ДЕ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, худож. литература для детей и юношества. Включает произведения, созданные непосредственно для детей, а также адресованные взрослому читателю, но вошедшие в круг детского чтения в оригинальном или адаптированном виде. Специфика читателя-ребёнка определяет необходимость сочетания в Д. л. дидактичности и познавательности с занимательностью, яркой образностью.
Как специфич. род словесности Д. л. формируется лишь в кон. 17–18 вв.; до этого произведения, предназначенные специально для детей, появлялись крайне редко и имели, как правило, учебно-дидактич. характер; напр., «Трактат об астролябии» написан Дж. Чосером (1391), вероятно, для своего сына. К первым поэтич. произведениям для детей относятся: сборники, созданные англ. писателями Дж. Беньяном («Книга для мальчиков и девочек, или Деревенские стихи для детей», 1686) и А. Уоттсом («Божественные и нравственные песни для детей», 1720); стихотв. книги Кариона Истомина, написанные специально для юного царевича Алексея Петровича («Рай умный», 1693, и др.). Для Д. л. 18 в. характерно преобладание дидактич. начала. Важное место в ней занимают своды правил и нравств. поучений («Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», 1717; «Гувернантка, или Маленькая женская академия» англ. писательницы С. Филдинг, 1745; «Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожой и её детьми..., сочинённые для поспешествования истинной пользе молодых людей» А. Т. Болотова, ч. 1–2, 1776–79). В 18 в. создаются также лит. сказки для детей, опирающиеся на фольклорную основу («Красавица и зверь» франц. писательницы Ж. М. Лепренс де Бомон, 1756), сентиментальные повести («Евгений и Юлия» Н. М. Карамзина, 1789), худож.-нравоучит. рассказы (М. Эджуорт). В круг детского чтения входит фантастико-приключенч. лит-ра («Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена» Р. Э. Распе, 1786). Возникают первые журналы для детей, в их числе – «Детское чтение для сердца и разума» Н. И. Новикова (1785–89). Многочисл. произведения для взрослых, созданные в кон. 17 – 18 вв., позднее вошли в разряд детского чтения: сказки Ш. Перро, романы Ф. Рабле, М. де Сервантеса, Дж. Свифта, Д. Дефо; в России – простонародные сказки В. А. Лёвшина, М. Д. Чулкова.
В 19 в. доминирующим жанром Д. л. остаётся авторская сказка, нередко обращённая и к ребёнку, и к взрослому. Классич. образцы стихотв. сказки в России создают А. С. Пушкин, П. П. Ершов. Прозаич. сказки в романтико-фантастич. ключе пишут А. Погорельский («Чёрная курица, или Подземные жители», 1829), В. Ф. Одоевский; в жанре детской сказки работают также С. Т. Аксаков («Аленький цветочек», 1858), Н. П. Вагнер, В. И. Даль. Междунар. известность получают сказки братьев Гримм, Х. К. Андерсена, К. Коллоди; сказочно-фантастич. повести Э. Т. А. Гофмана. В духе англ. абсурдистского юмора трансформирует жанр сказки Л. Кэрролл. В сер. – 2-й пол. 19 в. в круг чтения подростков и юношества включаются приключенч. и фантастич. романы и повести (Дж. Ф. Купер, Ж. Верн, А. Дюма-отец, Л. А. Буссенар, Т. М. Рид, Р. Л. Стивенсон и др.); их гл. героями порой становятся сами дети (повести М. Твена). Многие историко-авантюрные романы 19 в., созданные для взрослых, входят в репертуар детского чтения (В. Скотт, Ш. Де Костер, Р. Джованьоли; в России – И. И. Лажечников, Г. П. Данилевский). Всемирно известным образцом детской юмористики стала книга художника и поэта В. Буша «Макс и Мориц» (1865), соединением графики и текста предвосхитившая жанр комикса. Дидактич. направление 18 в. нашло продолжение в жанре лаконичного рассказа в нар. стиле, разрабатывавшегося Л. Н. Толстым. На рубеже 19–20 вв. произведения для детей создают Д. В. Григорович, В. Г. Короленко, Н. Г. Гарин-Михайловский, Д. Н. Мамин-Сибиряк и др.
