Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕОСО́ФИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 46

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Казачков

ТЕОСО́ФИЯ (бо­го­муд­рие, от греч. θεός – бог и σοφία – муд­рость), уче­ние о Бо­ге (или бо­гах), ми­ре и че­ло­ве­ке, гл. ис­точ­ни­ком ко­то­ро­го слу­жит тот или иной тип бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния. Воз­ник­но­ве­ние тер­ми­на «Т.» (в зна­че­ни­ях «свя­щен­ные пре­да­ния о бо­гах» и «мис­те­ри­аль­ное зна­ние бо­же­ст­вен­ных сил») свя­зы­ва­ют с не­оп­ла­то­низ­мом, пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го пи­са­ли об «эл­лин­ской» (Прокл), еги­пет­ской и ин­дий­ской (Пор­фи­рий), «хал­дей­ской» (Да­ма­ский) Т. У Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та Т. – си­но­ним «мис­ти­че­ско­го бо­го­сло­вия». В пат­ри­сти­ке ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с бо­же­ст­вен­ной пре­муд­ро­стью ли­бо тео­ло­ги­ей (Ев­се­вий Ке­са­рий­ский, Мак­сим Ис­по­вед­ник, Ио­анн Скот Эриу­ге­на и др.). Ано­ним­ный схо­ла­стич. ав­тор «Сум­мы фи­ло­со­фии» (13 в.) го­во­рит о Т. Мои­сея и про­ро­ков.

Раз­де­ле­ние «на­ук» на бо­же­ст­вен­ные («Т.») и че­ло­ве­че­ские («ан­тро­по­со­фия») в ано­ним­ном соч. «О ма­гии, или пнев­ма­ти­ке, древ­них» (1575; при­пи­сан ан­ге­лу Ар­ва­ти­лу), ве­ро­ят­но, по­влия­ло на нем. вра­ча, по­сле­до­ва­те­ля Па­ра­цель­са и ал­хи­ми­ка Г. Кун­ра­та, с трак­та­та ко­то­ро­го «Ам­фи­те­атр веч­но­су­щей пре­муд­ро­сти» (1595) на­чи­на­ет­ся по­ни­ма­ние Т. как мис­тич. зна­ния, не­ред­ко но­ся­ще­го тай­ный, эзо­те­рич. ха­рак­тер. Эта хри­сти­ан­ская Т. по­лу­чи­ла яр­кое вы­ра­же­ние в тру­дах Я. Бё­ме и по­сле­дую­щих про­тес­тант­ских тео­со­фов (И. Г. Гих­те­ля, Г. Ар­ноль­да, Дж. Пор­де­джа, Э. Све­ден­бор­га, Ф. Этин­ге­ра), Л. К. Сен-Мар­те­на, А. Кирхе­ра, в ком­пен­диу­ме «Тай­ные фи­гу­ры ро­зен­крей­це­ров» (1785–88) и т. д. Как не­кий иде­ал на­уч. зна­ния, объ­е­ди­няю­щий мис­ти­че­ское и ра­цио­наль­ное по­зна­ние, по­ня­тие Т. ис­поль­зо­ва­лось мыс­ли­те­ля­ми эпо­хи ро­ман­тиз­ма (Ф. К. фон Баа­де­ром, Ф. В. Шел­лин­гом, Ф. Шле­ге­лем), фи­ло­со­фа­ми А. Роз­ми­ни-Сер­ба­ти и Вл. Со­ловь­ё­вым.

Идея Т. по­лу­чи­ла ши­ро­кую по­пу­ляр­ность бла­го­да­ря уче­нию Е. П. Бла­ват­ской, ко­то­рая в сво­их со­чи­не­ни­ях по­пы­та­лась сфор­му­ли­ро­вать древ­нюю «ре­ли­гию пре­муд­ро­сти, или бо­же­ст­вен­ную пре­муд­рость», в фор­ме син­те­за ми­фо­ло­гем разл. ре­ли­гий Вос­то­ка и ма­те­риа­ли­стич. пред­став­ле­ний ес­те­ст­во­зна­ния кон. 19 в. В 1875 Бла­ват­ская ос­но­ва­ла Тео­соф­ское об-во. Её идей­ная пре­ем­ни­ца и пред­се­да­тель об-ва – А. Без­ант в 1909 объ­я­ви­ла инд. под­ро­ст­ка Д. Криш­на­мур­ти во­пло­ще­ни­ем бод­хи­сат­твы Майт­рейи и ре­ин­кар­на­ци­ей Ии­су­са Хри­ста (в 1929 он от­ка­зал­ся от этой ро­ли). Это при­ве­ло к вы­де­ле­нию в 1913 из Тео­соф­ско­го об-ва Ан­тро­по­соф­ско­го об-ва (см. Ан­тро­по­со­фия). Ны­не су­ще­ст­ву­ют неск. не­за­ви­си­мых тео­соф­ских об­ществ и объ­еди­не­ний. Идеи Бла­ват­ской ока­за­ли влия­ние на шко­лу ар­ка­нов Э. Бей­ли (США), аг­ни-йо­гу Н. К. Ре­ри­ха и Е. И. Ре­рих, и др.

Лит.: Siémons J.-L. Theosophia in Neo-Platonic and christian literature. [L.], 1988; Кой­ре А. Мис­ти­ки, спи­ри­туа­ли­сты, ал­хи­ми­ки Гер­ма­нии XVI ве­ка. Дол­го­пруд­ный, 1994; Godwin J. The theosophical enlightenment. Albany, 1994; Faivre A. Accès de l’ésotérisme occidental. [P.], 1996. Vol. 1–2; Santucci J. A. The theosophical society // Controversial new religions / Ed. J. R. Lewis, J. A. Petersen. N. Y., 2005. См. так­же лит. при стать­ях Я. Бё­ме, Е. П. Бла­ват­ская.

Вернуться к началу