Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРА́БЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 148-149

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Родионов

АРА́БЫ (са­мо­на­зва­ние – аль-араб), груп­па на­ро­дов, ис­то­ри­ко-куль­тур­ная общ­ность, в Зап. Азии и Сев. Аф­ри­ке. Про­жи­ва­ют в Ира­ке (15 млн. чел., в т. ч. ирак­цев 13,3 млн. чел. – 2000, оценка), Сау­дов­ской Ара­вии (18,9 млн. чел., в т. ч. сау­дов­ских ара­бов 16 млн. чел.), ОАЭ (1,1 млн. чел., в т. ч. Объе­ди­нён­ных Араб­ских Эми­ра­тов ара­бов 298 тыс. чел.), Ку­вей­те (1,5 млн. чел., в т. ч. ку­вейт­цев 591 тыс. чел.), Ка­та­ре (302 тыс. чел., в т. ч. ка­тар­цев 80 тыс. чел.), Йе­ме­не (16,7 млн. чел., в т. ч. йе­мен­цев 16,2 млн. чел.), Ома­не (1,2 млн. чел., в т. ч. оман­ских ара­бов 1 млн. чел.), Бах­рей­не (401 тыс. чел., в т. ч. бах­рейн­цев 394 тыс. чел.), Си­рии (14 млн. чел., в т. ч. си­рий­цев 12 млн. чел.), Ли­ва­не (2,8 млн. чел., в т. ч. ли­ван­цев 2,3 млн. чел.), Па­ле­сти­не (1,9 млн. чел., в т. ч. па­ле­стин­цев 1,8 млн. чел.), Из­раи­ле (из­ра­иль­ские ара­бы, 855 тыс. чел.), Иор­да­нии (6,5 млн. чел., в т. ч. иор­дан­цев 1,2 млн. чел.), Егип­те (63,3 млн. чел., в т. ч. егип­тян 57,6 млн. чел.), Ли­вии (4,8 млн. чел., в т. ч. ли­вий­цев 3,2 млн. чел.), Ту­ни­се (9,4 млн. чел., в т. ч. ту­нис­цев 6,4 млн. чел.), Ал­жи­ре (23 млн. чел., в т. ч. ал­жир­цев 21,6 млн. чел.), Ма­рок­ко (14,7 млн. чел., в т. ч. ма­рок­кан­цев 11,7 млн. чел.), Зап. Са­ха­ре (мав­ры 226 тыс. чел.), Ма­ври­та­нии (ма­ври­тан­цы 1,7 млн. чел.). Араб. об­щи­ны име­ют­ся так­же в Ира­не (ху­зи­стан­ские ара­бы 1,7 млн. чел.), Па­ки­ста­не (156 тыс. чел.), Ин­дии (101 тыс. чел.), Ин­до­не­зии (212 тыс. чел.), США (3,7 млн. чел.), Мек­си­ке (989 тыс. чел.), Бра­зи­лии (221 тыс. чел.), Ве­не­су­эле (111 тыс. чел.), Ар­ген­ти­не (1,2 млн. чел.), Фран­ции (1,9 млн. чел.), Гер­ма­нии (221 тыс. чел.), Бель­гии (178 тыс. чел.), Рос­сии (11 тыс. чел.; 2002, пе­ре­пись) и др.

А. го­во­рят на ло­каль­ных диа­лек­тах араб­ско­го язы­ка. Пред­ста­ви­те­ли не­ко­то­рых эт­но­кон­фес­сио­наль­ных групп Си­рии и Ира­ка со­хра­ня­ют в бы­ту диа­лек­ты од­но­го из ара­мей­ских язы­ков; часть на­се­ле­ния юж. по­бе­ре­жья Ара­вий­ско­го п-ова (мах­ра и со­кот­рий­цы в Йе­ме­не, шах­ри, бо­тха­ри, хар­су­си в Ома­не) го­во­рят на язы­ке юж­но­пе­ри­фе­рий­ной груп­пы се­мит­ских язы­ков.

