Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОВИДЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 545

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Резвых

ПРОВИДЕ́НИЕ (лат. providentia; греч. πρόνοια – про­мысл), фи­ло­соф­ское и бо­го­слов­ское по­ня­тие, обо­зна­чаю­щее бо­же­ст­вен­ное це­ле­по­ла­га­ние ми­ру и че­ло­ве­ку. В ан­тич­но­сти по­ня­тие П. впер­вые офор­ми­лось в стои­циз­ме: пан­кос­мич. огонь-ло­гос яв­ля­ет­ся П. в от­но­ше­нии ми­ра, оп­ре­де­ляю­щим как дви­же­ния тел, так и все на­ме­ре­ния и склон­но­сти лю­дей. Ха­рак­тер­ное для стои­ков ото­жде­ст­в­ле­ние П. с судь­бой бы­ло под­верг­ну­то кри­ти­ке в уче­ни­ях не­оп­ла­то­ни­ков Пло­ти­на и Про­кла, со­глас­но ко­то­рым, воз­вы­шаю­щая­ся над судь­бой во­ля Ума (ну­са), ха­рак­те­ри­зуе­мая как П., рас­про­стра­ня­ет­ся толь­ко на об­щий по­ря­док кос­мо­са, то­гда как че­ло­ве­че­ские по­ступ­ки мо­гут ли­бо на­хо­дить­ся в со­гла­сии с этим по­ряд­ком, ли­бо всту­пать с ним в про­ти­во­ре­чие, чем и обу­слов­ли­ва­ет­ся раз­ли­чие до­б­ра и зла.

Че­рез по­сред­ст­во Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го по­ня­тие П. бы­ло вос­при­ня­то хри­сти­ан­ст­вом: П. пред­ста­ёт как все­объ­ем­лю­щая и все­ве­ду­щая во­ля Бо­га, оп­ре­де­ляю­щая смысл всей ми­ро­вой ис­то­рии в ка­че­ст­ве реа­ли­за­ции Бо­же­ст­вен­но­го пла­на спа­се­ния че­ло­ве­ка (Бо­жий про­мысл). У блж. Ав­гу­сти­на в по­ня­тии П. со­еди­ня­ют­ся Бо­же­ст­вен­ные пред­зна­ние (praescientia) и пре­до­пре­де­ле­ние (pra­e­destinatio), при этом Ав­гу­стин раз­ли­чал П. в от­но­ше­нии еди­нич­ных со­тво­рён­ных су­ществ, по­зна­вае­мое ими во внутр. опы­те, и П. в от­но­ше­нии все­го че­ло­ве­че­ско­го ро­да, по­сти­гае­мое в Свя­щен­ной ис­то­рии. В схо­ла­сти­ке по­ня­тие П. об­су­ж­да­лось в тес­ной свя­зи с во­про­сом о со­вмес­ти­мо­сти сво­бо­ды во­ли и Бо­же­ст­вен­но­го пре­до­пре­де­ле­ния. Фо­ма Ак­вин­ский обос­но­вы­вал раз­ли­чие П. и Бо­же­ст­вен­но­го ми­ро­прав­ле­ния, опи­ра­ясь на вос­при­ня­тое от Ари­сто­те­ля раз­ли­че­ние це­ле­вой и дей­ст­вую­щей при­чин. В 17 в. про­ви­ден­циа­лизм как ис­то­ри­ко-фи­лос. ме­тод по­лу­чил раз­ви­тие в тру­дах Ж. Б. Бос­сюэ. В про­тес­тант­ском бо­го­сло­вии вы­де­ля­ют­ся 3 ас­пек­та П.: со­хра­не­ние об­ще­го по­ряд­ка ми­ро­зда­ния (conservatio), Бо­же­ст­вен­ное со­дей­ст­вие всем со­бы­ти­ям в при­ро­де (concursus) и управ­ле­ние хо­дом че­ло­ве­че­ской ис­то­рии (gubernatio).

Для фи­ло­со­фии Про­све­ще­ния и нем. идеа­лиз­ма 1-й пол. 19 в. в це­лом ха­рактер­на тен­ден­ция к от­ка­зу от по­ня­тия П. в ос­мыс­ле­нии ис­то­рич. про­цес­са при со­хра­не­нии ус­та­нов­ки на по­сти­же­ние его ра­зум­но­го смыс­ла (напр., в уче­нии Г. В. Ф. Ге­ге­ля о «хит­ро­сти» ми­ро­во­го ра­зу­ма). Од­на­ко по­ня­тие П. про­дол­жало ока­зы­вать влия­ние на ис­то­рио­гра­фию (Ю. Мё­зер, Л. фон Ран­ке и др.) и кон­сер­ва­тив­ную по­ли­тич. мысль (Ж. М. де Местр, позд­ний Ф. Шле­гель и др.). В 19–20 вв. по­ня­тие П. сис­те­ма­ти­че­ски раз­ра­ба­ты­ва­лось в не­ос­хо­ла­сти­ке (в ча­ст­но­сти, в не­ото­миз­ме – Ж. Ма­ри­тен и др.), а так­же в про­тес­тант­ской диа­лек­ти­че­ской тео­ло­гии (К. Барт, Р. Бульт­ман, Р. Ни­бур и др.).

По­ня­тие Бо­же­ст­вен­но­го пре­дус­та­нов­ле­ния и пре­до­пре­де­ле­ния со­бы­тий в ми­ре и в жиз­ни че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся од­ним из осн. по­ло­же­ний ис­лам­ско­го ве­ро­уче­ния (см. в ста­тьях Ис­лам, Пре­до­пре­де­ле­ние).

Вернуться к началу