МА́ЛЫЙ ТЕА́ТР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ЛЫЙ ТЕА́ТР России государственный академический, один из старейших рус. драматич. театров (Москва). История труппы восходит ко 2-й пол. 1750-х гг. В 1756 имп. Елизавета Петровна издала Указ об учреждении «Русского для представлений трагедий и комедий театра». В 1757 при Моск. ун-те был создан театр (публичные спектакли с 1759), существовавший затем как частная антреприза. В 1776 на основе антрепризы возник театр, получивший известность под назв. Петровского (с 1780). Здесь впервые в Москве были сыграны пьесы Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, А. О. Аблесимова, И. А. Крылова, Мольера, Вольтера, Д. Дидро, П. Бомарше, Г. Э. Лессинга, Р. Б. Шеридана, К. Гольдони и др. В 1806 театр стал казённым, вошёл в систему императорских. В 18 – нач. 19 вв. моск. драматич. труппа работала вместе с оперно-балетной.
В 1824 драматич. спектакли были перенесены в здание на Петровской пл. (ныне Театральная пл.), позднее, в отличие от Большого театра (открыт в 1825), получившее назв. М. т. [официально открылся 14(26).10.1824; здание, построенное в 1820–24 архитекторами О. И. Бове и А. Ф. Элькинским как частный дом купца Варгина, перестраивалось в 1838–1840 арх. К. А. Тоном и было реконструировано во 2-й пол. 1940-х гг. по проекту арх. А. П. Великанова]. В М. т. вырабатывалась новая система актёрской игры, основанная на верности жизненной правде, психологич. и социальной конкретности. М. С. Щепкин и П. С. Мочалов заложили основы исполнительской школы, соединяющей метод психологич. реализма с романтизмом; среди др. известных актёров М. т. – М. Д. Львова- Синецкая, Н. В. Репина, В. И. Живокини, Л. Л. Леонидов, К. Н. Полтавцев, И. В. Самарин, С. В. Шумский. Важнейшими для М. т. событиями стали постановка ранее запрещённой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1831) и сближение с Н. В. Гоголем: в 1836 состоялась премьера «Ревизора», в 1842 – сцен из «Мёртвых душ», в 1843 – «Игроков» и 1-я московская пост. «Женитьбы». С 1850-х гг. осн. драматургом театра стал А. Н. Островский, на постановках его произведений выросла блестящая плеяда актёров: П. М. Садовский и др. представители основанной им династии (см. Садовские), Л. П. Косицкая, С. В. и Е. Н. Васильевы, Н. В. Рыкалова, Н. М. Медведева, Н. А. Никулина, Г. Н. Федотова, Н. И. Музиль и др. Островский принимал непосредств. участие в жизни М. т., в постановке своих пьес, требуя стройности исполнительского ансамбля, высокой культуры сценич. речи, достоверности и худож. единства всех элементов спектакля. В репертуар театра включались и пьесы-однодневки, однако генеральное направление, наряду с произведениями Островского, определяла драматургия А. С. Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Фонвизина, Л. Н. Толстого, Ф. Шиллера, У. Шекспира и др. Традиции героич. романтизма проявлялись в творчестве ведущих актёров и прежде всего М. Н. Ермоловой. Её сподвижниками были А. П. Ленский, А. И. Южин-Сумбатов, К. Н. Рыбаков, А. А. Яблочкина, позднее – А. А. Остужев. Великолепно сыгранный ансамбль М. т. украшали также О. О. и М. П. Садовские, В. А. Макшеев, О. А. Правдин, Н. К. Яковлев. В кон. 19 – нач. 20 вв. значение М. т. несколько ослабло, на сцене преобладала мелкотемная, ремесленная драматургия. Худож. уровень спектаклей не соответствовал достижениям режиссуры тех лет. Попытки обновления иск-ва М. т. связаны прежде всего с именем Ленского. Однако созданный им филиал М. т. – Новый театр – не смог осуществить программу реформ. Южин-Сумбатов, возглавивший М. т. в 1909, стремился восстановить его былые позиции, но и его попытки успехом не увенчались.
После 1917 М. т. (с 1919 академич.) обратился к новой драматургии («Любовь Яровая» К. А. Тренёва, 1926, и др.). Высокий уровень сценич. мастерства демонстрировали ветераны М. т. (В. О. Массалитинова, С. Л. Кузнецов, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Рыжова, В. Н. Пашенная и др.), актёры среднего поколения (Е. Н. Гоголева, Н. А. Анненков, Н. И. Рыжов), а также актёры, перешедшие из др. театров (Н. М. Радин, М. М. Блюменталь-Тамарина, К. А. Зубов, М. И. Царёв, Е. М. Шатрова, И. В. Ильинский и др.). Среди лучших постановок 1930–40-х гг. – пьесы А. Н. Островского «Бешеные деньги» (1934), «На всякого мудреца довольно простоты» (1935), «Лес» (1937), «Волки и овцы» (1941); «Отелло» У. Шекспира (1935), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1938), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1938). В годы Вел. Отеч. войны при М. т. работал фронтовой филиал. На фронт выезжали десятки артистич. бригад. Среди постановок: «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942), «Нашествие» Л. М. Леонова (1943), «Пигмалион» Б. Шоу (1943), «Иван Грозный» А. Н. Толстого (1945).
