Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖЕНТИ́ЛЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 649

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Киссель

ДЖЕНТИ́ЛЕ (Gentile) Джо­ван­ни (30.5.1875, Кас­тель­вет­ра­но – 15.4.1944, Фло­рен­ция), итал. фи­ло­соф, гос. дея­тель, соз­да­тель сис­те­мы «ак­ту­аль­но­го идеа­лиз­ма». Проф. в ун-тах Па­лер­мо (с 1906), Пи­зы (с 1914) и Ри­ма (1918–43). В 1903–1922 совм. с Б. Кро­че из­да­вал ж. «La Critica». Друж­ба с Кро­че сме­ни­лась раз­ры­вом, ко­гда Д. под­дер­жал фа­ши­ст­ское дви­же­ние, в ко­то­ром ви­дел про­дол­же­ние де­ла Ри­сорд­жи­мен­то. В ка­че­ст­ве ми­ни­ст­ра нар. об­ра­зо­ва­ния (1922–24) в пер­вом пра­ви­тель­ст­ве Б. Мус­со­ли­ни про­вёл ши­ро­ко­мас­штаб­ную пе­да­го­гич. ре­фор­му (рас­про­стра­не­ние обя­за­тель­но­го обу­че­ния на де­тей до 14 лет; со­кра­ще­ние чис­ла выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний с це­лью улуч­ше­ния пре­по­да­ва­ния в них; обя­за­тель­ные гос. эк­за­ме­ны во всех, в т. ч. ча­ст­ных, шко­лах при сво­бод­ном вы­бо­ре форм обу­че­ния). Пред­се­да­тель ко­мис­сий по ре­фор­ме кон­сти­ту­ции (1925–28), чл. Боль­шо­го фа­ши­ст­ско­го со­ве­та (1925–1929). На­уч. ру­ко­во­ди­тель «Италь­ян­ской эн­цик­ло­пе­дии» (1925–44), пре­зи­дент Итал. АН (1943–44). Убит пар­ти­за­на­ми.

Д. пред­при­нял «ре­фор­му ге­ге­лев­ской диа­лек­ти­ки» в ду­хе на­ме­чен­но­го ещё Б. Спа­вен­той син­те­за идей И. Кан­та, И. Г. Фих­те и Г. В. Ф. Ге­ге­ля, счи­тая не­воз­мож­ным вы­во­дить все ка­те­го­рии из пре­дель­но аб­ст­ракт­но­го по­ня­тия «чис­то­го бы­тия», как это про­ис­хо­дит в «Нау­ке ло­ги­ки» Ге­ге­ля. Диа­лек­тич. про­цесс мо­жет раз­вёр­ты­вать­ся толь­ко от кон­крет­но­го к аб­ст­ракт­но­му, но не на­обо­рот, ибо лишь кон­крет­ное об­ла­да­ет энер­ги­ей са­мо­дви­же­ния. Кон­крет­ное – это жи­вая «мыс­ля­щая мысль» (il pensiero pen­san­te) ре­аль­но­го субъ­ек­та, ка­ко­вым яв­ля­ет­ся не «ми­ро­вой дух», но транс­ценден­таль­ное Я, ко­то­рое в не­ус­тан­ной твор­че­ской дея­тель­но­сти соз­да­ёт всё но­вые фор­мы объ­ек­тив­но­го ми­ра – пре­хо­дя­щие ста­дии сво­его са­мо­соз­на­ния, что­бы за­тем, удо­сто­ве­рив­шись в этом то­ж­де­ст­ве «са­мо­раз­ли­чаю­щей­ся мыс­ли» (Я = не-Я), воз­вра­тить­ся к са­мо­му се­бе (в позд­них ра­бо­тах Д. «транс­цен­ден­таль­ное Я» ино­гда ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с Бо­гом как с «бес­ко­неч­ной и аб­со­лют­ной Лич­но­стью»). Эм­пи­ри­че­ско­му Я и обы­ден­но­му соз­на­нию дос­туп­ны лишь объ­ек­ти­ви­ро­ван­ные сле­ды этой дея­тель­но­сти («чис­то­го ак­та») ду­ха – уже «про­ду­ман­ная мысль» (il pensiero pensato), пре­вра­тив­шая­ся из ак­та в факт, из «веч­но­го на­стоя­ще­го» в мёрт­вое про­шлое. В на­пи­сан­ном в 1943 и по­смерт­но опуб­ли­ко­ван­ном соч. «Ге­не­зис и струк­ту­ра об­ще­ст­ва» («Genesi e struttura della società», 1946) Д. вы­дви­нул идею «но­во­го гу­ма­низ­ма» – гу­ма­низ­ма «че­ло­ве­ка тру­да» (del’uomo che lavora).

В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од влия­ние фи­ло­со­фии Д. ска­за­лось в «по­зи­тив­ном эк­зи­стен­циа­лиз­ме» Н. Аб­бань­я­но и др.

Соч.: La filosofia di Marx. Pisa, 1899; Som­mario di pedagogia come scienza filosofica. Bari, 1913. Vol. 1: Pedagogia generale; Teoria genera­le dello spirito come atto puro. Pisa, 1916; Le origini della filosofia contemporanea in Italia. Messina, 1917–1923. Vol. 1–3; Siste­ma di lo­gica come teoria del conoscere. Pisa, 1917. Vol. 1. Bari, 1923. Vol. 2; La riforma della dialettica hegeliana. Messina, 1923; La fi­lo­so­fia dell’arte. Firenze, 1931; La riforma della scuola in Italia. Mil., 1932; Introduzione alla filosofia. Mil.; Roma, 1933; La mia re­ligione. Firenze, 1943; Opere filosofiche. Mil., 1991.

Лит.: G. Gentile. La vita e il pensiero. Firenze, 1948–1972. Vol. 1–14; Pardo F. La filosofia di G. Gentile (Genesi, sviluppo, unità sis­te­ma­ti­ca, critica). Firenze, 1972; Lo Schiavo A. In­tro­duzione a Gentile. Roma; Bari, 1974.

Вернуться к началу