Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЦИОЛИНГВИ́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 10

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СОЦИОЛИНГВИ́СТИКА (со­ци­аль­ная лин­г­вис­ти­ка), на­уч­ная дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая про­бле­мы, свя­зан­ные с со­ци­аль­ной при­ро­дой язы­ка, его об­ще­ст­вен­ны­ми функ­ция­ми, ро­лью, ко­то­рую иг­ра­ет язык в жиз­ни об­ще­ст­ва, ме­ха­низ­мом воз­дей­ст­вия со­ци­аль­ных фак­то­ров на язык. Раз­ви­ва­ет­ся на сты­ке язы­ко­зна­ния, со­цио­ло­гии, со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии и эт­но­ло­гии.

С. рас­смат­ри­ва­ет про­бле­мы со­ци­аль­ной диф­фе­рен­циа­ции язы­ка на всех уров­нях его струк­ту­ры (в т. ч. ха­рак­тер взаи­мо­свя­зей ме­ж­ду язы­ко­вы­ми и со­ци­аль­ны­ми струк­ту­ра­ми); язы­ка и на­ции (в рам­ках ис­сле­до­ва­ния этой про­бле­мы она об­ра­ща­ет­ся в т. ч. к по­ня­тию на­цио­наль­но­го язы­ка); ти­по­ло­гии язы­ко­вых си­туа­ций, ха­рак­те­ри­зуе­мых рас­пре­де­ле­ни­ем со­ци­аль­ных функ­ций ме­ж­ду разл. язы­ка­ми, тер­ри­то­ри­аль­ны­ми и со­ци­аль­ны­ми диа­лек­та­ми, сти­ля­ми язы­ка, ре­гио­наль­ны­ми кой­не и др. раз­но­вид­но­стя­ми язы­ка, ис­поль­зуе­мы­ми тем или иным кол­лек­ти­вом, об­слу­жи­ваю­щи­ми об­ще­ние в оп­ре­де­лён­ном адм.-тер­ри­то­ри­аль­ном объ­е­ди­не­нии; со­ци­аль­ных ас­пек­тов мно­го­язы­чия и диг­лос­сии; ре­че­вой ком­му­ни­ка­ции; язы­ко­вой по­ли­ти­ки; свя­зи и взаи­мо­дей­ст­вия язы­ка и куль­ту­ры; со­ци­аль­ных ас­пек­тов кон­так­тов язы­ко­вых и об­ра­зо­ва­ния кон­такт­ных язы­ков, функ­цио­ни­ро­ва­ния язы­ков ме­ж­ду­нар. и меж­на­цио­наль­но­го об­ще­ния; язы­ко­вых кон­флик­тов и спо­со­бов их ней­тра­ли­за­ции; пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния на­цио­наль­но-язы­ко­вых от­но­ше­ний; ис­че­заю­щих язы­ков.

Ме­то­ды С. сфор­ми­ро­ва­лись пу­тём син­те­за лин­гвис­тич. и со­цио­ло­гич. про­це­дур. К ме­то­дам по­ле­во­го ис­сле­до­ва­ния от­но­сят­ся мас­со­вое об­сле­до­ва­ние, ан­ке­ти­ро­ва­ние, тес­ти­ро­ва­ние, уст­ный оп­рос, ин­тер­вьюи­ро­ва­ние, внеш­нее на­блю­де­ние, вклю­чён­ное на­блю­де­ние (ко­гда сам ис­сле­до­ва­тель ста­но­вит­ся чле­ном на­блю­дае­мой им груп­пы и од­ним из уча­ст­ни­ков ак­та ком­му­ни­ка­ции). Со­цио­лин­гви­стич. ана­лиз язы­ко­во­го ма­те­риа­ла осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью ме­то­да кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за, ос­но­ван­но­го на со­от­не­се­нии со­ци­аль­ных па­ра­мет­ров и язы­ко­вых яв­ле­ний как со­от­вет­ст­вен­но за­ви­си­мых и не­за­ви­си­мых пе­ре­мен­ных (для опи­са­ния за­ви­си­мо­стей ис­поль­зу­ют­ся гра­фи­ки за­ви­си­мо­стей, таб­ли­цы, приё­мы ма­те­ма­тич. ста­ти­сти­ки и др.). При­ме­ня­ют­ся ме­то­ды мо­де­ли­ро­ва­ния со­ци­аль­но обу­слов­лен­ной ва­риа­тив­но­сти язы­ка [с по­мо­щью т. н. ва­риа­тив­ных пра­вил (со­ци­аль­но обу­слов­лен­ных пра­вил по­ро­ж­де­ния вы­ска­зы­ва­ния)], со­ци­аль­но де­тер­ми­ни­ро­ван­но­го ре­че­во­го по­ве­де­ния (напр., мо­де­ли, в ко­то­рых оно пред­став­ле­но в ви­де стра­те­гии вы­бо­ра со­цио­лин­гви­стич. пе­ре­мен­ных).