В послевоенные годы событием стал спектакль «Васса Железнова» М. Горького с участием В. Н. Пашенной (1952). В 1950-е гг. в театре работали режиссёры: К. П. Хохлов, И. Я. Судаков, Л. А. Волков, А. Д. Дикий. Яркость режиссёрских и актёрских решений отличала спектакли «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1956), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1962), «Макбет» У. Шекспира (1955), инсценировки «Ярмарки тщеславия» У. Теккерея (1958) и «Госпожи Бовари» Г. Флобера (1963). В 1960 М. т. обратился к драматургии А. П. Чехова («Иванов», реж. Б. А. Бабочкин). В 1960–1970-е гг. основу репертуара М. т. по-прежнему составляли пьесы совр. авторов (А. Н. Арбузова, С. И. Алёшина, А. Е. Корнейчука, Е. Р. Симонова, А. В. Софронова и др.), а также классика. Значит. роль играла режиссёрская деятельность Бабочкина, Л. В. Варпаховского, И. В. Ильинского, Б. И. Равенских, Л. Е. Хейфеца, Б. А. Львова-Анохина и др. В 1980-е гг. для репертуарных исканий театра был характерен интерес к прозе Ю. В. Бондарева, Г. М. Маркова, Д. А. Гранина, В. М. Шукшина, а также молодых авторов – А. М. Галина, А. А. Дударева и др. Наряду с отеч. классикой были поставлены «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера (1977), «Король Лир» Шекспира (1979), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1983), «Федра» Ж. Расина (1985) и др. В 1990–2000-х гг. спектакли ставили В. М. Бейлис, В. Н. Драгунов, В. М. и Ю. М. Соломины, С. В. Женовач, А. В. Коршунов (см. Коршуновы), В. Н. Иванов, А. А. Житинкин, А. Я. Шапиро. Среди постановок: «Князь Серебряный» (1990), «Царь Борис» (1993) и «Царь Иоанн Грозный» («Смерть Иоанна Грозного», 1995) А. К. Толстого, «Царь Пётр и Алексей» Ф. Н. Горенштейна (1991), «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (1992), «Дядя Ваня» (1993), «Чайка» (1996), «Три сестры» (2004) Чехова, «Преступная мать, или Второй Тартюф» П. Бомарше (1994), «Свадьба Кречинского» А. Н. Колкера по А. В. Сухово-Кобылину (1997), «Лес», «Трудовой хлеб» и «Бешеные деньги» А. Н. Островского, «Тайны Мадридского двора» Э. Скриба и Э. Легуве, «Коварство и любовь» Шиллера (все в 1998), «Король Густав Васа» А. Стриндберга и «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина (обе в 1999), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (2000), «Усилия любви» Шекспира и «Правда – хорошо, а счастье лучше» Островского (обе в 2002), «Мнимый больной» Мольера (2005), «Любовный круг» С. Моэма (2007), «Безумный, безумный Генрих» Л. Пиранделло и «Дети солнца» Горького (обе в 2008).
Руководителями М. т. в разные годы были: А. И. Южин-Сумбатов, И. Я. Судаков, П. М. Садовский, К. А. Зубов, М. И. Царёв, Б. И. Равенских и др. С 1988 худ. рук. театра – Ю. М. Соломин. В труппе в разные годы работали: В. И. Бочкарёв, Э. А. Быстрицкая, Е. Я. Весник, Е. К. Глушенко, М. И. Жаров, Ю. И. Каюров, В. В. Кенигсон, Н. И. Корниенко, В. И. Коршунов (с 1985 директор, в 1998–2009 генеральный директор), И. А. Ликсо, Э. Е. Марцевич, И. В. Муравьёва, Р. Д. Нифонтова, В. П. Павлов, Т. П. Панкова, Н. В. Подгорный, Е. В. Самойлов, В. И. Хохряков, А. С. Эйбоженко и мн. др. При театре существует театральная школа (см. Театральное училище имени М. С. Щепкина). М. т. имеет 2 сценич. площадки (осн. сцена и филиал). В 1929 перед гл. зданием установлен памятник А. Н. Островскому. М. т. включён в Гос. свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Награждён орденом Ленина (1937).