь­их го­лов и змее­вид­ны­ми руч­ка­ми, как у иран. ме­тал­лич. со­су­дов), де­ко­ра­тив­ных мо­ти­вов.

При ди­на­стии Сун (960–1279) из­го­тав­ли­ва­ли бе­ло­снеж­ные со­су­ды с рель­еф­ным узо­ром, гра­ви­ро­ван­ным иг­лой («пе­чи» Дин­чжоу, пров. Хэ­бэй), с гла­зу­рью се­ро-го­лу­бых и се­ро-зе­лё­ных от­тен­ков (т. н. се­ла­дон; напр., «пе­чи» Жу­яо, пров. Хэ­нань), под­ра­жаю­щей неф­ри­ту («пе­чи» Лун­цю­ань, Гэ­яо в пров. Чжэцзян, Цзюнь­яо в пров. Хэ­нань), и др. Ху­дож. цен­ность при­об­ре­ли «де­фек­ты» об­жи­га (кра­ке­лю­ры и т. п.). При Юань (1271–1368) и Мин (1368–1644) оформ­ля­ет­ся стиль «цинхуа» («го­лу­бые цве­ты») – си­не-бе­лый Ф. с рос­пи­сью тон­кой ки­стью (пей­за­жи, жан­ро­вые сце­ны, узо­ры) ко­баль­том под про­зрач­ной гла­зу­рью (один из «сим­во­лов» кит. Ф.; об объ­ё­ме экс­пор­та сви­де­тель­ст­ву­ют ок. 13500 со­су­дов «цинхуа» в со­б­ра­нии двор­ца Топ­ка­пы в Стам­бу­ле). С сер. 15 в. «цинхуа» до­пол­ня­ют над­гла­зур­ной зе­лё­ной, жёл­той, крас­ной рос­пи­сью («до­уцай» – «борь­ба цве­тов»); про­из-во «пе­чей» Цзин­дэч­жэнь («сто­ли­цы Ф.») в пров. Цзян­си и др. В сти­ле «уцай» («пя­ти­цвет­ные») ис­поль­зо­ва­лись сю­же­ты из клас­сич. кит. ро­ма­нов, кал­ли­гра­фия. В Дэхуа (пров. Фу­ц­зянь) про­дол­жа­ли вы­пус­кать бе­ло­снеж­ные из­де­лия, в т. ч. буд­дий­ские ста­ту­эт­ки (ев­роп. «Blanc de Chine»). Но­вый подъём экс­пор­та (по мо­рю) в 18 в. вы­звал по­яв­ле­ние ев­роп. сю­же­тов, эма­ле­вых вста­вок и др.

В Ко­рее с эпо­хи Ко­рё (935–1392) бы­ли рас­про­стра­не­ны со­су­ды бе­ло­го цве­та («пэк­ча»). С 12 – нач. 13 вв. наи­выс­шего уро­вня раз­ви­тия дос­ти­га­ют из­де­лия из се­ла­до­на. На этой ос­но­ве в 15–16 вв. про­из­во­ди­ли ши­ро­кодос­туп­ную ке­ра­ми­ку «пунч­хон» (се­рый или се­ро-бе­лый че­ре­пок, бе­лый ан­гоб, рас­ти­тель­ные и др. узо­ры под про­зрач­ной се­рой гла­зу­рью). Гла­зу­ро­ван­ный Ф. 15 в. с ин­кру­ста­ци­ей цвет­ны­ми гли­на­ми под гла­зу­рью (тех­ни­ка «сан­гам») свя­зан с се­ла­до­на­ми Ко­рё и твёр­дым Ф., ис­пы­тав­шим кит. влия­ние. Про­сто­та и изы­скан­ность Ф. без де­ко­ра («сун пэк­ча» – «чис­тый пэк­ча») от­ве­ча­ли вку­сам об­ра­зо­ван­но­го со­сло­вия, кон­фу­ци­ан­ско­му по­ряд­ку. Осо­бая бе­лиз­на гла­зу­ри и эле­гант­ность при­су­щи из­де­ли­ям гос. «пе­чей», ра­бо­тав­ших по за­ка­зам дво­ра [сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных – эпо­хи ва­на Сед­жо­на (1418–50)]. Со 2-й пол. 15 в. рас­про­стра­ня­ет­ся рос­пись ко­баль­том; его при­во­зи­ли из араб. стран че­рез Ки­тай и дос­туп к не­му име­ли в осн. ху­дож­ни­ки Ака­де­мии Тох­ва­со. Со 2-й пол. 17 в. по­яв­ля­ют­ся лу­но­вид­ные со­су­ды с си­ни­ми или ко­рич­не­вы­ми изо­бра­же­ния­ми дра­ко­нов, об­ла­ков и др., ва­зы с чёт­ки­ми гра­ня­ми и др. В 18–19 вв. гос. «пе­чи» на­ла­жи­вают мас­со­вое про­из-во Ф. с рос­пи­сью в ви­де бла­го­по­же­ла­тель­ных сим­во­лов или жан­ро­вых сцен.

