ПОНИМА́НИЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОНИМА́НИЕ, уразумение смысла или значения чего-либо; универсальная способность человека, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся представлений; категория эпистемологии и философии науки, обычно противопоставляемая объяснению в контексте различия наук о природе и наук о культуре. В рус. языке выделяются два осн. значения П.: П.-знание (уяснить смысл чего-либо) и П.-истолкование (т. е. интерпретация и оценка). Проблемы П., оцениваемого преим. как интуитивный акт, возникают в обычной жизни в межличностном общении, в осознании намерений или эмоциональных состояний др. людей, в социально-гуманитарных науках – в ситуации смыслового взаимоотношения автора текста и филолога-интерпретатора, действующих в прошлом людей и историка, носителей иной культуры и учёного-антрополога и т. д.
В классич. философии П. нередко называлась способность познания в целом («Опыт о человеческом разумении <понимании>» Дж. Локка и др.). Спец. смысл это понятие получило в нем. герменевтике 19 в. сначала в связи с практикой и методологией истолкования древних текстов, затем у В. Дильтея с обоснованием особого статуса и специфики методов историко-гуманитарного познания, в т. ч. инициированной им понимающей психологии. Эта линия в 20 в. была продолжена в философии М. Хайдеггера и Х. Г. Гадамера, которые стремились выявить онтологич. условия П., связанные с укоренённостью человека в языке и традиции. В рос. философии и гуманитарной мысли герменевтич. трактовку П. развивали С. Л. Франк, Г. Г. Шпет, М. М. Бахтин, С. С. Аверинцев.
В англоязычной философии проблема П. начала обсуждаться с сер. 20 в. в аналитической философии истории (М. Мандельбаум, М. Уайт, У. Г. Дрей, А. Данто, Ф. Анкерсмит и др.), в качестве её осн. модели были выбраны П. и объяснение интенционального человеческого действия. Истоком этого направления послужила идея Р. Дж. Коллингвуда о П. как реконструкции мыслей и мотивов историч. деятеля в мышлении историка. Длительная дискуссия по проблемам историч. объяснения и П. была инициирована статьёй К. Г. Гемпеля «Функция общих законов в истории» (1942). В русле аналитической теории действия (М. Оукшот, Э. Анском, Г. Х. фон Вригт и др.) возник целый ряд концепций «рационального» П. как выявления связей между ситуацией, мотивами и причинами действий людей.
В обществ. науках, изучающих социальные действия людей и их результаты, проблема П. связана с тем, что в своих действиях люди руководствуются мотивами, целями и ценностями, т. е. придают им субъективный смысл, который должен учитывать социолог, этнограф, экономист при объяснении этих действий. Задачу понимающей социологии М. Вебер видел в том, чтобы ясно понять социальное действие и затем дать ему причинное объяснение, при этом пониматься должен «субъективно полагаемый самим действующим смысл» социального действия в свете типичных для него норм и ценностей. В последующем развитии социологии синтез П. и объяснения представлен в феноменологич. социологии (А. Шюц, П. Бергер), в концепциях Э. Гидденса и П. Бурдье. К. Гирц раскрывает дилемму П. и объяснения через разграничение понятий «близких-к-опыту» и «далёких-от-опыта»: первые входят в словарь самих «туземцев», обозначая то, что они видят, чувствуют и думают, вторые вводятся антропологом для адекватного объяснения непривычных форм культуры и социальной жизни.
Проблема П. «другого сознания» получила осмысление в концепции вчувствования (Einfühlung), разработанной на рубеже 19–20 вв. нем. психологом и эстетиком Т. Липпсом (1851–1914). Считая вчувствование врождённой способностью подражания, Липпс усматривал в ней основу для восприятия и П. душевных состояний, переживаний, эмоций «другого Я». М. Шелер, Н. О. Лосский увидели в этой концепции альтернативу идущей ещё от Р. Декарта теории умозаключений по аналогии, с помощью которой объяснялось П. «другого сознания». Выбрав в качестве перевода «вчувствования» термин «эмпатия», Э. Б. Титченер ввёл эти идеи в амер. психологию; при этом её психофизиологич. основы оставались неясными.
В 1990-е гг. представление об эмпатии как внутр. имитации «другого Я» получило важные эмпирич. подтверждения в нейрофизиологии в связи с открытием «зеркальных нейронов» и исследованием их функций в восприятии и П. человеком эмоций и действий др. людей (Дж. Риццолатти, В. Галлезе, М. Якобони и др.).