СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНОЕ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНОЕ, класс полнозначных слов (одна из частей речи), обозначающих предметы (субстанции) и функционирующая гл. обр. как подлежащее или дополнение.
С., типичная функция которого – обозначение осн. актантов предиката (в т. ч. субъекта предикации; см. также Актант, Субъект), противопоставлен прежде всего глаголу (осн. функция которого – обозначение предиката). На этом противопоставлении основано разграничение частей речи уже у Платона и Аристотеля (см. также Античная языковедческая традиция). К классу С. относятся слова, по своему понятийному содержанию выступающие прежде всего как субъект (или актант) предикации: обозначения конкретных предметов («книга», англ. «box» ‘коробка’ и т. п.), лиц («учитель», болг. «майка» ‘мать’), животных («кошка») и др. По своей семантике они делятся на собственные имена и нарицательные имена; на С. конкретные («хлеб», «студент») и отвлечённые, или абстрактные («страх», «бег», «пухлость»).
С. может выступать не только в синтаксич. функции подлежащего («Дети идут в школу») и дополнения («читать книгу»), но и сказуемого (араб. ana raǧulum ‘я человек’) или его именной части (болг. «Лъвът е диво животно» – «Лев – дикое животное»), определения («слеза ребёнка»), обстоятельства («учится в школе»). Выступая в разных функциях, часто образует синтаксич. единства с предлогами, послелогами и счётными словами (см. Классификаторы).
Синтаксич. принципы выделения С. имеют универсальный характер, будучи применимы и для изолирующих языков. В языках др. типов (см. Типологическая классификация языков) С. могут выделяться также и по морфологич. признакам. В обладающих словоизменением языках для них могут быть характерны категории рода, класса именного, числа, падежа, определённости-неопределённости, отчуждаемой/неотчуждаемой принадлежности. Они определяют набор форм С. или согласуемых с ним при словоизменении частей речи (см. Согласование); напр. С. в рус. яз., выступающее в функциях дополнения и гл. члена атрибутивных конструкций «С. + прилагательное/причастие» («высокий человек», «спящий человек»), обладающее сочетаемостью с предлогами, характеризуется при этом родом (как словоклассифицирующим показателем), числом и падежом.
В языках, в которых части речи обладают морфологич. признаками, эти признаки являются основанием выделения отд. классов слов. При этом С. выступает в качестве ядра именных частей речи (см. Имя), противопоставленных глаголу (глагольным частям речи).
Морфологич. признаки имеют чёткое внешнее выражение, и поэтому в языковом сознании носителей флективных языков они играют наиболее существенную роль. С. воспринимаются прежде всего как класс тех слов, которые обладают склонением и детерминируют (в рамках именных категорий) согласуемые с ними части речи. Грамматич. традиция, в которой морфологич. признаки лежат в основе классификации частей речи, восходит к античной языковедч. традиции; её развитие – т. н. грамматич. (формальная) классификация частей речи (Ф. Ф. Фортунатов, Д. Н. Ушаков и др.), при которой С. определяются как склоняемые слова. Однако несклоняемые С. («шоссе», «конферансье» и др.) при такой классификации должны попадать в один класс с предлогами, союзами и междометиями. Однако явная принадлежность таких слов в рус. яз. к тому же классу, что и «дорога», «инженер», показывает, что именно синтактико-семантич. признаки служат основой выделения С., тогда как морфологич. признаки являются вторичными, дополнительными.
С. может быть выделено и на основе противопоставления др. частям речи по набору свойственных для него словообразоват. аффиксов; ср. аффиксы С., образуемых от прилагательных [напр., болг. -ост («хубавост» ‘красота’ < «хубав»)], аффиксы отглагольных С. [рус. -ание («копание»), -ение («стремление»); болг. -ане («слушане» ‘слушанье’ < «слушам»), -ене («четене» ‘чтение’ < «чета»)], аффикс -тель («учитель»).
Дополнит. способ выделения С. в некоторых языках – его фонетич. состав (напр., в яз. йоруба С. начинаются с гласного, а глаголы – с согласного).