Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАШЕ́ННАЯ ВЕРА НИКОЛАЕВНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 489-490

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой («Васса Железнова» М. Горького).

ПАШЕ́ННАЯ Ве­ра Ни­ко­ла­ев­на [7(19).9.1887, Мо­ск­ва – 28.10.1962, там же], рос. ак­три­са, нар. арт. СССР (1937). Дочь Н. П. Ро­щи­на-Ин­са­ро­ва, се­ст­ра Е. Н. Ро­щи­ной-Ин­са­ро­вой. В 1904–07 учи­лась у А. П. Лен­ско­го в Моск. те­ат­раль­ном уч-ще. С 1907 в Ма­лом те­ат­ре. На­чи­на­ла с ро­лей, пе­ре­шед­ших к ней от М. Н. Ер­мо­ло­вой: Кэт­ти («Джент­ль­мен» А. И. Южи­на-Сум­ба­то­ва), Ма­рия Стю­арт («Ма­рия Стю­арт» Ф. Шил­ле­ра). Позд­нее ей осо­бен­но уда­ва­лись жен­ские ха­ракте­ры в рус. бы­то­вой дра­ме и ко­ме­дии: Ка­те­ри­на, Ла­ри­са, Ан­на Пав­лов­на («Гро­за», «Бес­при­дан­ни­ца», «Шут­ни­ки» А. Н. Ост­ров­ско­го), Ли­за («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва). В 1921–28 вы­сту­па­ла так­же в др. моск. те­ат­рах: в Муз. сту­дии МХАТ (Ли­зи­ст­ра­та – «Ли­зи­ст­ра­та» Ари­сто­фа­на), в Те­ат­ре Кор­ша (Ка­та­ри­на – «Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» У. Шек­спи­ра, Бе­ат­ри­че – «Слу­га двух гос­под» К. Голь­до­ни) и др. В 1922–23 уча­ст­во­ва­ла по при­гла­ше­нию К. С. Ста­ни­слав­ско­го в за­ру­беж­ной по­езд­ке МХАТа: Оль­га («Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва), Ва­си­ли­са («На дне» М. Горь­ко­го), ца­ри­ца Ири­на («Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го). Ак­три­се мощ­но­го тем­пе­ра­мен­та бы­ла свой­ст­вен­на ро­ман­тич. при­под­ня­тость при пси­хо­ло­ги­че­ски-бы­то­вой дос­то­вер­но­сти. Её ра­бо­ты от­ли­ча­лись вы­сокой сце­нич. куль­ту­рой, безу­преч­ным вла­де­ни­ем ре­чью. С 1924 вновь в Ма­лом те­ат­ре: Ири­на («Ог­нен­ный мост» Б. С. Ро­ма­шо­ва), Пор­ция («Юлий Це­зарь» Шек­спи­ра), Ан­на Ан­д­ре­ев­на («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Гур­мыж­ская, Мур­за­вец­кая («Лес», «Вол­ки и ов­цы» Ост­ров­ско­го), хо­зяй­ка Нис­ка­вуо­ри («Ка­мен­ное гнез­до» Х. Вуо­лий­о­ки) и др. Наи­бо­лее пол­но свое­об­ра­зие та­лан­та П., все­гда стре­мив­шей­ся к соз­да­нию об­ра­зов силь­ных, цель­ных на­тур, рас­кры­лось в ро­лях Ев­ге­нии («На бой­ком мес­те» Ост­ров­ско­го; ос­та­ва­лась в ре­пер­туа­ре П. св. 30 лет), Лю­бо­ви Яро­вой («Лю­бовь Яро­вая» К. А. Тре­нё­ва) и Вас­сы Же­лез­но­вой («Вас­са Же­лез­но­ва» Горь­ко­го). В 1962 по­ста­ви­ла (совм. с М. Н. Глад­ковым) «Гро­зу» Ост­ров­ско­го (сыг­ра­ла Ка­ба­ни­ху). С 1912 сни­ма­лась в ки­но («Бес­при­дан­ни­ца», «Гро­за», «По­ли­куш­ка», «Хро­мой ба­рин», «Ека­те­ри­на Во­ро­ни­на», «Иди­от», «По­весть о мо­ло­до­жё­нах»). С 1914 пре­по­да­ва­ла на дра­ма­тич. кур­сах при Ма­лом те­ат­ре. В 1924 с Н. А. Смир­но­вой на ос­но­ве пер­во­го вы­пус­ка кур­сов ор­га­ни­зо­ва­ла Те­атр-сту­дию и ста­ла её ди­рек­то­ром. С 1933 ру­ко­во­ди­ла не­сколь­ки­ми кур­са­ми в Те­ат­раль­ном уч-ще при Ма­лом те­ат­ре (с 1941 проф.). В 1936 (во вре­мя га­ст­ро­лей в За­по­ля­рье) со­дей­ст­во­ва­ла ор­га­ни­за­ции Пер­во­го За­по­ляр­но­го те­ат­ра в г. Игар­ка. Гос. пр. СССР (1943), Ле­нин­ская пр. (1961). На­гра­ж­де­на ор­де­на­ми Ле­ни­на (1937, 1949).

Соч.: Ис­кус­ст­во ак­три­сы. М., 1954; Сту­пе­ни твор­че­ст­ва. М., 1964; Ста­тьи, вос­по­ми­на­ния. М., 1971.

Лит.: Ду­ры­лин С. В. Н. Па­шен­ная. М.; Л., 1946; Клин­чин А. В. Н. Па­шен­ная в ро­ли Вас­сы Же­лез­но­вой: (К 50-ле­тию сце­ни­че­ской дея­тель­но­сти) // Еже­год­ник Ма­ло­го те­ат­ра. 1953–1954. М., 1956; Тол­че­но­ва Н. П. Жи­вая Па­шен­ная. 2-е изд. М., 1987.

Вернуться к началу