КОНСТРУКТИВИ́ЗМ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНСТРУКТИВИ́ЗМ (франц. constructivisme, от лат. construo – создавать, строить) эпистемологический, лежащая в основе ряда филос. и науч. направлений трактовка познания как конструирования, а эмпирической реальности – как продукта познават. активности. К. противостоит филос. и науч. реализму – представлению о познании как об отражении «объективной реальности». К. исходит из того, что информация не содержится в объекте и не извлекается из него в ходе познания, а является продуктом того или иного субъект-объектного отношения, включающего позицию наблюдателя, его практич. деятельность, средства познания, в результате чего знания активно выстраиваются познающим субъектом в виде разного рода ментальных конструктов, моделирующих и предопределяющих его опыт. Термин «К.» в этом значении начал использоваться Ж. Пиаже в кон. 1960-х гг. и приобрёл распространение в 1980-е гг. для обозначения широкого спектра теоретич. и методологич. построений, акцентирующих роль прошлого опыта, категоризации, установок и схем в процессе восприятия, роль языка, дискурсов и др. культурных практик в построении картины мира, роль социальных, историч. и культурных факторов в производстве науч. знаний и т. п. В центре проблематики К. стоит исследование процесса конструирования знаний индивидом, социальным сообществом, наукой.
В генетич. эпистемологии Ж. Пиаже интеллект рассматривается как инструмент адаптации к переживаемому миру, а его развитие – как конструирование всё более эффективных познават. схем. Тезис Пиаже «разум организует мир, организуя самого себя» стал программным для радикального К., оформившегося с выходом в 1981 сб. «Изобретённая действительность» («Die erfundene Wirklichkeit») австро-амер. философов Э. фон Глазерсфельда (р. 1917), П. Вацлавика (1921–2007) и Х. фон Фёрстера (1911–2002), говоривших не просто о конструировании знаний, а о конструировании реальности. Вслед за И. Кантом они отказывались от каких бы то ни было суждений относительно «вещей в себе», независимых от используемой понятийной системы: рационально судить можно только о мире опыта, сконструированном нейрофизиологич., психологич. и социокультурными средствами наблюдения. Поскольку не существует объекта без субъекта, невозможна проверка (верификация или фальсификация) знаний путём их сравнения с единой для всех «объективной реальностью» и выработка единого для всех субъектов истинного знания. Вместо истинности знание (определяемое К. как организация эмпирич. мира) должно оцениваться в терминах полезности в той мере, в какой оно даёт возможность делать предсказания, придавать устойчивость и взаимосвязанность миру опыта, обслуживать коммуникацию. Эволюция знаний направляется степенью их пригодности для жизни и «естественным отбором», отсеивающим нежизнеспособные знания, но оставляющим простор для разнообразия жизнеспособных. По Глазерсфельду, если реализм трактует знание как «изображение» действительности, то К. может сравнить знание с ключом, открывающим один из возможных путей. Радикальный К. распространяет свои выводы на этику, подчёркивая персональную ответственность человека за творимый (конструируемый) им мир, в котором он живёт.
Основатель психологии личностных конструктов Дж. Келли определил свою филос. позицию как «конструктивистский альтернативизм», подчёркивая тем самым множественность возможных моделей мира, самого себя и др. людей. Согласно Келли, все конструкты, позволяющие адекватно взаимодействовать с миром, имеют право на существование, поэтому можно говорить лишь об их эвристич. ценности, но не о правильности.
В биологии идеи радикального К. развивали нем. нейрофизиолог Г. Рот (р. 1942), а также создатели теории аутопоэзиса чилийские биологи У. Матурана (р. 1928) и Ф. Варела (1946–2001), рассматривавшие живые организмы как системы, постоянно воссоздающие свою организацию на основе собств. внутр. закономерностей. Аутопоэтич. система характеризуется информац. замкнутостью – все внешние воздействия должны быть переведены в состояния нейронной активности, на которые только и реагирует такая система; в результате представления об окружении всегда конструируются на основе внутр. состояний системы. Согласно Роту, мозг является автономной, закрытой системой, восприятие конструируется с помощью схем обработки информации; рецепторы органов чувств сигнализируют мозгу только об «элементарных событиях», раздражениях отд. нервных окончаний. Восприятие не является отражением чувственных данных, оно формируется мозгом с помощью схем обработки информации, накопленных по мере предыдущей деятельности.
В социальных науках конструктивистский подход к обыденному и науч. познанию, получивший назв. социальный конструкционизм (или социальный К.), делает акцент на опосредованности познания коммуникацией, дискурсивными практиками и культурными конструктами, опираясь на концепцию языковых игр Л. Витгенштейна, анализ дискурсивных практик во франц. постструктурализме (прежде всего в работах М. Фуко), идеи Л. С. Выготского о культурно-историч. обусловленности человеческой психики, социологию науки Т. Куна и др. идеи, связанные с рефлексией социокультурных факторов порождения знаний.