Под влия­ни­ем кит. сти­ля «цинхуа» сло­жи­лось про­из-во Ф. во Вьет­на­ме в сти­ле «ан­нам» (в осн. си­няя, ре­же так­же ко­рич­не­вая и др. рос­пись). Осн. «пе­чи» рас­по­ла­га­лись в дель­те р. Крас­ная. В 16–17 вв. мно­го вьетн. Ф. вы­во­зи­лось в Япо­нию. В 1996 в Юж­но-Ки­тай­ском м. об­на­ру­жен за­то­нув­ший ко­рабль, с ко­то­ро­го под­ня­ли 250 тыс. из­де­лий из Ф. В Япо­нии мас­со­вое про­из-во Ф. воз­ник­ло в 16–17 вв. под влия­ни­ем из Ки­тая и Ко­реи. Осо­бен­но из­вест­ны из­де­лия г. Ари­та («има­ри») с тон­чай­шей по­ли­хром­ной рос­пи­сью эма­ля­ми по бе­ло­му фо­ну (цве­ты, пти­цы), по­вли­яв­шие на рос­пись ев­роп. фар­фо­ра.

В Ев­ро­пе в кон. 16 в. из­го­тов­ля­ли мяг­кий Ф., близ­кий по со­ста­ву мо­лоч­но­му стек­лу (т. н. фар­фор Ме­ди­чи во Фло­рен­ции со свет­лым че­реп­ком, по­кры­тым свин­цо­вой гла­зу­рью, и с рос­пи­сью ко­баль­том, под­ра­жав­шей вост. мо­де­лям). Ок. 1709 в Гер­ма­нии учё­ным И. Ф. Бёт­ге­ром (при со­дей­ст­вии Э. В. Чирн­хау­за) от­крыт спо­соб про­из-ва твёр­до­го Ф., а в 1710 ос­но­ван пер­вый в Ев­ро­пе фар­фо­ро­вый за­вод в Май­се­не (см. Май­сен­ский фар­фор). В 1717–18 ос­но­ва­на ма­ну­фак­ту­ра в Ве­не, а за­тем в Бер­ли­не, Хёх­сте, Нёй­де­ке (в 1761 пе­ре­ве­де­на в Ним­фен­бург), Фран­кен­та­ле, Фюр­стен­бер­ге, Люд­вигс­бур­ге. Во Фран­ции в 17–18 вв. ма­ну­фак­ту­ры (в Руа­не, Сен-Клу, Мен­не­си, Шан­тийи, Вен­се­не) из­го­тов­ля­ли пред­ме­ты рос­ко­ши (в т. ч. леп­ные цве­ты) из мяг­ко­го Ф., по­кры­тые лег­ко­плав­кой свин­цо­вой гла­зу­рью и яр­кой рос­пи­сью на бе­лых по­лях цвет­ных фо­нов. Твёр­дый Ф. здесь на­ча­ли про­из­во­дить с по­след­ней тре­ти 18 в. Осо­бое ме­сто за­ня­ло про­из-во би­ск­вит­ной скульп­ту­ры (по ри­сун­кам и мо­де­лям Э. М. Фаль­ко­не, Ф. Бу­ше и др.) на Севр­ской ма­ну­фак­ту­ре (см. Севр­ский фар­фор). В Ве­ли­ко­бри­та­нии в сер. 18 в. из­го­тов­ля­лись по­су­да и скульп­ту­ра из мяг­ко­го Ф. и кос­тя­но­го Ф. (ма­ну­фак­ту­ры в Боу, Чел­си, Вус­те­ре), по­кры­тые свин­цо­вой гла­зу­рью и яр­кой соч­ной рос­пи­сью (час­то сре­ди цвет­но­го фо­на). В Ита­лии твёр­дый и мяг­кий Ф. вы­пус­кал­ся в 18 в. в Ве­не­ции, Доч­че (близ Фло­рен­ции), Не­апо­ле (по­су­да с кит. мо­ти­ва­ми и гро­те­ска­ми и мел­кая пла­сти­ка, рель­еф­ные пан­но для двор­цов). В 18–19 вв. ма­ну­фак­ту­ры по про­из-ву твёр­до­го и мяг­ко­го Ф. соз­да­ны так­же в Да­нии (Ко­пен­га­ген), Шве­ции (Ма­рие­берг), Гол­лан­дии (Beсп, Гаа­га), Бель­гии (Тур­не), Швей­ца­рии (Цю­рих), Че­хии (Слав­ков, Клаш­те­рец). На ма­ну­фак­ту­рах 19 в. (в Брже­зо­ве в Че­хии, Хе­рен­де в Венг­рии) при­ме­ня­лась над­гла­зур­ная рос­пись эма­ля­ми в под­ра­жа­ние ки­тай­ской.

