МАССАЛИ́ТИНОВА ВАРВАРА ОСИПОВНА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАССАЛИ́ТИНОВА Варвара Осиповна [17(29).7.1878, Елец – 20.10.1945, Москва], рос. актриса, нар. арт. РСФСР (1933). Сестра Н. О. Массалитинова. Выступала на любит. сцене (Томск). В 1901 окончила драматич. курсы при Моск. театральном уч-ще (класс А. П. Ленского) и была зачислена в труппу Малого театра, где с перерывом (в 1919–21 в Гос. показат. театре: Марта – «Разбитый кувшин» Г. фон Клейста) работала до конца жизни. Тяготевшая с молодости к «возрастным» ролям, М. стала одной из самых заметных характерных актрис Малого театра, создательницей яркой галереи образов в рус. драматургии: Коробочка («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю, Новый театр – филиал Большого и Малого театров), Унтер-офицерская вдова («Ревизор» Гоголя), Мерчуткина («Юбилей» А. П. Чехова), Простакова («Недоросль» Д. И. Фонвизина), Гурмыжская, Ненила Сидоровна, Ульяна, Сумасшедшая барыня, Филицата («Лес», «В чужом пиру похмелье», «Воевода», «Гроза», «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского), Брандахлыстова («Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина), Хлёстова («Горе от ума» А. С. Грибоедова) и др. К некоторым из лучших своих сценич. работ (в пьесах Островского) актриса обращалась неоднократно: Манефа («На всякого мудреца довольно простоты», 1905 и 1935), Кукушкина («Доходное место», 1911 и 1926). Обладавшая колоритной внешностью, М. сочетала глубокий психологизм и бытовую достоверность с индивидуальной речевой характерностью каждого персонажа, гротескной остротой внешнего рисунка роли. Владея не только сатирич. красками, умела за суровой внешностью показать лиризм своих героинь: нянька Демидьевна («Нашествие» Л. М. Леонова) и др. В кино с 1918. Лучшие роли сыграла в фильмах «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна (мать Буслая), «Детство Горького» и «В людях» М. С. Донского (Акулина Ивановна; Гос. пр. СССР, 1941). Среди др. фильмов: «Господа Скотинины», «Гроза», «Морозко», «Аэлита», «Человек родился».