ПРОВИДЕ́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОВИДЕ́НИЕ (лат. providentia; греч. πρόνοια – промысл), философское и богословское понятие, обозначающее божественное целеполагание миру и человеку. В античности понятие П. впервые оформилось в стоицизме: панкосмич. огонь-логос является П. в отношении мира, определяющим как движения тел, так и все намерения и склонности людей. Характерное для стоиков отождествление П. с судьбой было подвергнуто критике в учениях неоплатоников Плотина и Прокла, согласно которым, возвышающаяся над судьбой воля Ума (нуса), характеризуемая как П., распространяется только на общий порядок космоса, тогда как человеческие поступки могут либо находиться в согласии с этим порядком, либо вступать с ним в противоречие, чем и обусловливается различие добра и зла.
Через посредство Филона Александрийского понятие П. было воспринято христианством: П. предстаёт как всеобъемлющая и всеведущая воля Бога, определяющая смысл всей мировой истории в качестве реализации Божественного плана спасения человека (Божий промысл). У блж. Августина в понятии П. соединяются Божественные предзнание (praescientia) и предопределение (praedestinatio), при этом Августин различал П. в отношении единичных сотворённых существ, познаваемое ими во внутр. опыте, и П. в отношении всего человеческого рода, постигаемое в Священной истории. В схоластике понятие П. обсуждалось в тесной связи с вопросом о совместимости свободы воли и Божественного предопределения. Фома Аквинский обосновывал различие П. и Божественного мироправления, опираясь на воспринятое от Аристотеля различение целевой и действующей причин. В 17 в. провиденциализм как историко-филос. метод получил развитие в трудах Ж. Б. Боссюэ. В протестантском богословии выделяются 3 аспекта П.: сохранение общего порядка мироздания (conservatio), Божественное содействие всем событиям в природе (concursus) и управление ходом человеческой истории (gubernatio).
Для философии Просвещения и нем. идеализма 1-й пол. 19 в. в целом характерна тенденция к отказу от понятия П. в осмыслении историч. процесса при сохранении установки на постижение его разумного смысла (напр., в учении Г. В. Ф. Гегеля о «хитрости» мирового разума). Однако понятие П. продолжало оказывать влияние на историографию (Ю. Мёзер, Л. фон Ранке и др.) и консервативную политич. мысль (Ж. М. де Местр, поздний Ф. Шлегель и др.). В 19–20 вв. понятие П. систематически разрабатывалось в неосхоластике (в частности, в неотомизме – Ж. Маритен и др.), а также в протестантской диалектической теологии (К. Барт, Р. Бультман, Р. Нибур и др.).
Понятие Божественного предустановления и предопределения событий в мире и в жизни человека является одним из осн. положений исламского вероучения (см. в статьях Ислам, Предопределение).