Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВЯТО́ГО ПЕТРА́ СОБО́Р

Собор Святого Петра в Ватикане.

СВЯТО́ГО ПЕТРА́ СОБО́Р (Duomo di San Pietro) в Ва­ти­ка­не, гл. храм ка­то­ли­че­ско­го ми­ра. Ос­но­ван ме­ж­ду 324 и 330 на Ва­ти­кан­ском хол­ме в Ри­ме, на мес­те нек­ро­по­ля, в ко­то­ром был по­гре­бён св. ап. Пётр. Ран­не­хри­сти­ан­ская 5-не­ф­ная ба­зи­ли­ка с нар­тек­сом и ат­риу­мом, ко­то­рая до­ст­раи­ва­лась на про­тя­же­нии всех сред­них ве­ков, бы­ла ори­ен­ти­ро­вана на за­пад и по­слу­жи­ла об­раз­цом для мн. церк­вей ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья. К нач. 15 в. ба­зи­ли­ка об­вет­ша­ла и ну­ж­да­лась в по­нов­ле­нии. Пер­вый про­ект ре­кон­ст­рук­ции в фор­мах клас­сич. ан­тич­но­сти, раз­ра­бо­тан­ный в рам­ках гра­до­стро­ит. про­грам­мы па­пы Ни­ко­лая V пред­по­ло­жи­тель­но при уча­сти Л. Б. Аль­бер­ти (ра­бо­ты на­ча­ты Б. Рос­сел­ли­но в 1452), не был осу­ще­ст­в­лён. В прав­ле­ние па­пы Юлия II ста­рое зда­ние де­мон­ти­ро­ва­но (1506–08) и на­ча­то воз­ве­де­ние но­во­го (пер­вый ка­мень за­ло­жен в 1506). Пер­во­на­чаль­ный про­ект Д. Бра­ман­те пред­по­ла­гал цен­трич. план, в даль­ней­шем он же раз­ра­бо­тал аль­тер­на­тив­ный ба­зи­ли­каль­ный план, а его пре­ем­ни­ки ко­ле­ба­лись ме­ж­ду ба­зи­ли­каль­ным (Ра­фа­эль, совм. с Фра Джо­кон­до и Дж. да Сан­гал­ло, 1514; А. да Сан­гал­ло Млад­ший, совм. с Б. Пе­руц­ци, 1520) и цен­т­ри­че­ским (собств. про­ект Пе­руц­ци, 1534) пла­ни­ро­воч­ны­ми ре­ше­ния­ми, ни одно из ко­то­рых не было реа­ли­зо­вано. Ми­ке­ланд­же­ло, воз­глав­ляв­ший строи­тель­ст­во со­бо­ра в 1546–64, вер­нул­ся к цен­траль­но-ку­поль­ной пла­ни­ров­ке Бра­ман­те и воз­вёл зда­ние в фор­ме греч. кре­ста, увен­чав его ог­ром­ным ку­по­лом над сре­док­ре­сти­ем по об­раз­цу ку­по­ла фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра Ф. Бру­нел­ле­ски. За­вер­шён по мо­де­ли Ми­ке­ланд­же­ло в 1588–93 Дж. дел­ла Пор­той и Д. Фон­та­ной, ос­та­ёт­ся гл. ар­хит. до­ми­нан­той Ри­ма. Мас­штаб­ность и ве­ли­чие со­бо­ра уси­ли­ва­ют ис­поль­зо­ван­ные Ми­ке­ланд­же­ло в оформ­ле­нии на­руж­ных стен со­бо­ра ко­лос­саль­ный ор­дер, сдво­ен­ные ко­лон­ны в ба­ра­ба­не и фо­на­ре, пе­ре­хо­дя­щие в сдво­ен­ные тя­ги чле­не­ний ку­по­ла. В прав­ле­ние па­пы Пав­ла V бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об уд­ли­не­нии вост. не­фа: по про­ек­ту К. Ма­дер­ны (гл. ар­хи­тек­тор с 1603) при­строе­ны 3 тра­веи, пре­вра­тив­шие цен­трич. зда­ние в ба­зи­ли­каль­ное, а так­же нар­текс и фа­сад (1607–25; ат­тик ук­ра­шен ста­туя­ми Хри­ста, св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля и апо­сто­лов); к не­му при­мы­ка­ет ле­ст­ни­ца (нач. 17 в., пе­ре­строе­на Дж. Л. Бер­ни­ни), по сто­ро­нам ко­то­рой ста­туи св. Пет­ра (скульп­тор Дж. Де Фаб­рис) и св. Пав­ла (А. Та­до­ли­ни, обе 1847). По про­ек­ту Бер­ни­ни в 1656–67 соз­да­на гран­ди­оз­ная оваль­ная пло­щадь (с дву­мя фон­та­на­ми и обе­ли­ском) пе­ред со­бо­ром, ок­ру­жён­ная сдво­ен­ной ко­лон­на­дой; она так­же пред­на­зна­че­на для бо­го­слу­же­ний. В 1776–85 с юга при­строе­на сак­ри­стия по про­ек­ту К. Мар­кь­он­ни. Бер­ни­ни воз­двиг так­же в со­бо­ре ве­ли­че­ст­вен­ный бал­да­хин (ки­во­рий); осе­няю­щий гроб­ни­цу ап. Пет­ра, он ук­ра­шен по­зо­ло­чен­ны­ми ви­ты­ми ко­лон­на­ми и скульп­ту­рой (1624–1633) и со­став­ля­ет ан­самбль с ка­фед­рой св. Пет­ра (1657–66, Бер­ни­ни; см. илл. к ст. о нём).

