Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНОЕ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 480-481

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНОЕ, класс пол­но­знач­ных слов (од­на из час­тей ре­чи), обо­зна­чаю­щих пред­ме­ты (суб­стан­ции) и функ­цио­ни­рую­щая гл. обр. как под­ле­жа­щее или до­пол­не­ние.

С., ти­пич­ная функ­ция ко­то­ро­го – обо­зна­че­ние осн. ак­тан­тов пре­ди­ка­та (в т. ч. субъ­ек­та пре­ди­ка­ции; см. так­же Ак­тант, Субъ­ект), про­ти­во­пос­тав­лен пре­ж­де все­го гла­го­лу (осн. функ­ция ко­то­ро­го – обо­зна­че­ние пре­ди­ка­та). На этом про­ти­во­пос­тав­ле­нии ос­но­ва­но раз­гра­ни­че­ние час­тей ре­чи уже у Пла­то­на и Ари­сто­те­ля (см. так­же Ан­тич­ная язы­ко­вед­че­ская тра­ди­ция). К клас­су С. от­но­сят­ся сло­ва, по сво­ему по­ня­тий­но­му со­дер­жа­нию вы­сту­паю­щие пре­ж­де все­го как субъ­ект (или ак­тант) пре­ди­ка­ции: обо­зна­че­ния кон­крет­ных пред­ме­тов («кни­га», англ. «box» ‘коробка’ и т. п.), лиц («учи­тель», болг. «май­ка» ‘мать’), жи­вот­ных («кош­ка») и др. По сво­ей се­ман­ти­ке они де­лят­ся на соб­ст­вен­ные име­на и на­ри­ца­тель­ные име­на; на С. кон­крет­ные («хлеб», «сту­дент») и от­вле­чён­ные, или аб­ст­ракт­ные («страх», «бег», «пух­лость»).

С. мо­жет вы­сту­пать не толь­ко в син­так­сич. функ­ции под­ле­жа­ще­го («Де­ти идут в шко­лу») и до­пол­не­ния («чи­тать кни­гу»), но и ска­зуе­мо­го (араб. ana ra­ǧulum ‘я человек’) или его имен­ной час­ти (болг. «Лъвът е ди­во жи­вот­но» – «Лев – ди­кое жи­вот­ное»), оп­ре­де­ле­ния («сле­за ре­бён­ка»), об­стоя­тель­ст­ва («учит­ся в шко­ле»). Вы­сту­пая в раз­ных функ­ци­ях, час­то об­ра­зу­ет син­так­сич. един­ст­ва с пред­ло­га­ми, по­сле­ло­га­ми и счёт­ны­ми сло­ва­ми (см. Клас­си­фи­ка­то­ры).

Син­так­сич. прин­ци­пы вы­де­ле­ния С. име­ют уни­вер­саль­ный ха­рак­тер, бу­ду­чи при­ме­ни­мы и для изо­ли­рую­щих язы­ков. В язы­ках др. ти­пов (см. Ти­по­ло­ги­че­ская клас­си­фи­ка­ция язы­ков) С. мо­гут вы­де­лять­ся так­же и по мор­фо­ло­гич. при­зна­кам. В об­ла­даю­щих сло­во­из­ме­не­ни­ем язы­ках для них мо­гут быть ха­рак­тер­ны ка­те­го­рии ро­да, клас­са имен­но­го, чис­ла, па­де­жа, оп­ре­де­лён­но­сти-не­оп­ре­де­лён­но­сти, от­чу­ж­дае­мой/не­от­чу­ж­дае­мой при­над­леж­но­сти. Они оп­ре­де­ля­ют на­бор форм С. или со­гла­суе­мых с ним при сло­во­из­ме­не­нии час­тей ре­чи (см. Со­гла­со­ва­ние); напр. С. в рус. яз., вы­сту­паю­щее в функ­ци­ях до­пол­не­ния и гл. чле­на ат­ри­бу­тив­ных кон­ст­рук­ций «С. + при­ла­га­тель­ное/при­час­тие» («вы­со­кий че­ло­век», «спя­щий че­ло­век»), об­ла­даю­щее со­че­тае­мо­стью с пред­ло­га­ми, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся при этом ро­дом (как сло­во­клас­си­фи­ци­рую­щим по­ка­за­те­лем), чис­лом и па­де­жом.

В язы­ках, в ко­то­рых час­ти ре­чи об­ла­да­ют мор­фо­ло­гич. при­зна­ка­ми, эти при­зна­ки яв­ля­ют­ся ос­но­ва­ни­ем вы­де­ле­ния отд. клас­сов слов. При этом С. вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве яд­ра имен­ных час­тей ре­чи (см. Имя), про­ти­во­пос­тав­лен­ных гла­го­лу (гла­голь­ным час­тям ре­чи).

