Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИРЦ КЛИФФОРД ДЖЕЙМС

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 183

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Ф. Девятко

ГИРЦ (Geertz) Клиф­форд Джеймс (23.8.1926, Сан-Фран­ци­ско – 30.10.2006, Фи­ладельфия), американский ан­тро­по­лог, со­ци­аль­ный тео­ре­тик. Чл. Амер. ака­де­мии ис­кусств и на­ук (1966) и Амер. ака­де­мии на­ук (1973). Окон­чил Гар­вард­ский уни­верситет (1956). Ра­бо­тал в Чи­каг­ском университете (1960–70); с 1970 по 2000 профессор в Прин­стон­ском ин­сти­туте выс­ших ис­сле­до­ва­ний (штат Нью-Джер­си).

Г. – один из ос­но­ва­те­лей ин­тер­пре­та­тив­ной ан­тро­по­ло­гии. Ис­сле­до­ва­тель ре­ли­гии, эко­но­мич. раз­ви­тия, по­ли­ти­ки, се­мей­ной жиз­ни и ло­каль­ных эко­но­мич. и куль­тур­ных ин­сти­ту­тов (ба­зар, пе­ту­ши­ные бои и др.) в Ма­рок­ко и Ин­до­не­зии. Наи­боль­шую из­вест­ность ему при­нес­ли кни­ги: «Ре­ли­гия Явы» («The reli­gion of Java», 1960), «Эм­пи­ри­че­ское ис­сле­до­ва­ние ис­ла­ма» («Islam observed», 1968), «Ин­тер­пре­та­ция куль­тур» («The interpretation of cultures», 1973, рус. пер. 2004), «Ло­каль­ное зна­ние» («Lo­cal knowled­ge», 1983).

Ка­ж­дую куль­ту­ру Г. рас­смат­ри­вал как уни­каль­ную сис­те­му зна­че­ний, во­пло­щён­ных в сим­во­лах, как сис­те­му унас­ле­до­ван­ных пред­став­ле­ний, вы­ра­жен­ных в сим­во­лич. фор­мах. К по­след­ним Г. от­но­сил и ре­ли­гию. По­сред­ст­вом этих форм лю­ди со­об­ща­ют, уве­ко­ве­чи­ва­ют и со­вер­шен­ст­ву­ют своё зна­ние о жиз­ни и ус­та­нов­ки по от­но­ше­нию к ней. Куль­ту­ры от­кры­ты для ин­тер­пре­та­ции и «пуб­лич­ны», по­сколь­ку об­ра­зую­щие их се­ти зна­че­ний дос­туп­ны для изу­че­ния и по­ни­ма­ния (т. о., Г. сле­ду­ет фи­лос. кри­ти­ке тео­рии «при­ват­но­сти» язы­ка и зна­че­ний, пред­ло­жен­ной Г. Рай­лом, Л. Вит­ген­штей­ном и др.). В ос­но­ве эт­но­гра­фич. опи­са­ния и ан­тро­по­ло­гич. ин­тер­пре­та­ций куль­тур ле­жит, по мне­нию Г., по­сти­же­ние ло­каль­ных сим­во­лич. ко­дов, се­ман­тич. кон­вен­ций, ин­тер­пре­та­тив­ных ра­мок, оп­ре­де­ляю­щих воз­мож­ность ком­му­ни­ка­ции и со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия. Ан­тро­по­ло­гич. по­ни­ма­ние куль­тур дос­ти­га­ет­ся че­рез кон­тек­стуа­ли­зи­ров. и де­таль­ное эт­но­гра­фич. опи­са­ние, ко­то­рое вклю­ча­ет в се­бя и «близ­кие-к-опы­ту» по­ня­тия (ка­те­го­рии) пред­ста­ви­те­лей изу­чае­мой куль­ту­ры, и «да­лё­кие-от-опы­та» аб­ст­ракт­ные по­ня­тия на­уч. дис­кур­са.

Ре­ли­гию, идео­ло­гию, ис­кус­ст­во и да­же здра­вый смысл Г. пред­став­лял как свое­об­раз­ные и от­но­си­тель­но ав­то­ном­ные куль­тур­ные сис­те­мы, т. е. сис­те­мы кон­цеп­ту­аль­ных ре­пре­зен­та­ций, по­зво­ляю­щих их но­си­те­лям ос­мыс­ли­вать и объ­яс­нять ре­аль­ность.

Пре­мии им. Т. Пар­сон­са (1973), им. П. Со­ро­ки­на (1974) и др.

Соч.: Agricultural involution. Berk., 1963; Peddlers and princes. Chi., 1963; The social history of an Indonesian town. Camb. (Mass.), 1965; Negara: the theatre state in nineteenth century Bali. Princeton, 1980; Works and li­ves: the anthropologist as author. Stanford, 1988; After the fact: two countries, four deca­des, one anthropologist. Camb. (Mass.), 1995; С точ­ки зре­ния ту­зем­ца: о при­ро­де по­ни­ма­ния в куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии // Де­вят­ко И. Ф. Мо­де­ли объ­яс­не­ния и ло­ги­ка со­цио­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. М., 1996.

Лит.: C. Geertz. An all-inclusive documenta­tion // HyperGeertz. WorldCatalogue. http://hypergeertz.jku.at.

Вернуться к началу