ДЖЕНТИ́ЛЕ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖЕНТИ́ЛЕ (Gentile) Джованни (30.5.1875, Кастельветрано – 15.4.1944, Флоренция), итал. философ, гос. деятель, создатель системы «актуального идеализма». Проф. в ун-тах Палермо (с 1906), Пизы (с 1914) и Рима (1918–43). В 1903–1922 совм. с Б. Кроче издавал ж. «La Critica». Дружба с Кроче сменилась разрывом, когда Д. поддержал фашистское движение, в котором видел продолжение дела Рисорджименто. В качестве министра нар. образования (1922–24) в первом правительстве Б. Муссолини провёл широкомасштабную педагогич. реформу (распространение обязательного обучения на детей до 14 лет; сокращение числа высших учебных заведений с целью улучшения преподавания в них; обязательные гос. экзамены во всех, в т. ч. частных, школах при свободном выборе форм обучения). Председатель комиссий по реформе конституции (1925–28), чл. Большого фашистского совета (1925–1929). Науч. руководитель «Итальянской энциклопедии» (1925–44), президент Итал. АН (1943–44). Убит партизанами.
Д. предпринял «реформу гегелевской диалектики» в духе намеченного ещё Б. Спавентой синтеза идей И. Канта, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля, считая невозможным выводить все категории из предельно абстрактного понятия «чистого бытия», как это происходит в «Науке логики» Гегеля. Диалектич. процесс может развёртываться только от конкретного к абстрактному, но не наоборот, ибо лишь конкретное обладает энергией самодвижения. Конкретное – это живая «мыслящая мысль» (il pensiero pensante) реального субъекта, каковым является не «мировой дух», но трансцендентальное Я, которое в неустанной творческой деятельности создаёт всё новые формы объективного мира – преходящие стадии своего самосознания, чтобы затем, удостоверившись в этом тождестве «саморазличающейся мысли» (Я = не-Я), возвратиться к самому себе (в поздних работах Д. «трансцендентальное Я» иногда отождествляется с Богом как с «бесконечной и абсолютной Личностью»). Эмпирическому Я и обыденному сознанию доступны лишь объективированные следы этой деятельности («чистого акта») духа – уже «продуманная мысль» (il pensiero pensato), превратившаяся из акта в факт, из «вечного настоящего» в мёртвое прошлое. В написанном в 1943 и посмертно опубликованном соч. «Генезис и структура общества» («Genesi e struttura della società», 1946) Д. выдвинул идею «нового гуманизма» – гуманизма «человека труда» (del’uomo che lavora).
В послевоенный период влияние философии Д. сказалось в «позитивном экзистенциализме» Н. Аббаньяно и др.