В Рос­сии при­воз­ной Ф. из­вес­тен со 2-й пол. 16 в.; в 18 в. над спо­со­бом про­из-ва Ф. ра­бо­тал М. В. Ло­мо­но­сов. Соз­да­те­лем отеч. Ф. яв­ля­ет­ся Д. И. Ви­но­гра­дов. В 1744 в Пе­тер­бур­ге ос­но­ван Им­пе­ра­тор­ский фар­фо­ро­вый за­вод, с ко­то­рым свя­за­ны наи­выс­шие дос­ти­же­ния отеч. произ-ва Ф. В 18–19 вв. от­кры­ты мн. ча­ст­ные фар­фо­ро­вые за­во­ды: Ф. Я. Гард­не­ра (см. Дмит­ров­ский фар­фо­ро­вый за­вод), рос. пред­при­ни­ма­те­лей Куз­не­цо­вых (см. Куз­не­цов­ский фар­фор), Н. Б. Юсу­по­ва в с. Ар­хан­гель­ское, А. М. Мик­ла­шев­ско­го в с. Во­ло­ки­ти­но Чер­ни­гов­ской губ.; за­вод А. Г. По­по­ва в с. Гор­бу­но­во Моск. губ. Тра­ди­ция рус. нар. иск-ва яр­ко про­яви­лась в из­де­ли­ях мн. мел­ких произ-в 1-й пол. 19 в., осо­бен­но Гже­ли (см. Гжель­ская ке­ра­ми­ка). К сер. 19 в. бы­ли ос­но­ва­ны круп­ные за­во­ды (Ду­лёв­ский фар­фо­ро­вый за­вод и др.).

В совр. ми­ре в оформ­ле­нии мас­со­вых из­де­лий из Ф. по­все­ме­ст­но вво­дят­ся ме­ха­нич. приё­мы (пе­ре­вод­ные по­ли­гра­фич. изо­бра­же­ния-де­каль­ко­ма­ния, штамп, тра­фа­рет, руч­ная и ма­шин­ная от­вод­ка), со­з­да­ёт­ся вы­со­ко­ка­чест­вен­ная по­су­да и ху­дож.-де­ко­ра­тив­ные из­де­лия в под­ра­жа­ние ис­то­рич. фор­мам, а так­же по про­ек­там ве­ду­щих ди­зай­не­ров и ху­дож­ни­ков (напр., со­труд­ни­че­ст­во с Севр­ской ма­ну­фак­ту­рой А. Кол­де­ра, С. По­ля­ко­ва, Э. Сот­тсас­са).

Из Ф. из­го­тав­ли­ва­ют так­же уз­лы и де­та­ли хи­мич. ап­па­ра­тов, элек­тро- и ра­дио­тех­ни­чес­кие, са­ни­тар­но-тех­нич. и стро­ит. из­де­лия. См. так­же Ке­ра­ми­ка.

Лит.: Griffing R. P. The art of the Korean potter. N. Y., 1968; Чжун­го тао­цы ши / Ред. Фэн Сяо­мин и др. Пе­кин, 1987; Kerr R., Wood N. Ceramic technology // Needham J. Science and civilisation in China. Camb., 2004. Vol. 5. Pt. 12; Крав­цо­ва М. Е. Ке­ра­ми­ка // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2010. [Т. 6]; Ма­ло­лет­ков В. А. Со­вре­мен­ная ке­ра­ми­ка ми­ра: Твор­че­ский опыт по­след­ней тре­ти XX – на­ча­ла XXI ве­ка. М., 2010; Чжан Суц­зянь, Ли Вэй­дун, Ван Фэнь. Чжун­го гу­дай бай­тао // Чжун­го тао­цы. 2011. Т. 7. № 4; Fang Lili. Chinese ceramics. Camb.; N. Y., 2011; Кра­силь­ни­ко­ва И. Фар­фор и фа­янс ча­ст­ных за­во­дов Рос­сии. Яро­славль, 2015.

Вернуться к началу