В вышедшей в 1966 работе П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (рус. пер. 1995) были заявлены осн. тезисы социального конструкционизма как исследовательской программы, направленной на изучение того, как общепринятая в той или иной культуре «консенсусная реальность» формируется в результате социальных взаимодействий, включая в себя значения, классификации, ценности, социальные институты, воспринимаемые как части «объективного» миропорядка.
Социальный К. объединяет разл. направления на стыке психологии, социологии, лингвистики, культурной антропологии, характеризующиеся критич. подходом к «само собой разумеющимся» знаниям, интересом к механизмам культурно-историч. обусловленности воспринимаемой реальности, вниманием к социальным процессам, опосредующим познание, и анализом связи между знанием и поведением (социальными последствиями знания). С точки зрения социальных конструкционистов, реальность конструируется не индивидом, а обществом: любые ментальные конструкции выступают как продукт коммуникации и совместной деятельности людей. Исследования, выполненные в этой парадигме, представляют собой критич. анализ идеологии и доминирующих представлений о реальности (напр., феминистские исследования гендера), в т. ч. науч. теорий как социальных конструкций (австр. социолог К. Кнорр-Цетина и др.); подчёркивается относительность любой теории, неполнота и дополнительность разных точек зрения.
Амер. психолог К. Дж. Герген (р. 1935) видит задачу социальных наук, теории которых неизбежно содержат замаскированные ценности и предписания, не в описании реального мира, а в конструировании новых форм отношений и поведения. Он критикует «изобразительную» концепцию языка науки, согласно которой язык функционирует как карта или картина мира, показывая, что речь учёного всегда утверждает определённые ценности и отношения, служит достижению какого-то эффекта. По Гергену, термины психологии культурно и исторически обусловлены (напр., такие понятия социальной психологии, как конформизм или когнитивный диссонанс, несут отрицательную оценочную нагрузку и содержат скрытые представления о должном поведении).
Один из основателей дискурс-анализа, Р. Харре (р. 1927), предложил переключить внимание с поиска Я как сущности на методы конструирования Я в ходе коммуникации и «повествования о себе». Осн. функция дискурса – «приводить объекты в бытие, создавать структуру реальности» путём установления и согласования значений, понятных участникам коммуникации. «Ментальная реальность» конструируется в «реальности разговора»; вместо психологич. феноменов следует изучать речевые акты, чем и занимается дискурс-анализ. Близкие по смыслу концепции конструирования Я были развиты в теории социальной идентичности Г. Таджфела и в нарративной психологии.
В социальной и культурной антропологии теоретич. положения социального К. получили распространение со 2-й пол. 1960-х гг. В работе Ф. Барта «Этнические группы и границы» (1969) было подвергнуто деконструкции понимание культуры как самостоятельной и дискретной целостности и этнич. группы как её носителя. Критика устоявшихся подходов к изучению культуры этнич. сообществ была затем положена в основу конструктивистского подхода к этничности в противоположность её примордиалистским трактовкам (см. в ст. Примордиализм). В конструктивистской критике понятий нация (у Б. Андерсона, Э. Геллнера, Р. Брубейкера), традиция (у Э. Хобсбаума и Т. Рейнджера), раса и класс (у Э. Балибара и И. Валлерстайна), этнос (у В. А. Тишкова и др.) антропологи заимствовали концептуализации историков, социологов и политологов. Радикально пересмотрено понятие культуры (у Дж. Клиффорда и Дж. Маркуса), которая прежде рассматривалась как уникальная локальная и автономная целостность. В некоторых субдисциплинах и направлениях антропологии (напр., в когнитивной антропологии и антропологии сознания) конструктивистские подходы восходят к работам Л. С. Выготского и Ж. Пиаже.
К. нашёл применение в ряде прикладных областей, прежде всего в теории обучения, понятой как процесс активного и основанного на ранее усвоенных знаниях конструирования учениками ментальных моделей мира их практич. деятельности. Эта теория была положена в основу системы конструктивистской педагогики, которая стремится создать для учеников развивающую среду, обеспечивающую доступ к разл. описаниям реальности, научить способам конструирования знаний, исходя из индивидуальности и неповторимого опыта каждого ученика. В психотерапии П. Вацлавика ставится задача научить клиентов создавать альтернативные, более адаптивные конструкции-описания мира, в котором они живут, и своего места в нём. В нарративной психотерапии, работающей с описанием жизненного пути, конструируются биографич. версии прошлого, исходя из задач настоящего. Методы дискурс-анализа используются в критич. анализе продуктов массовой коммуникации.