Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАСИ́ЛЬЕВЫ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 645

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВАСИ́ЛЬЕВЫ, се­мья рос. ак­тё­ров. Сер­гей Ва­силь­е­вич [7(19).9.1827, Мо­ск­ва – 5(17).6.1862, там же], в 1844 окон­чил Моск. те­ат­раль­ное уч-ще и был за­чис­лен в труп­пу Ма­ло­го те­ат­ра. До 1853 вы­сту­пал пре­им. в пе­ре­вод­ных во­де­ви­лях (ро­ли про­ста­ков, а так­же фа­тов, ста­ри­ков). Умел не­сколь­ки­ми штри­ха­ми об­ри­со­вать об­ществ. по­ло­же­ние пер­со­на­жа, его ха­рак­тер. Пре­вос­ход­но вла­дея ме­ло­ди­кой мо­с­ков­ской ре­чи, соз­да­вал яр­кие бы­то­вые об­ра­зы. Та­лант, оди­на­ко­во силь­ный и в дра­ме, и в ко­медии, рас­крыл­ся в рус. нац. ре­пер­туа­ре, в осн. в пье­сах А. Н. Ост­ров­ско­го: Бо­род­кин («Не в свои са­ни не са­дись»), Ли­сав­ский («Ут­ро мо­ло­до­го че­ло­ве­ка»), Ми­ла­шин («Бед­ная не­вес­та»), Раз­лю­ля­ев («Бед­ность не по­рок»), Ва­ся («Не так жи­ви, как хо­чет­ся»), Ан­д­рей Бру­сков («В чу­жом пи­ру по­хме­лье»), Баль­за­ми­нов («Празд­нич­ный сон до обе­да»), Ти­хон («Гро­за») и др. Сре­ди луч­ших ро­лей так­же Ми­хай­ла («Чу­жое доб­ро в прок не идёт» А. А. По­те­хи­на), Хле­ста­ков («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля). На­чав­шая­ся в 1855 бо­лезнь глаз при­вела к пол­ной сле­по­те и вы­ну­ди­ла ар­ти­ста в рас­цве­те та­лан­та сой­ти со сце­ны. По­след­ний раз он сыг­рал в сво­ём про­щаль­ном бе­не­фи­се (27.1.1861) роль Мор­ков­ки­на («Что име­ем, не хра­ним, по­те­ряв­ши пла­чем») со­всем сле­пым.

П. В. Васильев – Любим Торцов («Бедность не порок» А. Н. Островского).

