СОЦИОЛО́ГИЯ ИСКУ́ССТВА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЦИОЛО́ГИЯ ИСКУ́ССТВА, междисциплинарная область исследований, находящихся на стыке социологии, эстетики и искусствознания (в т. ч. литературоведения и др. смежных наук), имеющих своим предметом функционирование искусства в обществе, взаимосвязь худож. практики и социальных групп и институтов, проблемы распространения и рецепции произведений искусства. Само словосочетание «С. и.» впервые употреблено бельг. искусствоведом А. Микиельсом (1847).
Обществ. значимость иск-ва отмечалась уже в античной философии («Государство» Платона, «Политика» Аристотеля), однако особую актуальность обрела лишь в эпоху Просвещения с формированием новоевропейских культурных институций, худож. критики и рынка (работы А. Шефтсбери, Ж. Б. Дюбо, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. де Сталь, Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, Ф. Шиллера). Во 2-й пол. 19 в. широко обсуждается роль иск-ва в обществ.-политич. преобразованиях, в т. ч. революционных (Р. Вагнер, У. Моррис, Дж. Мадзини; в России – В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, А. И. Герцен, В. В. Стасов и др.).
В процессе становления с сер. 19 в. социологии как самостоят. дисциплины социальные аспекты иск-ва стали предметом спец. анализа (И. Тэн, Ж. М. Гюйо, Г. Спенсер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.). Вебер, заложивший основы социологии музыки, в русле своей концепции рационализации исследовал изменение муз. средств и языка в зависимости от изменения социальной структуры («Рациональные и социологические основания музыки», изд. в 1921, рус. пер. в его кн. «Избранное: Образ общества», 2012). В «Социальной и культурной динамике» П. А. Сорокина (т. 1, 1937; рус. сокр. пер. 2000) формы искусства соотносились с историч. изменением трёх типов социокультурных суперсистем: идеациональной, идеалистической и чувственной.
В работах представителей марксизма (Г. В. Плеханов и др.) иск-во рассматривалось как «надстройка» над обществ.-экономич. базисом, как выражение психологии и идеологии разл. социальных классов и групп. В СССР в т. н. вульгарной социологии 1920–30-х гг. с её поисками в произведениях иск-ва «социологич. эквивалента» (термин Плеханова) С. и. фактически заменила собой эстетику (В. М. Фриче «Социология искусства», 1930; работы Б. И. Арватова, В. П. Полонского, В. Ф. Переверзева). В трудах И. И. Иоффе на основе марксизма разработана оригинальная концепция синтетич. изучения искусств («Культура и стиль. Система и принципы социологии искусств», 1927). В эти же годы воздействие на иск-во внешних социальных факторов, фиксированных в понятии «лит. быт», изучалось представителями формальной школы в литературоведении.
Влияние марксизма определило содержание работ нем. искусствоведа В. Гаузенштейна («Bild und Gemeinschaft: Entwurf einer Soziologie der Kunst», 1920; рус. пер. «Опыт социологии изобразительного искусства», 1924), венг. учёных Ф. Анталя («Флорентийская живопись и её социальная основа» – «Florentine painting and its social background», 1948), А. Хаузера (масштабная «Социальная история искусства» – «The Social history of art», vol. 1–4, 1951), Д. Лукача (историко-лит. труды 1930–1940-х гг.). Л. Гольдман применил к истории лит-ры разработанный им на основе синтеза концепций Лукача и Ж. Пиаже структурно-генетич. метод («К социологии романа» – «Pour une sociologie du roman», 1964).
Большой вклад в С. и. внесли представители неомарксистской франкфуртской школы Т. Адорно, Г. Маркузе, Л. Лёвенталь («Литература и образ человека» – «Literature and the image of man», 1957) и близкие к ней В. Беньямин и З. Кракауэр. В работах Адорно по социологии музыки в контексте критич. рассмотрения капиталистич. «индустрии культуры» анализировалось функционирование муз. произведений в условиях товарного фетишизма. Самобытный подход к анализу театра, лит-ры, кино, фотографии, в т. ч. в связи с новыми формами массовой коммуникации, разрабатывал со 2-й пол. 1920-х гг. Беньямин. Новые формы иск-ва с позиций совр. неомарксизма рассматриваются в трудах Р. Уильямса, Ф. Джеймисона, Т. Иглтона, Дж. Уолфф, П. Бюргера, представителей Центра совр. исследований культуры при Бирмингемском ун-те (С. Холл, Р. Хоггарт, Д. Хебдидж и др.).
П. Франкастель анализировал иск-во в духе методологии «Анналов» школы в широком историч. контексте смены мировоззрений, технологий, обществ. вкусов и т. д. («Искусство и социология» – «Art et sociologie», 1948).
Начиная со 2-й пол. 20 в. стал преобладающим социологич. анализ отд. видов иск-ва (работы по социологии изобразит. иск-ва Ф. Хаскелла, М. Баксендолла, А. Бойме, Т. Дж. Кларка, социологии лит-ры Ф. Моретти, Р. Эскарпи, И. Уотта, социологии музыки А. Зильбермана, К. Блаукопфа, Х. С. Беккера, социологии театра Ж. Дювиньо, социологии кино Д. Прокопа, И. Джарви и др.). В центре внимания оказывается анализ развития иск-ва и его форм в их связи с худож. и социальными институтами (Х. С. Беккер, Р. Мулен), исследование худож. рынка и распространения произведений, их восприятия и аудитории, роли цензуры и субъектов проф. интерпретации и т. д. Дифференциация исследований в области С. и. совпала со становлением институциональной эстетики, абсолютизировавшей роль контекста, в котором существует иск-во, и рецептивной эстетики, для которой произведение зависит от обществ. практики и позиции интерпретирующего субъекта. Значит. вклад в С. и. кон. 20 в. внесли П. Бурдье [эстетич. вкус как «культурный капитал», способствующий легитимации социальных различий – «Различение: социальная критика суждения» (1982, рус. сокр. пер. в сб. «Западная экономическая социология», 2004) и «Правила искусства» («Les règles de l’art», 1992)] и Н. Луман (иск-во как одна из социальных систем («Искусство общества» – «Die Kunst der Gesellschaft», 1995). Рассматривается роль гендерных факторов в развитии иск-ва, в частности с позиций феминизма (Л. Нохлин, Г. Поллок, Р. Паркер), проводятся социально-антропологич. исследования функционирования иск-ва в неевропейских регионах (Индия, Океания и др.), в т. ч. в бывших колониях (А. Джелл, Ф. Майерс и др.).