Мор­фо­ло­гич. при­зна­ки име­ют чёт­кое внеш­нее вы­ра­же­ние, и по­это­му в язы­ко­вом соз­на­нии но­си­те­лей флек­тив­ных язы­ков они иг­ра­ют наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ную роль. С. вос­при­ни­ма­ют­ся пре­ж­де все­го как класс тех слов, ко­то­рые об­ла­да­ют скло­не­ни­ем и де­тер­ми­ни­ру­ют (в рам­ках имен­ных ка­те­го­рий) со­гла­суе­мые с ни­ми час­ти ре­чи. Грам­ма­тич. тра­ди­ция, в ко­то­рой мор­фо­ло­гич. при­зна­ки ле­жат в ос­но­ве клас­си­фи­ка­ции час­тей ре­чи, вос­хо­дит к ан­тич­ной язы­ко­ведч. тра­ди­ции; её раз­ви­тие – т. н. грам­ма­тич. (фор­маль­ная) клас­си­фи­ка­ция час­тей ре­чи (Ф. Ф. Фор­ту­на­тов, Д. Н. Уша­ков и др.), при ко­то­рой С. оп­ре­де­ля­ют­ся как скло­няе­мые сло­ва. Од­на­ко не­скло­няе­мые С. («шос­се», «кон­фе­ран­сье» и др.) при та­кой клас­си­фи­ка­ции долж­ны по­па­дать в один класс с пред­ло­га­ми, сою­за­ми и меж­до­ме­тия­ми. Од­на­ко яв­ная при­над­леж­ность та­ких слов в рус. яз. к то­му же клас­су, что и «до­ро­га», «ин­же­нер», по­ка­зы­ва­ет, что имен­но син­так­ти­ко-се­ман­тич. при­зна­ки слу­жат ос­но­вой вы­де­ле­ния С., то­гда как мор­фо­ло­гич. при­зна­ки яв­ля­ют­ся вто­рич­ны­ми, до­пол­ни­тель­ны­ми.

С. мо­жет быть вы­де­ле­но и на ос­но­ве про­ти­во­пос­тав­ле­ния др. час­тям ре­чи по на­бо­ру свой­ст­вен­ных для не­го сло­во­об­ра­зо­ват. аф­фик­сов; ср. аф­фик­сы С., об­ра­зуе­мых от при­ла­га­тель­ных [напр., болг. -ост («ху­ба­вост» ‘красота’ < «ху­бав»)], аф­фик­сы от­гла­голь­ных С. [рус. -ание («ко­па­ние»), -ение («стрем­ле­ние»); болг. -ане («слу­ша­не» ‘слуша­нье’ < «слу­шам»), -ене («че­те­не» ‘чте­ние’ < «че­та»)], аф­фикс -тель («учи­тель»).

До­пол­нит. спо­соб вы­де­ле­ния С. в не­ко­то­рых язы­ках – его фо­не­тич. со­став (напр., в яз. йо­ру­ба С. на­чи­на­ют­ся с глас­но­го, а гла­го­лы – с со­глас­но­го).

Лит.: Фор­ту­на­тов Ф. Ф. Срав­ни­тель­ное язы­ко­ве­де­ние // Фор­ту­на­тов Ф. Ф. Избр. тру­ды. М., 1956. Т. 1; Во­про­сы тео­рии час­тей ре­чи. Л., 1968; Муч­ник И. П. Грам­ма­ти­че­ские ка­те­го­рии гла­го­ла и име­ни в со­вре­мен­ном рус­ском ли­те­ра­тур­ном язы­ке. М., 1971; Лай­онз Дж. Вве­де­ние в тео­ре­ти­че­скую лин­гвис­ти­ку. М., 1978; Ви­но­гра­дов В. В. Рус­ский язык: (Грам­ма­ти­че­ское уче­ние о сло­ве). 4-е изд. М., 2001; Зализ­няк А. А. «Рус­ское имен­ное сло­во­из­ме­не­ние». С при­ло­же­ни­ем из­бран­ных ра­бот по со­вре­мен­но­му рус­ско­му язы­ку и об­ще­му язы­ко­зна­нию. М., 2002; Крат­кая рус­ская грам­ма­ти­ка / Под ред. Н. Ю. Шве­до­вой, В. В. Ло­па­ти­на. 2-е изд. М., 2002; Ван­д­ри­ес Ж. Язык. 3-е изд. М., 2004; Рус­ская грам­ма­ти­ка. М., 2005. Т. 1; Шах­ма­тов А. А. Син­так­сис рус­ско­го язы­ка. М., 2014.

Вернуться к началу