Боль­шин­ст­во А. ис­по­ве­ду­ет ис­лам: в осн. сун­нит­ско­го, а так­же ши­итско­го (ху­зи­стан­ские А., боль­шин­ст­во ирак­цев, часть си­рий­цев и ли­ван­цев, в т. ч. дру­зы и ну­сай­ри­ты, А. стран Ара­вий­ско­го п-ова и Пер­сид­ско­го зал.) тол­ка; осо­бое на­прав­ле­ние ис­ла­ма пред­став­ля­ют иба­ди­ты (оман­ские А.). Сре­ди А.-хри­сти­ан – коп­ты Егип­та, ма­ро­ни­ты Ли­ва­на; пра­во­слав­ные А. и пред­ста­ви­те­ли про­чих вост.-хри­сти­ан­ских церк­вей, вклю­чая униа­тов, про­жи­ва­ют в Из­раи­ле, а так­же в Па­ле­сти­не, Иор­да­нии, Си­рии, Ли­ва­не, Ира­ке и др. араб. стра­нах.

Пред­ки А. – жи­те­ли Ара­вий­ско­го п-ова (ара­ви­тя­не), у ко­то­рых в сер. 2-го тыс. до н. э. на­чал скла­ды­вать­ся хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ный тип ко­чев­ни­ков-верб­лю­до­во­дов пус­тынь и по­лу­пус­тынь (бе­дуины­). В оа­зи­сах и до­ли­нах раз­ви­ва­лось зем­ле­де­лие, воз­ни­ка­ли тор­го­вые по­се­ле­ния. Жи­те­лей Центр. и Сев. Ара­вии (в от­ли­чие от но­си­те­лей юж­но­ара­вий­ской ци­ви­ли­за­ции) их со­се­ди, по край­ней ме­ре с 7 в. до н. э., на­зы­ва­ли А. («ариби» ас­си­рий­ских ан­на­лов – от се­мит­ско­го кор­ня, оз­на­чаю­ще­го ‘быть пус­тын­ным’). Араб. пле­ме­на де­ли­лись на «юж­ные» («по­том­ки Ках­та­на», или йе­ме­нит­ские) и «се­вер­ные» («по­том­ки Ад­на­на», или ни­за­ри­ты). Обе груп­пы рас­се­ли­лись по всей тер­ри­то­рии по­лу­ост­ро­ва и за его пре­де­ла­ми, где они уча­ст­во­ва­ли в соз­да­нии На­ба­тей­ско­го цар­ст­ва, Паль­ми­ры и ос­но­ва­ли гос-ва Гас­са­ни­дов (у гра­ниц Ви­зан­тии) и Лах­ми­дов (у гра­ниц Ира­на). По­яв­ле­ние ис­ла­ма и соз­да­ние Ха­ли­фа­та при­ве­ло к кон­со­ли­да­ции араб. пле­мён и осед­ло­го на­се­ле­ния Юж. Ара­вии в еди­ную общ­ность. Во вре­мя араб­ских за­вое­ва­ний А. рас­се­ли­лись от Центр. Азии до зап. по­бе­ре­жья Пи­ре­ней­ско­го п-ова, при­чём ме­ст­ное на­се­ле­ние вне­сло зна­чит. вклад в фор­ми­ро­ва­ние клас­си­че­ской арабо-му­суль­ман­ской куль­ту­ры.

Улица арабского города.