Вы­де­ля­ют­ся сле­дую­щие на­прав­ле­ния С. Син­хрон­ная С. изу­ча­ет от­но­ше­ния ме­ж­ду язы­ком и об­ществ. ин­сти­ту­та­ми; ди­а­хро­нич. С. – раз­ви­тие язы­ка в свя­зи с раз­ви­ти­ем об­ще­ст­ва. Мак­ро­со­цио­лин­гви­сти­ка ана­ли­зи­ру­ет язы­ко­вые про­цес­сы и от­но­ше­ния в го­су­дар­ст­вах, круп­ных ре­гио­нах, боль­ших со­ци­аль­ных груп­пах (напр., вы­де­ляе­мых по при­зна­ку об­ра­зо­ва­ния, воз­рас­та); мик­ро­со­цио­лин­гви­сти­ка ис­сле­ду­ет эти про­цес­сы и от­но­ше­ния в от­но­си­тель­но не­боль­ших груп­пах (напр., в се­мье). Тео­ре­тич. С. раз­ра­ба­ты­ва­ет об­щие про­бле­мы от­но­ше­ний язы­ка и об­ще­ст­ва, сфе­ра экс­пе­рим. С. – экс­пе­рим. про­вер­ка тео­ре­тич. ги­по­тез. К об­лас­ти при­клад­ной С. от­но­сят­ся про­бле­мы обу­че­ния род­но­му и ино­стран­ным язы­кам, учи­ты­ваю­ще­го со­ци­аль­ные об­стоя­тель­ст­ва ре­че­во­го об­ще­ния на изу­чае­мом язы­ке; вы­ра­бот­ка прак­тич. мер, со­став­ляю­щих язы­ко­вую по­ли­ти­ку го­су­дар­ст­ва, и др.

Ос­но­вы совр. С. за­ло­же­ны в 1920–1930-х гг. в ра­бо­тах сов. учё­ных, изу­чав­ших язык как об­ществ. яв­ле­ние (Л. П. Яку­бин­ский, В. В. Ви­но­гра­дов, Б. А. Ла­рин, В. М. Жир­мун­ский, Р. О. Шор, М. В. Сер­ги­ев­ский, Е. Д. По­ли­ва­нов). Важ­ные для фор­ми­ро­ва­ния совр. С. идеи при­над­ле­жат пред­ста­ви­те­лям фран­цуз­ской со­цио­ло­ги­че­ской шко­лы; амер. эт­но­лин­гви­стам и со­цио­лин­гви­стам, раз­ви­вав­шим идеи Ф. Боа­са и Э. Се­пи­ра; нем. учё­ным (в т. ч. Т. Фринг­су и чле­нам ос­но­ван­ной им лейп­циг­ской шко­лы, обос­но­вав­шим со­ци­аль­но-ис­то­рич. под­ход к язы­ку и не­об­хо­ди­мость со­ци­аль­ной диа­лек­то­ло­гии на­ря­ду с тер­ри­то­ри­аль­ной диа­лек­то­ло­ги­ей); пред­ста­ви­те­лям праж­ской лин­гвис­ти­че­ской шко­лы; сто­рон­ни­кам япон. шко­лы «язы­ко­во­го су­ще­ст­во­ва­ния» (ра­бо­ты по про­бле­мам язы­ко­вой си­туа­ции и куль­ту­ры ре­чи); см. так­же Со­цио­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние. С 1960–70-х гг. ин­те­рес к со­цио­лин­гви­стич. ис­сле­до­ва­ни­ям воз­рос, т. к. для об­ще­ст­ва ста­ли осо­бо ак­ту­аль­ны­ми прак­тич. ас­пек­ты С. (в ча­ст­но­сти, про­бле­мы язы­ко­вой по­ли­ти­ки), а так­же на­ме­ти­лись кри­ти­ка струк­тур­ной лин­гвис­ти­ки и стрем­ле­ние глу­бо­ко про­ник­нуть в при­ро­ду язы­ка как об­ществ. яв­ле­ния.

