Я
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Я (лат. ego), грамматич. самоназвание субъекта; в философии и психологии выступает в качестве субстантивированного местоимения, фиксирующего идентичность сознающего себя субъекта, синоним таких понятий, как самость и личность.
Я в философии
Понятие Я появляется у Р. Декарта в качестве мыслящего субъекта как самодостоверного начала философии: «[Я] мыслю, следовательно существую» (cogito ergo sum). Это понимание Я как «мыслящей субстанции» утверждается в рационалистич. традиции новоевропейской философии. Для Г. В. Лейбница специфич. отличием разумных душ от всех др. сущих является способность к саморефлексии, непосредств. постижению того, что называется Я, душой, духом. В противоположность этому Д. Юм с позиций эмпиризма видел в Я не субстанцию, но лишь «пучок восприятий», объединённых ассоциативными связями.
В «критической философии» И. Канта проводится различие между эмпирическим и трансцендентальным Я. Эмпирич. Я в качестве предмета внутр. чувства содержит множество определений, делающих возможным внутр. опыт, и так же относится к числу явлений, как и предметы внешнего чувства. Трансцендентальное Я – это априорно устанавливаемое единство сознания (апперцепции), обеспечивающее единство структурированного опыта («Я мыслю» должно сопровождать все мои представления). Это чисто рефлексивное Я, о котором ничего сказать нельзя.
Учение И. Канта о трансцендентальном Я как субъекте мышления получило дальнейшее развитие в нем. идеализме. Самополагание абсолютного (не индивидуального) Я в акте самосознания лежит в основе всей философии И. Г. Фихте. Для Г. В. Ф. Гегеля сущность и абсолютный предмет самосознания как простого для-себя-бытия есть Я. А. Шопенгауэр определяет Я как тождество в субъекте двух гетерогенных начал – метафизического (воли) и физического (интеллекта как функции мозга). С критикой этого умозрительного понятия Я выступил С. Кьеркегор, противопоставивший абстрактному и бессодержательному абсолютному Я Фихте конкретное эмпирич. Я повседневного опыта. В феноменологии Э. Гуссерля тезису о «случайности» мира (всего телесного и вещного) противостоит тезис о «необходимом» чистом Я, совершающем интенциональные акты сознания.
Проблема «другого Я» (лат. alter ego), рассматривавшаяся в трансцендентальной философии как взаимное признание, исходящее из свободного самоопределения личности, получила в 20 в. дальнейшее развитие в разл. версиях феноменологич. и экзистенциальной философии (М. Шелер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Э. Левинас, М. Мерло-Понти, Ж. П. Сартр и др.). Взаимоотношение Я и Ты (их единство – высший принцип философии у Л. Фейербаха) – одна из центр. тем диалогич. (см. Диалог) философии (Ф. Эбнер; М. Бубер, «Я и Ты», 1923), а также диалектической теологии. Исходным в истолковании этой темы является взаимоотношение человека и Бога, и в силу его асимметрич. характера приоритетным в нём выступает Ты (как и во многих межчеловеческих отношениях, напр. в педагогике).
Я в психологии,
субъективное представление и переживание собственной личности. У. Джеймсом были выделены два аспекта Я, открывающиеся в интроспекции (самонаблюдении): наблюдающее, или познающее, Я, отчётливо переживаемое, но про которое ничего нельзя сказать, и наблюдаемое, или познаваемое, Я – то, что субъект может сообщить о себе (впоследствии было названо «образ Я», или «Я-концепция»). З. Фрейд в своей трёхчленной концепции психики понимал Я (нем. Ich, лат. Ego) как сознательную инстанцию, контролирующую действия субъекта на основе принципа реальности, противопоставляя её импульсивному иррациональному Оно (нем. Es, лат. Id), представляющему сферу бессознат. влечений, управляемых принципом удовольствия, и сформировавшемуся под давлением общества Сверх-Я (нем.Über-Ich, лат. Superego), стремящемуся подчинить действия субъекта социальным и культурным ограничениям. Понимание Я у Фрейда получило развитие в эго-психологии (А. Фрейд, Х. Кохут, Х. Хартман и др.). Выдвинутое К. Г. Юнгом понятие самости (нем. Selbst) рассматривалось им в качестве главного из архетипов коллективного бессознательного, задающего конечную перспективу развития личности – обретение ею целостности в процессе индивидуации. Дж. Г. Мид в концепции целостного Я (Self), формирующегося через усвоение отношения др. людей, выделил такие его аспекты, как «моё» (Me), выражающее воспринятые субъектом социокультурные нормы и установки конкретного сообщества, и Я (I) – непосредств. ощущение своей самобытности и нетождественности с этими установками.
С сер. 20 в. разл. аспекты Я становятся предметом систематич. изучения в социальной психологии и психологии личности. Г. Олпорт выделил следующие фазы развития этих аспектов: 1. Телесная самость, ощущение границ своего тела, отделяющих его от др. объектов. 2. Чувство самоидентичности, использование местоимения «я». 3. Чувство самоуважения вследствие успешного решения задач. 4. Ощущение принадлежности себе части мира, понятие «моё». 5. Образ себя, понимание видения себя другими, переживание внешних оценок. 6. Реалистич. мышление. 7. Выбор жизненных целей, поиск смысла. 8. Самосознание, синтезирующее все остальные аспекты.
К. Хорни, опираясь на введённое З. Фрейдом различение реального и идеального Я, показала, что здоровое развитие личности опирается на осуществление реального Я, а подмена его стремлением реализовать идеальное Я ведёт к разным вариантам невротич. развития. К. Роджерс выявил, что здоровое развитие и сближение между реальным и идеальным Я вытекает из опоры на собств. опыт и открытость ему, в противовес опоре на внешние оценки, и разработал подходы к укреплению позитивной самооценки.
Э. Эриксон в своей периодизации личностного развития выделил поиск идентичности (ответ на вопрос «кто я?») в качестве важнейшей задачи в подростковом возрасте. Проблема идентичности (в т. ч. Я-концепции и самооценки) стала центр. проблемой психологии личности с кон. 1960-х гг. Регулярно проводятся конференции, издаются спец. журналы. С 2002 оформилось Об-во исследований диалогического Я (проблемы внутр. диалога, поставленные в работах Л. С. Выготского, М. М. Бахтина и Дж. Г. Мида в 1920–30-х гг. и в концепции Х. Херманса). В русле транзактного анализа был описан ряд разл. «эго-состояний», позволивший выделить качественно различающиеся аспекты Я. С кон. 1980-х гг. получила развитие концепция «возможных Я» Х. Маркус, в которой ставится акцент на изучение потенциальных вариантов изменения себя в перспективе будущего.
В экзистенциальной психологии с 1960-х гг. особое внимание уделяется «внутреннему центру» активности (Р. Мэй, Дж. Бюджентал), лежащему в основе способности человека к «самодистанцированию» (В. Франкл), активного отношения к самому себе. Самодистанцирование и внутр. диалог связаны с процессами рефлексии и выступают важным механизмом развития личности. Особой проблемой стало изучение самоотношения личности, выросшее из исследований самооценки.