Рас­пад Ос­ман­ской им­пе­рии, в со­став ко­то­рой в 16–17 вв. вош­ли араб. стра­ны, борь­ба про­тив ев­роп. ко­ло­ни­аль­ных дер­жав ук­ре­пи­ли са­мо­соз­на­ние А., вы­зва­ли к жиз­ни идеи араб­ско­го (пан­ара­бизм) и му­суль­ман­ско­го (пан­ис­ла­мизм) един­ст­ва, с од­ной сто­ро­ны, и чув­ст­во ло­каль­но­го на­цио­на­лиз­ма (си­рий­ско­го, еги­пет­ско­го, ирак­ско­го, йе­мен­ско­го и т. д.) – с дру­гой. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны воз­ник­ли об­ще­араб. ор­га­ни­за­ции: Ли­га араб­ских го­сударств, Араб. об­щий ры­нок (1964), Орг-ция араб. стран – экс­пор­тё­ров неф­ти (1968), Центр араб. пром. раз­ви­тия (1969, с 1978 Араб. орг-ция пром. раз­ви­тия), Араб. орг-ция об­ра­зо­ва­ния, куль­ту­ры и нау­ки и др. Совр. араб. са­мо­соз­на­ние силь­но по­ли­ти­зи­ро­ва­но, рас­про­стра­не­ны ра­ди­каль­ные те­че­ния, от­ри­цаю­щие зап. ци­ви­ли­за­цию, вы­сту­пая про­тив неё как внут­ри араб. ми­ра, так и за его пре­де­ла­ми.

Боль­шин­ст­во А. – кре­сть­я­не-фел­ла­хи, за­ни­маю­щие­ся па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем в оа­зи­сах, до­ли­нах и на скло­нах гор; часть со­хра­ня­ет ко­че­вое и по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во. Тра­диц. жи­ли­ще ко­чев­ни­ков – пе­ре­нос­ной ша­тёр. Ти­пич­ный для Ара­вии древ­ний дом-баш­ня из кам­ня или сыр­цо­во­го кир­пи­ча встре­ча­ет­ся и в др. об­лас­тях араб. ми­ра. Его ва­ри­ант – дом-усадь­ба, в ко­то­рой жи­лые и хо­зяйств. по­ме­ще­ния объ­е­ди­не­ны внут­ри за­мы­каю­щих стен. Рас­про­стра­не­ны так­же др. ти­пы мно­го­ка­мер­ных или од­но­ка­мер­ных, гли­но­бит­ных (час­то на де­рев. кар­ка­се) или ка­мен­ных, пря­мо­уголь­ных в пла­не жи­лищ с пло­ской кры­шей; в Ли­ва­не, Си­рии, Иор­да­нии боль­шая ком­на­та та­ко­го до­ма раз­де­ле­на ар­кой, под­дер­жи­ваю­щей кров­лю. На сре­ди­зем­но­мор­ском по­бе­ре­жье рас­про­стра­не­ны до­ма с ку­поль­ной кры­шей, на се­ве­ре Си­рии – «са­хар­ные го­ло­вы» (ко­ну­со­об­раз­ные са­ман­ные по­строй­ки без окон, по­бе­лён­ные из­вёст­кой из­нут­ри и сна­ру­жи), на юге Ира­ка – тро­ст­ни­ко­вые до­ма и т. д. В пла­ни­ров­ке лю­бо­го тра­диц. жи­ли­ща А. обыч­но пре­ду­смот­ре­на «жен­ская по­ло­ви­на» (см. в ст. Гарем).

