Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЕ́ФТСБЕРИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 18

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ал. В. Михайлов

ШЕ́ФТСБЕРИ (Shaftesbury), Ан­то­ни Эш­ли-Ку­пер (Ashley Cooper), 3-й граф (26.2.1671, Лон­дон – 15.2.1713, Не­аполь), англ. фи­ло­соф-мо­ра­лист, эс­те­тик, пред­ста­ви­тель де­из­ма. Вос­пи­ты­вал­ся под рук. Дж. Лок­ка, сек­ре­та­ря де­да Ш. – лорд-канц­ле­ра.

В сво­их со­чи­не­ни­ях, со­б­ран­ных в не­од­но­крат­но пе­ре­из­дан­ной кн. «Ха­рак­те­ри­сти­ки лю­дей, обы­ча­ев, мне­ний и вре­мён» («Characteristics of men, manners, opinions, times», vol. 1–3, 1711, по­след­нее изд. 2001), Ш. вы­ра­зил осн. идеи, при­су­щие ран­не­му Про­све­ще­нию. Сто­рон­ник сво­бо­ды мыс­ли, Ш. ус­мат­ри­вал в ра­зу­ме един­ст­вен­ный кри­те­рий ис­ти­ны. Его фи­ло­со­фия – вы­ра­же­ние край­не оп­ти­ми­стич. взгля­да на мир и ис­то­рию. Ис­поль­зуя не­оп­ла­то­нич. об­ра­зы (за­им­ст­вуе­мые, в ча­ст­но­сти, у кем­бридж­ских пла­то­ни­ков), Ш. ри­со­вал ве­ли­че­ст­вен­ную кар­ти­ну веч­но тво­ри­мо­го и тво­ря­ще­го­ся кос­мо­са с еди­ным пер­во­ис­точ­ни­ком ис­тин­но­го, бла­го­го и пре­крас­но­го. Об­раз кос­мо­са у Ш. – вы­ра­же­ние стрем­ле­ния че­ло­ве­ка к идеа­лу гар­мо­нич­ной ес­те­ст­вен­но­сти как ра­зум­ной упо­ря­до­чен­но­сти че­ло­ве­че­ско­го бы­тия. Нрав­ст­вен­ность, по Ш., ко­ре­нит­ся во вро­ж­дён­ном че­ло­ве­ку «нрав­ст­вен­ном чув­ст­ве»; сущ­ность её – в гар­мо­нич­ном со­че­та­нии ин­ди­ви­ду­аль­ных и об­ществ. склон­но­стей. При­су­щая Ш. эс­те­ти­за­ция ми­ра свя­за­на с ут­вер­жде­ни­ем эс­те­тич. ха­рак­те­ра нравств. со­вер­шен­ст­ва, не­раз­рыв­но­го един­ст­ва кра­со­ты и нрав­ст­вен­но­сти (диа­лог «Мо­ра­ли­сты»). Ш. ана­ли­зи­ро­вал прин­ци­пы клас­си­ци­стич. реа­лиз­ма, раз­ра­ба­ты­вал важ­ней­шую для ис­кус­ст­ва Про­све­ще­ния про­бле­му ха­рак­те­ра, раз­ви­вал уче­ние о «внут­рен­ней фор­ме». Эс­те­тич. идеи Ш. бы­ли сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны англ. фи­ло­со­фи­ей 18 в. (Ф. Хат­че­сон, Д. Юм) и раз­ви­ты в англ. по­эзии и мо­ра­ли­стич. про­зе (на­чи­ная с А. По­упа, Дж. Ад­ди­со­на и Р. Сти­ла). Ш. ока­зал силь­ное влия­ние на эс­те­тич. мысль Фран­ции (Д. Дид­ро) и осо­бен­но Гер­ма­нии (К. М. Ви­ланд, И. Га­ман, И. Г. Гер­дер, И. В. Гё­те, Ф. Шил­лер, йен­ский ро­ман­тизм).

Соч.: The life, unpublished letters and philosophical regimen. L., 1900; Second characters or the language of forms. Camb., 1914; Эс­те­ти­че­ские опы­ты / Пер. и вступ. ст. Ал. В. Ми­хай­ло­ва. М., 1975; Complete works, selected letters and posthumous writings / Ed. by W. Ben­da a. o. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1981–2015–.

Лит.: Grean S. Shaftesbury’s philosophy of re­ligion and ethics. Athens, 1967; Voitle R. The third Earl of Shaftesbury. Baton Rouge; L., 1984; New ages, new opinions: Shaftesbury in his world and today / Ed. by P. Müller. Fr./M., 2014.

Вернуться к началу