Со­бор ук­ра­ша­ют мн. про­из­ве­де­ния изо­бра­зит. иск-ва: на вход­ном пор­та­ле – брон­зо­вые две­ри (1445, скульп­тор А. Фи­ла­ре­те), пе­ре­не­сён­ные из ста­рой ба­зи­ли­ки, и «Вра­та смер­ти» Дж. Ман­цу (брон­за, 1964–67). В хо­ре – кон­ная ста­туя Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (1662–70), в ни­шах под­ку­поль­ных пи­ло­нов – ста­туи свя­тых ра­бо­ты Дж. Л. Бер­ни­ни, Ф. Дю­ке­нуа, А. Болд­жи, Ф. Мо­ки (все до 1648). В ин­терь­е­ре – мн. пап­ские над­гро­бия: Пав­ла III (ав­тор Г. дел­ла Пор­та, 1549–75), Ур­ба­на VIII (1627–47, оба – Бер­ни­ни), Льва XI (1644, А. Аль­гар­ди), Алек­сан­д­ра VII (1671–78, Бер­ни­ни), Кли­мен­та XIII (1783–92, А. Ка­но­ва), Пия VII (1824–31, Б. Тор­вальд­сен), так­же Ма­тиль­ды Тос­кан­ской (1633–37, Бер­ни­ни); брон­зо­вый рель­еф в па­мять об Ио­ан­не XXIII (1965–67, скульп­тор Э. Гре­ко) и др. В ка­пел­ле Оп­ла­ки­ва­ния – фре­ски Дж. Лан­фран­ко (1620–31) и груп­па «Пье­тá» Ми­ке­ланд­же­ло (мра­мор, 1497–1500). Мо­за­ич­ный де­кор – в гл. ку­по­ле (1598–1600, мас­тера Дж. деи Век­ки, Ч. Неб­бья, по кар­то­нам Ка­ва­ле­ра д’Арпино), в ка­пел­лах Гри­го­рия XIII (1578–80, мас­тер Дж. Му­циа­но и др.), Кли­мен­та VIII (по кар­тонам К. Рон­калли, 1601–04), Ко­лон­на (1630–1634, 1643–44, по кар­то­нам Дж. Ф. Ро­ма­нел­ли, Дж. Лан­фран­ко, А. Сак­ки), Св. Да­ров (1662), Св. Се­ба­сть­я­на (1663, по кар­то­нам Пьет­ро да Кор­то­ны), Вве­де­ния Бо­го­ро­ди­цы во храм (1683–89 и 1714–25, по кар­то­нам К. Ма­рат­ты), а так­же в бап­ти­сте­рии (1670–1745, мас­те­ра Дж. Б. Га­ул­ли, Ф. Тре­ви­за­ни). В ка­пел­лах так­же мно­го­числ. ал­тар­ные об­ра­зы (Гвер­чи­но, Пьет­ро да Кор­то­ны, Н. Пус­се­на, Ва­лан­те­на, А. Сак­ки и др.). Под фун­да­мен­та­ми ба­зи­ли­ки – крип­та (т. н. Свя­щен­ные гро­ты Ва­ти­ка­на), где рас­по­ла­га­ют­ся мо­ги­ла ап. Пет­ра и пап­ский нек­ро­поль, хра­нят­ся мн. про­из­ве­де­ния иск-ва из ста­ро­го зда­ния ба­зи­ли­ки. В со­ста­ве ис­то­рич. па­мят­ни­ков Ри­ма и Ва­ти­ка­на со­бор вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Francia E. 1506–1606: Storia della cos­truzione del nuovo San Pietro. Roma, 1977; Difederico F. R. The mosaics of Saint Peter’s: decorating the new basilica. University Park, 1983; La Basilica di San Pietro in Vaticano / A cura di A. Pinelli. Modena, 2000. Vol. 1–4.

Вернуться к началу