ПРА́КТИКА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРА́КТИКА (греч. πραϰτιϰή, от πραϰτιϰός – деятельный, активный). Исторически различие теории и П. восходит к Аристотелю и связано с его концепцией практич. разума в 6-й кн. «Никомаховой этики». Если Платон не проводил такого резкого разграничения (в его идеальном государстве «стражи» или «философы, ставшие царями», одновременно и познают идею высшего блага, и претворяют её на практике), то Аристотель чётко различал оба вида знания, считая, что хороший теоретик может быть плохим практиком, и наоборот. Наряду с теоретич. науками (метафизика, физика и математика), Аристотель выделял науки практические (этика и политика) и технологич. знание, «искусство» (технэ). Если теоретич., умозрительное знание имеет своей целью познание истины безотносительно к её практич. пользе (добродетель теоретич. разума – мудрость-софия), то цель практич. знания – правильное действие, направленное на к.-л. благо для человека. Добродетель практич. разума – здравый смысл (фронесис), который и предписывает определённый образ жизни. Аристотелевское понимание П. было воспринято ср.-век. мыслью, исходным для которой стал осуществлённый Робертом Гроссетестом лат. перевод комментария Евстратия к «Никомаховой этике», где понятие П. (лат. actus) отождествлялось с основанной на волевом выборе человеческой деятельностью (лат. operatio). Восходящее к Аристотелю разграничение образов жизни деятельного, «практического» (греч. βίος πραϰτιϰός) и созерцательного, «теоретического» (βίος θεωρητιϰός ) многократно обсуждалось в средние века (лат. vita activa и vita contemplativa) в контексте соотношения добрых дел и обретаемого в процессе аскетич. практики благодатного умозрительного ведения.
В новоевропейской философии 17 в., стимулировавшей развитие математич. естествознания, складывается инструментальное понимание П. как основы господства человека над природой. Согласно Ф. Бэкону, П. рождается «из тесного соединения физики и математики». Вычленяя в составе естеств. философии теоретич. и практич. знание, в последнее он включил механику и магию. Г. Галилей в разл. механич. приспособлениях усматривал «практическое применение наших умозрений».
И. Кант определяет П. в собств. смысле как специфич. вид деятельности, в основе которого лежит свобода. В отличие от «технически-практич. правил», вытекающих из теории и имеющих прикладной характер, «нравственно-практич. принципы» содержат безусловные предписания о должном (категорич. императивы), регулирующие все частные действия человека. Провозглашённый таким образом примат практич. разума, имеющий у Канта регулятивный характер, становится у И. Г. Фихте конститутивным принципом его философии: бесконечная «деятельность», «акт действия» (Tathandlung) как самополагание абсолютного Я в акте его самосознания становится исходным основоположением его ранней системы. У Г. В. Ф. Гегеля «дух практического» охватывает все формы «развития природной и духовной жизни».
П. – одно из центр. понятий в социально-филос. концепции К. Маркса. Обществ. П. – совокупная коллективная деятельность людей, понятая как «материальное производство непосредственной жизни» и порождаемые им «формы общения», рассматривается как «реальный базис истории» и как критерий истинности человеческого мышления. Идеи марксизма как «философии практики» (А. Грамши), ставящей своей целью преобразование обществ. отношений, получили развитие в 20 в. в разл. теориях революц. переустройства общества и социальных реформ (см. также Неомарксизм).
В философии и социологии 19–20 вв. понятие П. играет важную, во многом определяющую роль в прагматизме (практич. следствия из действий с объектом как источник знания о нём, согласно т. н. максиме Ч. Пирса), «философии действия» (М. Блондель, Дж. Джентиле), в разл. вариантах философии жизни, в операционализме (Г. Динглер, П. У. Бриджмен), «фундаментальной онтологии» М. Хайдеггера, филос.-антропологич. концепциях человеческой деятельности и творчества (М. Шелер, А. Гелен, Ж. П. Сартр и др.), социологич. теориях действия социального и анализа многообразных повседневных П. (А. Шюц, Х. Гарфинкель) и др. П. вычленяется в качестве предмета спец. дисциплины – праксеологии (Е. Е. Слуцкий, Т. Котарбиньский), которая лежит в основании эконометрии и теории рыночной экономики (Л. фон Мизес). Сведение П. к инструментально-технич. деятельности было подвергнуто критике в работах Х. Арендт, М. Хоркхаймера и Т. Адорно, К. О. Апеля и Ю. Хабермаса, понимающего П. прежде всего как коммуникативное действие: «общественную практику конституирует язык». Понятие «дискурсивных П.», порождающих в своей совокупности знание, ввёл М. Фуко.