Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАПИ́РО АДОЛЬФ ЯКОВЛЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 693

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фото В. Федоренко / РИА Новости

ШАПИ́РО Адольф Яков­ле­вич (р. 4.7.1939, Харь­ков), латв. и рос. ре­жис­сёр, нар. арт. Латв. ССР (1986). В 1962 окон­чил Харь­ков­ский те­ат­раль­ный ин-т (курс А. Б. Гла­го­ли­на), в сер. 1970-х гг. учил­ся в моск. ла­бо­ра­то­рии при СТД у М. О. Кне­бель. С 1962 ре­жис­сёр, в 1964–92 гл. ре­жис­сёр Риж­ско­го ТЮЗа: «Сто че­ты­ре стра­ни­цы про лю­бовь» Э. С. Рад­зин­ско­го (1964), «Мой бед­ный Ма­рат» А. Н. Ар­бу­зо­ва (1965), «Ма­туш­ка Ку­раж» Б. Брех­та (1968), «Гро­за» А. Н. Ост­ров­ско­го (1971), «Ива­нов» (1975) и «Ле­ший» (1982) А. П. Че­хо­ва, «Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра (1977), «Принц Гом­бург­ский» Г. фон Клей­ста (1980), «Зав­тра бы­ла вой­на» по Б. Л. Ва­силь­е­ву (1986; Гос. пр. Латв. ССР, 1987), «Изо­бре­те­ние валь­са» по В. В. На­бо­ко­ву (1988) и др. Ре­жис­су­ре Ш. свой­ст­вен­ны ост­ро­та фор­мы, точ­ность со­ци­аль­но­го ана­ли­за и уг­луб­лён­ный пси­хо­ло­гизм при жё­ст­кой вы­стро­ен­но­сти и чёт­ком сце­нич. ри­сун­ке. С кон. 1980-х гг. со­труд­ни­ча­ет с моск. те­ат­ра­ми: МХАТом им. А. П. Че­хо­ва [«Ка­ба­ла свя­тош» («Моль­ер») М. А. Бул­га­ко­ва (1988), «Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва (2004), «Об­рыв» по И. А. Гон­ча­ро­ву (2010), «Ме­фи­сто» по мо­ти­вам ро­ма­на «Ме­фи­сто­фель» К. Ман­на (2015)]; под рук. О. Та­ба­ко­ва [«По­след­ние» (1995) и «На дне» (2000) М. Горь­ко­го], Ма­лым те­ат­ром («Де­ти солн­ца» Горь­ко­го, 2008); пе­терб. БДТ («Лес» Ост­ров­ско­го, 1999) и др. Ра­бо­та­ет в Эс­то­нии («От­цы и де­ти» по И. С. Тур­ге­не­ву, 2003, Тал­лин­ский гор. те­атр) и др. стра­нах. В Мо­с­ков­ском муз. те­ат­ре им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко в 2009 по­ста­вил опе­ру «Лю­чия ди Лам­мер­мур» Г. До­ни­цет­ти, в 2013 – опе­рет­ту «Ве­сё­лая вдо­ва» Ф. Ле­га­ра. В моск. Боль­шом те­ат­ре по­ста­вил опе­ру «Ма­нон Лес­ко» Дж. Пуч­чи­ни (2016). С 1994 пре­зи­дент Рос. цен­тра Ас­со­циа­ции те­ат­ров для де­тей и мо­ло­дё­жи. В 1972–90 пре­по­да­вал на те­ат­раль­ном ф-те Латв. конс. им. Я. Ви­тол­са, про­фес­сор (с 1982).

Соч.: Антр-Акт. Ри­га, 1991 (на латв. яз.); Как за­кры­вал­ся за­на­вес. М., 1999.

Лит.: Кры­мо­ва Н. А. А. Ша­пи­ро // Порт­ре­ты ре­жис­се­ров. М., 1986. Вып. 4.

Вернуться к началу