К ха­рак­тер­ным чер­там С. на совр. эта­пе раз­ви­тия от­но­сят­ся от­каз от рас­про­стра­нён­но­го в про­шлом мне­ния о том, что диф­фе­рен­циа­ция язы­ка и со­ци­аль­ное рас­слое­ние об­ще­ст­ва на­хо­дят­ся в пря­мой за­ви­си­мо­сти, и при­зна­ние то­го, что от­но­ше­ния ме­ж­ду струк­ту­рой об­ще­ст­ва и струк­ту­рой язы­ка дос­та­точ­но слож­ны (в ча­ст­но­сти, то­го, что в со­ци­аль­ной диф­фе­рен­циа­ции язы­ка от­ра­жа­ет­ся не столь­ко совр. со­стоя­ние об­ще­ст­ва, сколь­ко его пред­ше­ст­вую­щие со­стоя­ния); вни­ма­ние к го­во­ря­ще­му как к од­но­му из осн. фак­то­ров, влияю­щих на варь­и­ро­ва­ние ре­чи, и др. С. свой­ст­вен­на на­це­лен­ность на экс­пе­рим. про­вер­ку вы­дви­гае­мых ги­по­тез, в т. ч. ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние ко­ли­че­ст­вен­но-ста­ти­стич. ана­ли­за кон­крет­ных дан­ных.

Лит.: Ав­ро­рин В. А. Про­бле­мы изу­че­ния функ­цио­наль­ной сто­ро­ны язы­ка (к во­про­су о пред­ме­те со­цио­лин­гви­сти­ки). Л., 1975; Но­вое в лин­гвис­ти­ке. М., 1975. Вып. 7; Ни­коль­ский Л. Б. Син­хрон­ная со­цио­лин­гви­сти­ка. М., 1976; Швей­цер А. Д. Со­вре­мен­ная со­цио­лин­гви­сти­ка. Тео­рия, про­бле­мы, ме­то­ды. М., 1976; Со­ци­аль­ная и функ­цио­наль­ная диф­фе­рен­циа­ция ли­те­ра­тур­ных язы­ков. М., 1977; Швей­цер А. Д., Ни­коль­ский Л. Б. Вве­де­ние в со­цио­лин­гви­сти­ку. М., 1978; Тео­ре­ти­че­ские про­бле­мы со­ци­аль­ной лин­гвис­ти­ки. М., 1981; Кры­син Л. П. Со­цио­лин­гви­сти­че­ские ас­пек­ты изу­че­ния со­вре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка. М., 1989; Ди­а­хро­ни­че­ская со­цио­лин­гви­сти­ка. М., 1993; Меч­ков­ская Н. Б. Со­ци­аль­ная лин­гвис­ти­ка. 2-е изд. М., 2000; Пись­мен­ные язы­ки ми­ра. Язы­ки Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: Со­цио­лин­гви­сти­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. М., 2000–2003. Кн. 1–2; Бе­ли­ков В. И., Кры­син Л. П. Со­цио­лин­гви­сти­ка. М., 2001; Язык и об­ще­ст­во на по­ро­ге но­во­го ты­ся­че­ле­тия: ито­ги и пер­спек­ти­вы. М., 2001; Сло­варь со­цио­лин­гви­сти­че­ских тер­ми­нов. М., 2006.

Вернуться к началу