Тра­диц. муж­ской кос­тюм А. вос­хо­дит к оде­ж­де оби­та­те­лей Ара­вий­ско­го п-ова – ши­ро­кая ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха с длин­ны­ми ру­ка­ва­ми, рас­паш­ные пла­щи с ко­рот­ки­ми ру­ка­ва­ми или без ру­ка­вов, тюр­ба­ны, го­лов­ной пла­ток (ку­фия), при­дер­жи­вае­мый на те­ме­ни шер­стя­ным шну­ром (стал в 20 в. сим­во­лом араб. един­ст­ва). Не­сши­тые и сши­тые юб­ки и пле­че­вые на­кид­ки – муж­ская оде­ж­да древ­ней Ара­вии – со­хра­ни­лись на юге по­лу­ост­ро­ва и в ри­ту­аль­ной оде­ж­де па­лом­ни­ков в Мек­ку. Под ира­но-тюрк. влия­ни­ем у А. очень ра­но рас­про­стра­ни­лись су­жаю­щие­ся кни­зу шта­ны на вздёрж­ке, без­ру­кав­ки, каф­та­ны, фет­ро­вые шап­ки (см. Фес­ка). Жен­ская оде­ж­да сход­на с муж­ской, от­ли­ча­ясь де­ко­ром и де­та­ля­ми кроя. Коль­ца, серь­ги, руч­ные и нож­ные брас­ле­ты, но­со­вые за­пон­ки, се­реб­ря­ные поя­са и др. ук­ра­ше­ния не­ред­ко со­став­ля­ют са­мую цен­ную часть лич­но­го иму­ще­ст­ва жен­щин. В боль­шин­ст­ве араб. стран жен­щи­ны по­яв­ля­ют­ся в об­ществ. мес­тах в од­но­тон­ных плать­ях и плат­ках, скры­ваю­щих фи­гу­ру и во­ло­сы, и час­то с за­кры­тым ли­цом (см. Хид­жаб). Совр. оде­ж­да, осо­бен­но в боль­ших го­ро­дах, пред­став­ля­ет со­бой сме­ше­ние вос­точ­ных и за­пад­ных (пид­жа­ки, лыж­ные ша­поч­ки и др.) эле­мен­тов.

Тра­диц. пи­ща бе­дуи­нов – верб­лю­жье мо­ло­ко, пре­сные ле­пёш­ки, фи­ни­ки, осед­лых А. – ка­ши, ово­щи, зе­лень, ко­зье мо­ло­ко, ки­слое мо­ло­ко, ове­чий сыр. Мя­со А. едят ред­ко. Со­блю­да­ют­ся му­сульм. за­пре­ты на сви­ни­ну, ал­ко­голь и др., пост в ме­сяц ра­ма­дан. Тра­диц. на­пи­ток – ко­фе; с кон. 19 в. рас­про­стра­ня­ет­ся чай. В 20 в. мо­дель пи­та­ния А. рез­ко из­ме­ни­лась: по­все­ме­ст­но упот­реб­ля­ют рис, ры­бу и др. Си­ро-ли­ван. кух­ня, объ­е­ди­нив­шая араб. и тур. тра­ди­ции, поль­зу­ет­ся ус­пе­хом во мн. стра­нах ми­ра.

Со­хра­ня­ет­ся пле­мен­ная ор­га­ни­за­ция А. – се­мей­но-родств. пат­ри­ли­ней­ные груп­пы, при­пи­сы­ваю­щие се­бе про­ис­хо­ж­де­ние от еди­но­го пред­ка и объ­е­ди­няю­щие­ся в пле­ме­на во гла­ве с во­ж­дя­ми. По­ве­ден­че­ские ус­та­нов­ки опи­ра­ют­ся на нор­мы обыч­но­го пра­ва, пред­пи­сы­ваю­щие родств. со­ли­дар­ность, кров­ную месть, гос­те­при­им­ст­во. Прак­ти­ку­ют­ся по­ли­ги­ния (со­глас­но ис­лам­ским нор­мам, муж мо­жет иметь до 4 жён), ор­то­ку­зен­ные бра­ки.

Лит.: Во­ро­ни­на В. Л. На­род­ное жи­ли­ще араб­ских стран. М., 1972; Rodin­son M. Les Ara­bes. P., 1979; Не­гря Л. В. Об­ще­ст­вен­ный строй Се­вер­ной и Цен­траль­ной Ара­вии в V–VII вв. М., 1981; Пи­от­ров­ский М. Б. Юж­ная Ара­вия в ран­нее сред­не­ве­ко­вье: Ста­нов­ле­ние сред­не­ве­ко­во­го об­ще­ст­ва. М., 1985; Боль­ша­ков О. Г. Ис­то­рия Ха­ли­фа­та. М., 1989. Т. 1: Ис­лам в Ара­вии 570–633; Les Ara­bes du mes­sage à l’his­toire. P., 1995; Eick­el­man D. F. The Mid­dle East and Cen­tral Asia: an an­thro­po­logi­cal ap­proach. 4th ed. Up­per Saddle River, 2001.

Вернуться к началу