Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ЛЫЙ ТЕА́ТР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 674-675

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МА́ЛЫЙ ТЕА́ТР Рос­сии го­су­дар­ст­вен­ный ака­де­ми­че­ский, один из ста­рей­ших рус. дра­ма­тич. те­ат­ров (Мо­ск­ва). Ис­то­рия труп­пы вос­хо­дит ко 2-й пол. 1750-х гг. В 1756 имп. Ели­за­ве­та Пет­ров­на из­да­ла Указ об уч­ре­ж­де­нии «Рус­ско­го для пред­став­ле­ний тра­ге­дий и ко­ме­дий те­ат­ра». В 1757 при Моск. ун-те был соз­дан те­атр (пуб­лич­ные спек­так­ли с 1759), су­ще­ст­во­вав­ший за­тем как ча­ст­ная ан­тре­при­за. В 1776 на ос­но­ве ан­тре­при­зы воз­ник те­атр, по­лу­чив­ший из­вест­ность под назв. Пет­ров­ско­го (с 1780). Здесь впер­вые в Мо­ск­ве бы­ли сыг­ра­ны пье­сы Д. И. Фон­ви­зи­на, Я. Б. Княж­ни­на, А. О. Аб­ле­си­мо­ва, И. А. Кры­ло­ва, Моль­е­ра, Воль­те­ра, Д. Дид­ро, П. Бо­мар­ше, Г. Э. Лес­син­га, Р. Б. Ше­ри­да­на, К. Голь­до­ни и др. В 1806 те­атр стал ка­зён­ным, во­шёл в сис­те­му им­пе­ра­тор­ских. В 18 – нач. 19 вв. моск. дра­ма­тич. труп­па ра­бо­та­ла вме­сте с опер­но-ба­лет­ной.

