Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭМПА́ТИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 372-373

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Д. Карягина

ЭМПА́ТИЯ (греч. ἐμπάθεια, от ἐν – в и πάθος – страсть, стра­да­ние, чув­ст­во), про­цес­сы по­ни­ма­ния чу­жо­го пе­ре­жи­ва­ния и от­кли­ка на не­го. В со­ста­ве это­го по­ня­тия раз­ли­ча­ют ког­ни­тив­ную Э. – по­ни­ма­ние пе­ре­жи­ва­ний дру­го­го и эмо­цио­наль­ную (аф­фек­тив­ную) Э. – со­уча­стие в этих пе­ре­жи­ва­ни­ях (со­чув­ст­во­ва­ние). Тер­мин «Э.» (empathy) вве­дён Э. Тит­че­не­ром в 1909 в ка­че­ст­ве англ. эк­ви­ва­лен­та нем. Einfühlung (вчув­ст­во­ва­ние) – центр. по­ня­тия в тео­рии Т. Лип­пса. Э. обыч­но про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся ус­та­нов­кам, объ­ек­ти­ви­рую­щим че­ло­ве­ка (сте­рео­ти­пи­за­ции, ра­ци­ональ­но­му кон­ст­руи­ро­ва­нию об­раза дру­го­го и т. п.).

На пси­хо­ло­гич. ос­мыс­ле­ние Э. ока­за­ли влия­ние уче­ния о сим­па­тии как ба­зовом со­ци­аль­ном чув­ст­ве (Д. Юм, А. Смит, Г. Спен­сер, М. Ше­лер), пси­хо­ло­гич. тео­рии сим­па­тии Т. Ри­бо, В. Штер­на, У. Мак-Ду­гал­ла, тео­рия де­цен­тра­ции Ж. Пиа­же, со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ра­бо­ты Ч. Ку­ли (зер­каль­ный ха­рак­тер Я) и Дж. Ми­да («при­ня­тие ро­ли дру­го­го»).

В фи­лос.-пси­хо­ло­гич. дис­кус­си­ях кон. 19 – нач. 20 вв. «вчув­ст­во­ва­ние» рас­смат­ри­ва­лось в свя­зи с про­бле­мой вос­при­ятия «дру­го­го Я» (обос­но­ва­ние ин­тер­субъ­ек­тив­но­сти у Э. Гус­сер­ля и т. п.). Со­глас­но тео­рии Т. Лип­пса, бес­соз­нат. ими­та­ция вос­при­ни­мае­мых внеш­них про­яв­ле­ний эмо­ций др. че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет в субъ­ек­те вчув­ст­во­ва­ния со­от­вет­ст­вую­щие пе­ре­жи­ва­ния, ра­нее им ис­пы­тан­ные, и они про­еци­ру­ют­ся на дру­го­го. Эта «про­ек­тив­ная» кон­цеп­ция вчув­ст­во­ва­ния бы­ла от­верг­ну­та М. Ше­ле­ром и др. пред­ста­ви­те­ля­ми фе­но­ме­но­ло­гии (как опи­сы­ваю­щая ско­рее фе­но­мен эмо­цио­наль­но­го за­ра­же­ния, а не по­ни­ма­ния дру­го­го), ко­то­рые ис­хо­ди­ли из не­по­сред­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мой «сущ­но­ст­ной» свя­зи пе­ре­жи­ва­ния и его внеш­не­го вы­ра­же­ния. Фе­но­ме­но­ло­гич. опи­са­нию Э. по­свя­ще­на ра­бо­та Э. Штайн «О про­бле­ме вчув­ст­во­ва­ния» («Zum Problem der Einfühlung», 1917; час­тич­ный рус. пер. 2006).

Про­бле­ма­ти­ка Э. об­су­ж­да­лась так­же в по­ни­маю­щей пси­хо­ло­гии (В. Диль­тей). В 20 в. Э. ста­ла важ­ным ме­то­дом в та­ких на­прав­ле­ни­ях, как фе­но­ме­но­ло­гич. пси­хи­ат­рия (К. Яс­перс), пси­хо­ана­лиз (Ш. Фе­рен­ци, Венг­рия, О. Ранк, Х. Ко­хут, США), гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия (К. Род­жерс), и осо­бен­но в т. н. экс­пири­ен­таль­ных (от англ. experience – пе­ре­жи­ва­ние, опыт) под­хо­дах в пси­хо­те­ра­пии, где «ис­це­ляю­щим фак­то­ром» яв­ля­ет­ся пе­ре­жи­ва­ние кли­ен­та/па­ци­ен­та (Ю. Дженд­лин, Р. Эл­ли­отт – США, Л. Грин­берг, Ка­на­да, Ф. Е. Ва­си­люк, Рос­сия) и бы­ли соз­да­ны спец. ме­то­ды вы­ра­же­ния эм­па­тич. по­ни­ма­ния пси­хо­те­ра­пев­та.

