Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕДВЕ́ДЕВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 468-469

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Н. М. Медведева в роли Столбин-Десятовой («Осколки минувшего» И. Н. Ге).

МЕДВЕ́ДЕВА (по му­жу Гай­ду­ко­ва) На­де­ж­да Ми­хай­лов­на [6(18).10.1832, Мо­ск­ва – 24.9(6.10).1899, о. Кор­фу, Гре­ция], рос. ак­три­са, засл. арт. имп. те­ат­ров (1899). Се­ст­ра П. М. Мед­ве­де­ва. Учи­лась в ба­лет­ном клас­се Моск. те­ат­раль­но­го уч-ща; пе­да­гог и реж. С. П. Со­ловь­ёв убе­дил М. пе­рей­ти в дра­му. Де­бю­ти­ро­ва­ла в Ма­лом те­ат­ре в 1847 в ро­ли Аг­нес­сы («Шко­ла жен­щин» Моль­е­ра), в труп­пе с 1848 до кон­ца жиз­ни (в 1851–53 вы­сту­па­ла в Одес­ском те­ат­ре). Ро­ли: Се­ра­фи­на («Се­ра­фи­на Ла­файль» О. Ани­се-Бур­жуа и Г. Ле­муа­на), Кур­чае­ва («Ис­пор­чен­ная жизнь» И. Е. Чер­ны­шё­ва), Ду­ня («Не так жи­ви, как хо­чет­ся» А. Н. Ост­ров­ско­го), Дон­на Ан­на («Ка­мен­ный гость» А. С. Пуш­ки­на), гра­фи­ня («Свадь­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше) и др. Ог­ром­ное влия­ние на М. ока­зал М. С. Щеп­кин. Та­лант М. про­явил­ся в пол­ную си­лу с пе­ре­хо­дом её в 1866 в ам­п­луа гранд-дам, пре­им. в рус. ре­пер­туа­ре. Раз­но­об­ра­зие и жиз­нен­ная прав­ди­вость, яр­кая ин­ди­ви­дуа­ли­за­ция об­ра­зов, глу­би­на чувств, тон­кий юмор, фи­ли­гран­ная от­дел­ка де­та­лей – осн. чер­ты иск-ва М. В пер­вых по­ста­нов­ках пьес Ост­ров­ско­го иг­ра­ла: Ту­ру­си­ну («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты»), Гур­мыж­скую («Лес»), Огу­да­ло­ву («Бес­при­дан­ни­ца»), Со­си­пат­ру Се­мё­нов­ну («Кра­са­вец-муж­чи­на»), Сна­фи­ди­ну («Не от ми­ра се­го»). Сре­ди луч­ших ро­лей так­же: Хлё­сто­ва («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Мур­за­вец­кая («Вол­ки и ов­цы» Ост­ров­ско­го), Стол­бин-Де­ся­то­ва («Ос­кол­ки ми­нув­ше­го» И. Н. Ге), Эль­ми­ра («Тар­тюф» Моль­е­ра). До­ве­рив в свой бе­не­фис роль Эми­лии Га­лот­ти («Эми­лия Га­лот­ти» Г. Э. Лес­син­га) М. Н. Ер­мо­ло­вой, М. от­кры­ла та­лант бу­ду­щей ве­ли­кой ак­три­сы, став её ру­ко­во­ди­те­лем и дру­гом. К. С. Ста­ни­слав­ский счи­тал М. од­ним из сво­их учи­телей.

Лит.: Ка­ра-Мур­за С. Г. Ма­лый те­атр. М., 1924; Щеп­ки­на-Ку­пер­ник Т. Л. Дни мо­ей жиз­ни. М., 1928; Ста­ни­слав­ский К. С. Моя жизнь в ис­кус­ст­ве. М., 2010.

Вернуться к началу