ВАСИ́ЛЬЕВЫ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАСИ́ЛЬЕВЫ, семья рос. актёров. Сергей Васильевич [7(19).9.1827, Москва – 5(17).6.1862, там же], в 1844 окончил Моск. театральное уч-ще и был зачислен в труппу Малого театра. До 1853 выступал преим. в переводных водевилях (роли простаков, а также фатов, стариков). Умел несколькими штрихами обрисовать обществ. положение персонажа, его характер. Превосходно владея мелодикой московской речи, создавал яркие бытовые образы. Талант, одинаково сильный и в драме, и в комедии, раскрылся в рус. нац. репертуаре, в осн. в пьесах А. Н. Островского: Бородкин («Не в свои сани не садись»), Лисавский («Утро молодого человека»), Милашин («Бедная невеста»), Разлюляев («Бедность не порок»), Вася («Не так живи, как хочется»), Андрей Брусков («В чужом пиру похмелье»), Бальзаминов («Праздничный сон до обеда»), Тихон («Гроза») и др. Среди лучших ролей также Михайла («Чужое добро в прок не идёт» А. А. Потехина), Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя). Начавшаяся в 1855 болезнь глаз привела к полной слепоте и вынудила артиста в расцвете таланта сойти со сцены. Последний раз он сыграл в своём прощальном бенефисе (27.1.1861) роль Морковкина («Что имеем, не храним, потерявши плачем») совсем слепым.
Его брат – Павел Васильевич [1832, Москва – 29.3(10.4).1879, там же], после окончания Моск. театрального уч-ща (1850) был зачислен фигурантом в моск. имп. балетную труппу. Решив стать драматич. актёром, в 1850–54 работал в провинции. Начав с небольших ролей, уже в 1853 занял ведущее положение в черниговском театре. В 1854 был уволен из моск. труппы и начал постоянную работу в провинции. В 1954–60 с успехом играл в Харькове, Полтаве, Одессе, Кишинёве. Огромное влияние на него оказало творч. общение с А. Е. Мартыновым (Харьков, 1855). В 1860 был принят в Александринский театр на роли умершего Мартынова. Увлекал зрителей вдохновенными эмоциональными порывами, страстностью, силой трагизма и одновременно ярким юмором. Вместе с тем игра артиста была тщательно продумана. Для его творчества характерны отказ от внешних эффектов, предельная простота. Наивысшие достижения связаны с ролями в пьесах А. Н. Островского: Любим Торцов («Бедность не порок»), Тихон («Гроза»), Подхалюзин («Свои люди – сочтёмся»), Бальзаминов («Праздничный сон до обеда»), Краснов («Грех да беда на кого не живёт»), Милашин («Бедная невеста») и др. Среди лучших ролей также: Осип и Кочкарёв («Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя), Расплюев («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), Кузовкин («Нахлебник» И. С. Тургенева), Ананий («Горькая судьбина» А. Ф. Писемского). Мастер эпизода; много играл в водевилях, выступал также в концертах с чтением произведений Ф. М. Достоевского, Тургенева, Н. А. Некрасова. Из-за конфликта с театральным начальством осенью 1864 ушёл из театра (с 1.1.1865 актёр и режиссёр в Вильно). С сент. 1865 вновь в Александринском театре, где служил до 1874. В 1874–75 выступал в Моск. общедоступном частном театре (Вырин – «Станционный смотритель» по А. С. Пушкину, Городничий – «Ревизор»). С 1875 гастролировал в провинции и в том же году сыграл свою последнюю крупную роль – Фамусова («Горе от ума»). В 1868–74 преподавал в Петерб. театральном уч-ще.
Известными актрисами были жена С. В. Васильева – Екатерина Николаевна Васильева (Лаврова) [16(28).8.1829, Москва – 27.4(9.5).1877, там же], игравшая в Малом (с 1845 и с 1848) и Александринском (в 1847) театрах, и их дочери:
Надежда Сергеевна В. [по мужу Танеева; 22.10(3.11).1852–4.11.1920]. С 1870 в Малом театре, в 1878–97 – в Александринском театре. В 1888–91 преподавала в Петерб. театральном уч-ще. В 1897 организовала труппу (преим. из молодёжи), с которой работала в Минске, Житомире, Варшаве. С 1902 вновь поступила в Александринский театр. С 1914 преподавала на петрогр. драматич. курсах. Была первым директором Музея гос. академич. театров в Петрограде. Вера Сергеевна В. [по мужу Попова; 11(23).12.1854 – 11(24).7.1905]. Сценич. деятельность начала в 1872 в Калуге; в 1873 играла в Моск. общедоступном частном театре. В 1874 дебютировала в Малом театре, в 1875 была принята в труппу.