В 1824 дра­ма­тич. спек­так­ли бы­ли пе­ре­не­се­ны в зда­ние на Пет­ров­ской пл. (ны­не Те­ат­раль­ная пл.), позд­нее, в от­ли­чие от Боль­шо­го те­ат­ра (от­крыт в 1825), по­лу­чив­шее назв. М. т. [офи­ци­аль­но от­крыл­ся 14(26).10.1824; зда­ние, по­стро­ен­ное в 1820–24 ар­хи­тек­то­ра­ми О. И. Бо­ве и А. Ф. Эль­кин­ским как ча­ст­ный дом куп­ца Вар­ги­на, пе­ре­страи­ва­лось в 1838–1840 арх. К. А. То­ном и бы­ло ре­кон­ст­руи­ро­ва­но во 2-й пол. 1940-х гг. по про­ек­ту арх. А. П. Ве­ли­ка­но­ва]. В М. т. вы­ра­ба­ты­ва­лась но­вая сис­те­ма ак­тёр­ской иг­ры, ос­но­ван­ная на вер­но­сти жиз­нен­ной прав­де, пси­хо­ло­гич. и со­ци­аль­ной кон­крет­но­сти. М. С. Щеп­кин и П. С. Мо­ча­лов за­ло­жи­ли ос­но­вы ис­пол­ни­тель­ской шко­лы, со­еди­няю­щей ме­тод пси­хо­ло­гич. реа­лиз­ма с ро­ман­тиз­мом; сре­ди др. из­вест­ных ак­тё­ров М. т. – М. Д. Льво­ва- Си­нец­кая, Н. В. Ре­пи­на, В. И. Жи­во­ки­ни, Л. Л. Ле­о­ни­дов, К. Н. Пол­тав­цев, И. В. Са­ма­рин, С. В. Шум­ский. Важ­ней­ши­ми для М. т. событиями ста­ли по­ста­нов­ка ра­нее за­пре­щён­ной ко­ме­дии А. С. Гри­бое­до­ва «Го­ре от ума» (1831) и сбли­же­ние с Н. В. Го­го­лем: в 1836 со­стоя­лась пре­мье­ра «Ре­ви­зо­ра», в 1842 – сцен из «Мёрт­вых душ», в 1843 – «Иг­ро­ков» и 1-я мо­с­ков­ская пост. «Же­нить­бы». С 1850-х гг. осн. дра­ма­тур­гом теат­ра стал А. Н. Ост­ров­ский, на по­ста­нов­ках его про­из­ве­де­ний вы­рос­ла бле­стя­щая плея­да ак­тё­ров: П. М. Са­дов­ский и др. пред­ста­ви­те­ли ос­но­ван­ной им ди­на­стии (см. Са­дов­ские), Л. П. Ко­сиц­кая, С. В. и Е. Н. Ва­силь­е­вы, Н. В. Ры­ка­лова, Н. М. Мед­ве­де­ва, Н. А. Ни­ку­ли­на, Г. Н. Фе­до­то­ва, Н. И. Му­зиль и др. Ост­ров­ский при­ни­мал не­по­средств. уча­стие в жиз­ни М. т., в по­ста­нов­ке сво­их пьес, тре­буя строй­нос­ти ис­пол­ни­тель­ско­го ан­самб­ля, вы­со­кой куль­ту­ры сце­нич. ре­чи, дос­то­вер­но­сти и ху­дож. един­ст­ва всех эле­мен­тов спек­так­ля. В ре­пер­ту­ар те­ат­ра вклю­ча­лись и пье­сы-од­но­днев­ки, од­на­ко ге­не­раль­ное на­прав­ле­ние, на­ря­ду с про­из­ве­де­ния­ми Ост­ров­ско­го, оп­ре­де­ля­ла дра­ма­тур­гия А. С. Пуш­ки­на, Го­го­ля, Гри­бое­до­ва, Фон­ви­зи­на, Л. Н. Тол­сто­го, Ф. Шил­ле­ра, У. Шек­спи­ра и др. Тра­ди­ции ге­ро­ич. ро­ман­тиз­ма про­яв­ля­лись в твор­че­ст­ве ве­ду­щих ак­тё­ров и пре­ж­де все­го М. Н. Ер­мо­ло­вой. Её спод­виж­ни­ка­ми бы­ли А. П. Лен­ский, А. И. Южин-Сум­ба­тов, К. Н. Ры­ба­ков, А. А. Яб­лоч­ки­на, позд­нее – А. А. Ос­ту­жев. Ве­ли­ко­леп­но сыг­ран­ный ан­самбль М. т. ук­ра­ша­ли так­же О. О. и М. П. Са­дов­ские, В. А. Мак­ше­ев, О. А. Прав­дин, Н. К. Яков­лев. В кон. 19 – нач. 20 вв. зна­че­ние М. т. нес­коль­ко ос­лаб­ло, на сце­не пре­об­ла­да­ла мел­ко­тем­ная, ре­мес­лен­ная дра­ма­тур­гия. Ху­дож. уро­вень спек­так­лей не со­от­вет­ст­во­вал дос­ти­же­ни­ям ре­жис­су­ры тех лет. По­пыт­ки об­нов­ле­ния иск-ва М. т. свя­за­ны пре­ж­де все­го с име­нем Лен­ско­го. Од­на­ко соз­дан­ный им фи­ли­ал М. т. – Но­вый те­атр – не смог осу­ще­ст­вить про­грам­му ре­форм. Южин-Сум­ба­тов, воз­гла­вив­ший М. т. в 1909, стре­мил­ся вос­ста­но­вить его бы­лые по­зи­ции, но и его по­пыт­ки ус­пе­хом не увен­ча­лись.

По­сле 1917 М. т. (с 1919 ака­де­мич.) об­ра­тил­ся к но­вой дра­ма­тур­гии («Лю­бовь Яро­вая» К. А. Тре­нё­ва, 1926, и др.). Вы­со­кий уро­вень сце­нич. мас­тер­ст­ва де­мон­ст­ри­ро­ва­ли ве­те­ра­ны М. т. (В. О. Мас­са­ли­ти­но­ва, С. Л. Куз­не­цов, Е. Д. Тур­ча­ни­но­ва, В. Н. Ры­жо­ва, В. Н. Па­шен­ная и др.), ак­тё­ры сред­не­го по­ко­ления (Е. Н. Го­го­ле­ва, Н. А. Ан­нен­ков, Н. И. Ры­жов), а так­же ак­тё­ры, пе­ре­шед­шие из др. те­ат­ров (Н. М. Ра­дин, М. М. Блю­мен­таль-Та­ма­ри­на, К. А. Зу­бов, М. И. Ца­рёв, Е. М. Шат­ро­ва, И. В. Иль­ин­ский и др.). Сре­ди луч­ших по­ста­но­вок 1930–40-х гг. – пье­сы А. Н. Ос­т­ров­ско­го «Бе­ше­ные день­ги» (1934), «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» (1935), «Лес» (1937), «Вол­ки и ов­цы» (1941); «Отел­ло» У. Шек­спи­ра (1935), «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва (1938), «Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля (1938). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны при М. т. ра­бо­тал фрон­то­вой фи­ли­ал. На фронт вы­ез­жа­ли де­сят­ки ар­ти­стич. бри­гад. Сре­ди по­ста­но­вок: «Фронт» А. Е. Кор­ней­чу­ка (1942), «На­ше­ст­вие» Л. М. Ле­о­но­ва (1943), «Пиг­ма­ли­он» Б. Шоу (1943), «Иван Гроз­ный» А. Н. Тол­сто­го (1945).

