ШТЕРН ВИЛЬЯМ ЛУИС
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШТЕРН (Stern) Вильям Луис (29.4.1871, Берлин – 27.3.1938, Дарем, штат Сев. Каролина, США), нем. психолог и философ. Окончил Берлинский ун-т (1892, дис. у Г. Эббингауза). Преподавал в Ун-те Бреслау (1897–1916). В Берлине совм. с О. Липманом организовал Ин-т прикладной психологии (возглавлял его в 1906–16) и издавал «Журнал прикладной психологии». Проф. ун-та в Гамбурге (1916–33), где основал (вместе с Х. Вернером) Психологич. ин-т и был его директором. В 1933 эмигрировал в Нидерланды, затем в США, проф. Ун-та Дюка (Дарем).
В созданной им в русле монадологии Г. В. Лейбница системе критич. персонализма («Личность и вещь» – «Person und Sache», Bd 1–3, 1906–24) мир рассматривается как иерархич. система личностей разл. ступеней (человек, животное, растение, клетка, кристалл), при этом личность понимается как целостное психофизически нейтральное единство, характеризующееся целеустремлённой направленностью.
Труды Ш. охватывают широкий круг вопросов общей, генетич. и прикладной (в т. ч. юридической – о достоверности свидетельских показаний) психологии. Основатель дифференциальной психологии (ввёл сам термин).
В работах Ш. по детской психологии психич. развитие ребёнка описывается как конвергенция (взаимодействие) двух факторов – наследственности и среды. Периоды этого развития рассматриваются – согласно теории рекапитуляции – по аналогии с этапами развития животного мира и человеческой культуры. Дал интеллектуалистич. интерпретацию развития детской речи, в описании разл. видов игры рассматривал её как подготовку к будущей деятельности.
Ш. обосновал предмет и методы дифференциальной психологии, а также определил её задачи как прикладной дисциплины – познание индивидуальных психологич. особенностей человека (психогностика) и разработка средств психич. воздействия на него в сфере образования, медицины, права, хозяйств. жизни и др. (психотехника, которую Г. Мюнстерберг вслед за Ш. выделил в отд. отрасль психологии). В исследовании интеллекта Ш. использовал метод тестов, с помощью которых он проводил, в частности, испытание одарённости у детей школьного возраста. Ввёл понятие коэффициента интеллекта (IQ, 1912), высчитываемого как отношение умственного возраста к хронологическому.