На­чи­ная с 1960-х гг. пред­ме­том ак­тив­но­го изу­че­ния Э. ста­ло её он­то­ге­не­тич. раз­ви­тие в про­цес­се ста­нов­ле­ния лич­но­сти (Н. Ай­зен­берг, М. Хофф­ман – США), роль Э. в мо­ти­ва­ции по­мо­щи и аль­труи­стич. по­ступ­ка (Ч. Д. Бат­сон, США). Не­дос­та­ток Э. по от­но­ше­нию к ре­бён­ку рас­смат­ри­вал­ся как при­чи­на его па­то­ло­гич. раз­ви­тия, де­фор­ма­ций Я-кон­цеп­ции и т. п. (К. Род­жерс, Х. Ко­хут).

Рос. ис­сле­до­ва­ния Э. бы­ли на­ча­ты в 1970–80-х гг. (А. А. Бо­да­лёв, Т. П. Гав­ри­ло­ва, Л. П. Стрел­ко­ва). В совр. ра­бо­тах вы­де­ле­ны 3 пла­на ана­ли­за Э.: 1) чув­ст­вен­но-пер­цеп­тив­ный – эмо­цио­наль­ная от­зыв­чи­вость, спо­соб­ность к рас­по­зна­ва­нию эмо­ций и т. п.; 2) реф­лек­сив­ный – спо­соб­ность к по­ни­ма­нию чу­жо­го со­стоя­ния и соб­ств. от­кли­ка на не­го; 3) экс­прес­сив­но-ком­му­ни­ка­тив­ный – уме­ние вы­ра­жать своё по­ни­ма­ние и эм­па­тич. чув­ст­ва, во­пло­щать их в дей­ст­вии.

Ней­ро­фи­зио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния по­зво­ля­ют иден­ти­фи­ци­ро­вать функ­цио­наль­ные ме­ха­низ­мы Э.: при на­блю­де­нии не­ко­то­ро­го со­стоя­ния др. че­ло­ве­ка в нерв­ной сис­те­ме спе­ци­фи­че­ски ак­ти­ви­зи­ру­ют­ся те же са­мые ней­рон­ные се­ти, ко­то­рые воз­бу­ж­да­ют­ся, ко­гда сам на­блю­даю­щий ис­пы­ты­ва­ет та­кое же со­стоя­ние (зер­каль­ные ней­рон­ные се­ти: Дж. Риц­цо­лат­ти, В. Гал­ле­зе – Ита­лия, Ж. Де­сти, США). К пер­вич­ным фе­но­ме­нам, воз­ни­каю­щим на ос­но­ве этих ме­ха­низ­мов, от­но­сят «па­рал­лель­ное» пе­ре­жи­ва­ние со­стоя­ний, ана­ло­гич­ных со­стоя­нию объ­ек­та Э., эмо­цио­наль­ное за­ра­же­ние и ими­та­цию эмо­цио­наль­ной экс­прес­сии. Раз­ли­ча­ют не­про­из­воль­ную и про­из­воль­ную Э. В про­цес­се диф­фе­рен­циа­ции от­но­ше­ния Я – дру­гой, ин­тел­лек­ту­аль­но­го и мо­раль­но­го раз­ви­тия фор­ми­ру­ют­ся зре­лые фор­мы Э., ко­то­рые пред­по­ла­га­ют от­гра­ни­че­ние ин­ди­ви­дом сво­его пе­ре­жи­ва­ния от пе­ре­жи­ва­ния дру­го­го на­ря­ду со спо­соб­но­стью по­ста­вить се­бя на его ме­сто. Как спе­ци­фич. фор­ма Э. вы­де­ля­ет­ся т. н. лич­ный ди­ст­ресс: не­га­тив­ные пе­ре­жи­ва­ния ин­ди­ви­да (страх, тре­во­га, раз­дра­же­ние и т. п.) в свя­зи с на­блю­дае­мым не­га­тив­ным со­стоя­ни­ем дру­го­го.

На­ру­ше­ния Э. на­блю­да­ют­ся при ау­тиз­ме, ши­зоф­ре­нии, нар­цис­сиз­ме и пси­хо­па­ти­че­ских (ан­ти­со­ци­аль­ных) рас­строй­ствах.

Лит.: Empathy and its development / Ed. by N. Eisenberg, J. Strayer. Camb.; N. Y., 1987; Empathy reconsidered. New directions in psy­chotherapy / Ed. by A. C. Bozart, L. S. Green­berg. Wash., 1997; Риц­цо­лат­ти Дж. Зер­ка­ла в моз­ге. О ме­ха­низ­мах со­вме­ст­но­го дей­ст­вия и со­пе­ре­жи­ва­ния. М., 2012; Ка­ря­ги­на Т. Д. Эм­па­тия как ме­тод: фи­ло­соф­ский взгляд // Кон­суль­та­тив­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. 2015. Т. 23. № 5.

Вернуться к началу