В по­сле­во­ен­ные го­ды со­бы­ти­ем стал спек­такль «Вас­са Же­лез­но­ва» М. Горь­ко­го с уча­сти­ем В. Н. Па­шен­ной (1952). В 1950-е гг. в те­ат­ре ра­бо­та­ли ре­жис­сёры: К. П. Хох­лов, И. Я. Су­да­ков, Л. А. Вол­ков, А. Д. Ди­кий. Яр­кость ре­жис­сёр­ских и ак­тёр­ских ре­ше­ний от­ли­ча­ла спек­так­ли «Власть тьмы» Л. Н. Тол­сто­го (1956), «Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва (1962), «Мак­бет» У. Шек­спи­ра (1955), инс­це­ни­ров­ки «Яр­мар­ки тще­сла­вия» У. Тек­ке­рея (1958) и «Гос­по­жи Бо­ва­ри» Г. Фло­бе­ра (1963). В 1960 М. т. об­ра­тил­ся к дра­ма­тур­гии А. П. Че­хо­ва («Ива­нов», реж. Б. А. Ба­боч­кин). В 1960–1970-е гг. ос­но­ву ре­пер­туа­ра М. т. по-преж­не­му со­став­ля­ли пье­сы совр. ав­то­ров (А. Н. Ар­бу­зо­ва, С. И. Алё­ши­на, А. Е. Кор­ней­чука, Е. Р. Си­мо­но­ва, А. В. Соф­ро­но­ва и др.), а так­же клас­си­ка. Зна­чит. роль иг­ра­ла ре­жис­сёр­ская дея­тель­ность Ба­боч­ки­на, Л. В. Вар­па­хов­ско­го, И. В. Иль­ин­ско­го, Б. И. Ра­вен­ских, Л. Е. Хей­фе­ца, Б. А. Льво­ва-Ано­хи­на и др. В 1980-е гг. для ре­пер­ту­ар­ных ис­ка­ний те­ат­ра был ха­рак­те­рен ин­те­рес к про­зе Ю. В. Бон­да­ре­ва, Г. М. Мар­ко­ва, Д. А. Гра­ни­на, В. М. Шук­ши­на, а так­же мо­ло­дых ав­то­ров – А. М. Га­ли­на, А. А. Ду­да­ре­ва и др. На­ря­ду с отеч. клас­си­кой бы­ли по­став­ле­ны «За­го­вор Фие­ско в Ге­нуе» Ф. Шил­ле­ра (1977), «Ко­роль Лир» Шек­спи­ра (1979), «Си­ра­но де Бер­же­рак» Э. Рос­та­на (1983), «Фед­ра» Ж. Ра­си­на (1985) и др. В 1990–2000-х гг. спек­так­ли ста­ви­ли В. М. Бей­лис, В. Н. Дра­гу­нов, В. М. и Ю. М. Со­ло­ми­ны, С. В. Же­но­вач, А. В. Кор­шу­нов (см. Кор­шу­но­вы), В. Н. Ива­нов, А. А. Жи­тин­кин, А. Я. Ша­пи­ро. Сре­ди по­ста­но­вок: «Князь Се­реб­ря­ный» (1990), «Царь Бо­рис» (1993) и «Царь Ио­анн Гроз­ный» («Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го», 1995) А. К. Тол­сто­го, «Царь Пётр и Алек­сей» Ф. Н. Го­рен­штей­на (1991), «Дя­дюш­кин сон» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (1992), «Дя­дя Ва­ня» (1993), «Чай­ка» (1996), «Три се­ст­ры» (2004) Че­хо­ва, «Пре­ступ­ная мать, или Вто­рой Тар­тюф» П. Бо­мар­ше (1994), «Свадь­ба Кре­чин­ско­го» А. Н. Кол­ке­ра по А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­ну (1997), «Лес», «Тру­до­вой хлеб» и «Бе­ше­ные день­ги» А. Н. Ост­ров­ско­го, «Тай­ны Мад­рид­ско­го дво­ра» Э. Скри­ба и Э. Ле­гу­ве, «Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Шил­ле­ра (все в 1998), «Ко­роль Гус­тав Ва­са» А. Стринд­бер­га и «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» А. С. Пуш­ки­на (обе в 1999), «Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва (2000), «Уси­лия люб­ви» Шек­спи­ра и «Прав­да – хо­ро­шо, а сча­стье луч­ше»  Ост­ров­ско­го (обе в 2002), «Мни­мый боль­ной» Моль­е­ра (2005), «Лю­бов­ный круг» С. Мо­эма (2007), «Бе­зум­ный, бе­зум­ный Ген­рих» Л. Пи­ран­дел­ло и «Де­ти солн­ца» Горь­ко­го (обе в 2008).