Его брат – Па­вел Ва­силь­е­вич [1832, Мо­ск­ва – 29.3(10.4).1879, там же], по­сле окон­ча­ния Моск. те­ат­раль­но­го уч-ща (1850) был за­чис­лен фи­гу­ран­том в моск. имп. ба­лет­ную труп­пу. Ре­шив стать дра­ма­тич. ак­тё­ром, в 1850–54 ра­бо­тал в про­вин­ции. На­чав с не­боль­ших ро­лей, уже в 1853 за­нял ве­ду­щее по­ло­же­ние в чер­ни­гов­ском те­ат­ре. В 1854 был уво­лен из моск. труп­пы и на­чал по­сто­ян­ную ра­бо­ту в про­вин­ции. В 1954–60 с ус­пе­хом иг­рал в Харь­ко­ве, Пол­та­ве, Одес­се, Ки­ши­нё­ве. Ог­ром­ное влия­ние на него ока­за­ло творч. об­ще­ние с А. Е. Мар­ты­но­вым (Харь­ков, 1855). В 1860 был при­нят в Алек­сан­д­рин­ский те­атр на роли умершего Мар­ты­но­ва. Ув­ле­кал зри­те­лей вдох­но­вен­ны­ми эмо­цио­наль­ны­ми по­ры­ва­ми, стра­ст­но­стью, си­лой тра­гиз­ма и од­но­вре­мен­но яр­ким юмо­ром. Вме­сте с тем иг­ра ар­ти­ста бы­ла тща­тель­но про­ду­ма­на. Для его твор­че­ст­ва ха­рак­тер­ны от­каз от внеш­них эф­фек­тов, пре­дель­ная про­сто­та. Наи­выс­шие дос­ти­же­ния свя­за­ны с ро­ля­ми в пье­сах А. Н. Ост­ров­ско­го: Лю­бим Тор­цов («Бед­ность не по­рок»), Ти­хон («Гро­за»), Под­ха­лю­зин («Свои лю­ди – со­чтём­ся»), Баль­за­ми­нов («Празд­нич­ный сон до обе­да»), Крас­нов («Грех да бе­да на ко­го не жи­вёт»), Ми­ла­шин («Бед­ная не­вес­та») и др. Сре­ди луч­ших ро­лей так­же: Осип и Коч­ка­рёв («Ре­ви­зор» и «Же­нить­ба» Н. В. Го­го­ля), Рас­плю­ев («Свадь­ба Кре­чин­ско­го» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на), Ку­зов­кин («На­хлеб­ник» И. С. Тур­ге­не­ва), Ана­ний («Горь­кая судь­би­на» А. Ф. Пи­сем­ско­го). Мас­тер эпи­зо­да; мно­го иг­рал в во­де­ви­лях, вы­сту­пал так­же в кон­цер­тах с чте­ни­ем про­из­ве­де­ний Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, Тур­ге­не­ва, Н. А. Не­кра­со­ва. Из-за кон­флик­та с те­ат­раль­ным на­чаль­ст­вом осе­нью 1864 ушёл из те­ат­ра (с 1.1.1865 ак­тёр и ре­жис­сёр в Виль­но). С сент. 1865 вновь в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре, где слу­жил до 1874. В 1874–75 вы­сту­пал в Моск. об­ще­дос­туп­ном ча­ст­ном те­ат­ре (Вы­рин – «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель» по А. С. Пуш­ки­ну, Го­род­ни­чий – «Ре­ви­зор»). С 1875 га­ст­ро­ли­ро­вал в про­вин­ции и в том же го­ду сыг­рал свою по­след­нюю круп­ную роль – Фа­му­со­ва («Го­ре от ума»). В 1868–74 пре­по­да­вал в Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще.

Из­вест­ны­ми ак­три­са­ми бы­ли же­на С. В. Ва­силь­е­ва – Ека­те­ри­на Ни­ко­ла­ев­на Васильева (Лавро­ва) [16(28).8.1829, Мо­ск­ва – 27.4(9.5).1877, там же], иг­рав­шая в Ма­лом (с 1845 и с 1848) и Алек­сан­д­рин­ском (в 1847) те­ат­рах, и их до­че­ри:

На­де­ж­да Сер­ге­ев­на В. [по му­жу Та­нее­ва; 22.10(3.11).1852–4.11.1920]. С 1870 в Ма­лом те­ат­ре, в 1878–97 – в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре. В 1888–91 пре­по­да­ва­ла в Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще. В 1897 ор­га­ни­зо­ва­ла труп­пу (пре­им. из мо­ло­дё­жи), с ко­то­рой ра­бо­та­ла в Мин­ске, Жи­то­мире, Вар­ша­ве. С 1902 вновь по­сту­пи­ла в Алек­сан­д­рин­ский те­атр. С 1914 пре­по­да­ва­ла на пет­рогр. дра­ма­тич. кур­сах. Бы­ла пер­вым ди­рек­то­ром Му­зея гос. ака­де­мич. те­ат­ров в Пет­ро­гра­де. Ве­ра Сер­ге­ев­на В. [по му­жу По­по­ва; 11(23).12.1854 – 11(24).7.1905]. Сце­нич. дея­тель­ность на­ча­ла в 1872 в Ка­лу­ге; в 1873 игра­ла в Моск. об­ще­дос­туп­ном ча­ст­ном те­ат­ре. В 1874 де­бю­ти­ро­ва­ла в Ма­лом те­ат­ре, в 1875 бы­ла при­ня­та в труп­пу.

Вернуться к началу