Широкое распространение в 19 в. получают журналы для детей и юношества. Историко-патриотич. тематика преобладала в журналах «Новое детское чтение» под ред. С. Н. Глинки (1821–1824) и «Библиотека для воспитания» под ред. Д. А. Валуева (1843–46). Религиозно-сентиментальный взгляд на формирование характера девочки исповедовала А. О. Ишимова в своих журналах «Звёздочка» (1842–63) и «Лучи» (1850–1860). Научно-популярные материалы легли в основу ж. «Новая библиотека для воспитания» под ред. П. Г. Редкина (1847–49).
В 20 в. резко изменяется жанровый состав Д. л. Важнейшее место в ней занимает приключенч. и историч. проза (читаемая также и взрослыми) – остросюжетная, романтическая по тональности, нередко имеющая экзотич. колорит (Р. Киплинг, Дж. Лондон, Г. Р. Хаггард, У. Коллинз, Р. Сабатини, Э. Берроуз и мн. др.). В круг детского чтения входят новые жанры: детектив (А. К. Дойл), науч. фантастика (Г. Уэллс, А. Р. Беляев), научно-познавательные книги о природе и животных (Э. Сетон-Томпсон, Д. Кервуд, Серая Сова; в России – В. В. Бианки, Е. И. Чарушин), фэнтези (К. С. Льюис, Дж. Р. Толкин). Претерпевает изменения традиц. жанр сказки: дидактика в ней уступает место игровому началу, лит. эксцентрике, нередко сочетающейся с лирич. интонацией и филос. сентенциями (А. де Сент-Экзюпери, А. А. Милн, О. Пройслер, П. Треверс, С. Лагерлёф, А. Линдгрен, Дж. Родари, Т. Янсон и др.).
В России расцвет Д. л. пришёлся на сер. 20 в.: поэты В. В. Маяковский, К. И. Чуковский, Д. И. Хармс, А. И. Введенский, А. Л. Барто, С. Я. Маршак, С. В. Михалков и др., драматурги Т. Г. Габбе, Е. Л. Шварц и др., прозаики Ю. К. Олеша, А. П. Гайдар, Б. С. Житков, Л. А. Кассиль, А. Н. Толстой, А. М. Волков, В. П. Катаев, Л. И. Лагин и др. создали золотой фонд Д. л., на котором было воспитано не одно поколение детей. Для детской и юношеской прозы 2-й пол. 20 в. характерна тенденция к психологич. углублённости: внутр. противоречия героя-ребёнка, его душевные переживания становятся импульсом развития сюжета. Появляются новые типы героя: в прозе для младшего возраста – «трудный ребёнок», непослушный, но живой и непосредственный (В. Ю. Драгунский, Н. Н. Носов, Ю. В. Сотник, В. В. Медведев, Т. Ш. Крюкова и др.), для более старших – «чудак», нравственно противостоящий коллективу и с юношеским максимализмом заставляющий взрослых жить по тем законам, которые они сами исповедуют (В. Ф. Тендряков, А. Г. Алексин, Ю. Я. Яковлев, В. К. Железников, Ю. П. Вяземский и др.). В детской поэзии на первый план выходит юмористич. и игровое начало (В. Д. Берестов, Э. Н. Успенский, Б. В. Заходер, В. В. Лунин и др.). Особый размах приобрела фантастич. лит-ра, представленная разл. жанрами (науч. фантастика, фэнтези); среди её создателей – В. П. Крапивин, Ю. В. Козлов, С. В. Лукьяненко, М. В. Семёнова, Кир Булычёв и др.