Ру­ко­во­ди­те­ля­ми М. т. в раз­ные го­ды бы­ли: А. И. Южин-Сум­ба­тов, И. Я. Су­да­ков, П. М. Са­дов­ский, К. А. Зу­бов, М. И. Ца­рёв, Б. И. Ра­вен­ских и др. С 1988 худ. рук. те­ат­ра – Ю. М. Со­ло­мин. В труп­пе в раз­ные го­ды ра­бо­та­ли: В. И. Боч­ка­рёв, Э. А. Бы­ст­риц­кая, Е. Я. Вес­ник, Е. К. Глу­шен­ко, М. И. Жа­ров, Ю. И. Каю­ров, В. В. Ке­ниг­сон, Н. И. Кор­ни­ен­ко, В. И. Кор­шу­нов (с 1985 ди­рек­тор, в 1998–2009 ге­не­раль­ный ди­рек­тор), И. А. Лик­со, Э. Е. Мар­це­вич, И. В. Му­равь­ё­ва, Р. Д. Ни­фон­то­ва, В. П. Пав­лов, Т. П. Пан­ко­ва, Н. В. Под­гор­ный, Е. В. Са­мой­лов, В. И. Хох­ря­ков, А. С. Эй­бо­жен­ко и мн. др. При те­ат­ре су­ще­ст­ву­ет те­ат­раль­ная шко­ла (см. Те­ат­раль­ное учи­ли­ще име­ни М. С. Щеп­ки­на). М. т. име­ет 2 сце­нич. пло­щад­ки (осн. сце­на и фи­ли­ал). В 1929 пе­ред гл. зда­ни­ем ус­та­нов­лен па­мят­ник А. Н. Ост­ров­ско­му. М. т. вклю­чён в Гос. свод осо­бо цен­ных объ­ек­тов куль­тур­но­го на­сле­дия на­ро­дов РФ. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1937).

Лит.: Сто лет Ма­ло­му те­ат­ру. 1824–1924. М., [1924]; Ка­ра-Мур­за С. Г. Ма­лый те­атр. М., 1924; В. Г. Бе­лин­ский о дра­ме и те­ат­ре. М.; Л., 1948; Лу­на­чар­ский А. В. О те­ат­ре и дра­ма­тур­гии. М., 1958. Т. 1; Зог­раф Н. Г. Ма­лый те­атр вто­рой по­ло­ви­ны XIX в. М., 1960; Го­су­дар­ст­вен­ный ор­де­на Ле­ни­на и ор­де­на Ок­тябрь­ской Ре­во­лю­ции ака­де­ми­че­ский Ма­лый те­атр СССР, 1824–1974. М., 1978–1983. Т. 1–2; Дмит­ри­ев Ю. А. Ака­де­ми­че­ский Ма­лый те­атр. 1917–1941. М., 1984; он же. Ака­де­ми­ческий Ма­лый те­атр. 1941–1995. М., 1997; XX век и сто­ле­тие: 175 лет Ма­ло­му те­ат­ру. М., 1999; Ста­ро­сель­ская Н. Д. Ма­лый те­атр, 1975–2005. М., 2006.

Вернуться к началу