Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАДИ́ЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 331

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Гофман

ТРАДИ́ЦИЯ (от лат. traditio – пе­ре­да­ча, пре­да­ние), со­ци­аль­ное и куль­тур­ное на­сле­дие, пе­ре­даю­щее­ся от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию и вос­про­из­во­дя­щее­ся в оп­ре­де­лён­ных об­ще­ст­вах и со­ци­аль­ных груп­пах в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни. В ка­че­ст­ве Т. вы­сту­па­ют оп­ре­де­лён­ные куль­тур­ные об­раз­цы, нор­мы, цен­но­сти, ин­сти­ту­ты, идеи, обы­чаи, об­ря­ды, сти­ли, про­из­водств. и ре­мес­лен­ные на­вы­ки и т. д.

Т. при­сут­ст­ву­ют во всех со­ци­аль­ных и куль­тур­ных сис­те­мах и яв­ля­ют­ся од­ним из не­об­хо­ди­мых ус­ло­вий их су­ще­ст­во­ва­ния. Осо­бен­но ши­ро­ка их сфе­ра в ар­ха­ич. и до­ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах. Они при­су­щи са­мым раз­ным об­лас­тям куль­ту­ры, хо­тя их удель­ный вес и зна­че­ние в ка­ж­дой из этих об­лас­тей раз­лич­ны; наи­бо­лее важ­ное ме­сто они за­ни­ма­ют в ре­ли­гии.

Мно­го­об­ра­зие су­ще­ст­вую­щих в ми­ре куль­тур в зна­чит. сте­пе­ни обу­слов­ле­но мно­го­об­ра­зи­ем со­от­вет­ст­вую­щих куль­тур­ных Т. Бла­го­да­ря совр. сред­ст­вам ком­му­ни­ка­ции зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ют­ся воз­мож­но­сти за­им­ст­во­ва­ния и взаи­мо­об­ме­на в сфе­ре куль­тур­но­го на­сле­дия разл. об­ществ. За­им­ст­вуе­мые эле­мен­ты куль­тур­но­го на­сле­дия, вы­сту­паю­щие пер­во­на­чаль­но как ин­но­ва­ции для за­им­ст­вую­щей куль­ту­ры, впо­след­ст­вии не­ред­ко тра­ди­цио­на­ли­зи­ру­ют­ся в ней, ста­но­вясь ор­га­нич. ча­стью собств. куль­тур­но­го ком­плек­са.

Т. тес­но свя­за­ны с кол­лек­тив­ной и ис­то­рич. па­мя­тью об­ществ и со­ци­аль­ных групп, обес­пе­чи­вая их са­мо­то­ж­де­ст­вен­ность и пре­ем­ст­вен­ность в раз­ви­тии. Со­ци­аль­ная и груп­по­вая диф­фе­рен­циа­ция ока­зы­ва­ет су­ще­ст­вен­ное влия­ние на ин­тер­пре­та­цию и ис­поль­зо­ва­ние об­ще­на­цио­наль­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия. Кро­ме то­го, отд. груп­пы, клас­сы, слои и со­сло­вия об­ла­да­ют соб­ст­вен­ны­ми Т. В диф­фе­рен­ци­ров. об­ще­ст­вах су­ще­ст­ву­ет так­же мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных вре­мен­ных ори­ен­та­ций, уст­рем­ле­ний на ту или иную ис­то­рич. эпо­ху, рас­смат­ри­вае­мую в ка­че­ст­ве «под­лин­но» тра­ди­ци­он­ной и об­раз­цо­вой. От­сю­да мно­же­ст­вен­ность и про­ти­во­ре­чи­вость куль­тур­ных форм и их ин­тер­пре­та­ций.

Ка­ж­дое по­ко­ле­ние, по­лу­чая в своё рас­по­ря­же­ние оп­ре­де­лён­ную со­во­куп­ность тра­диц. об­раз­цов, не про­сто вос­при­ни­ма­ет и ус­ваи­ва­ет их в го­то­вом ви­де; оно все­гда осу­ще­ст­в­ля­ет их собств. ин­тер­пре­та­цию и вы­бор. В этом смыс­ле ка­ж­дое по­ко­ле­ние вы­би­ра­ет не толь­ко своё бу­ду­щее, но и про­шлое.

Об­ще­ст­ва и со­ци­аль­ные груп­пы, при­ни­мая од­ни эле­мен­ты со­цио­куль­тур­но­го на­сле­дия, в то же вре­мя от­вер­га­ют дру­гие, по­это­му Т. мо­гут быть как по­зи­тив­ны­ми (что и как тра­ди­ци­он­но при­ни­ма­ет­ся), так и не­га­тив­ны­ми (что и как тра­ди­ци­он­но от­вер­га­ет­ся).

Т. как один из ос­но­во­по­ла­гаю­щих ас­пек­тов нор­маль­но­го со­цио­куль­тур­но­го раз­ви­тия не­об­хо­ди­мо от­ли­чать от тра­ди­цио­на­лиз­ма.

Лит.: Shils E. Tradition. Chi., 1981; The in­vention of tradition / Ed. E. Hobsbawm, T. Ran­ger. Camb.; N. Y., 1983; Ка­са­вин И. Т. По­зна­ние в ми­ре тра­ди­ций. М., 1990; Шац­кий Е. Уто­пия и тра­ди­ция. М., 1990; По­лон­ская И. Н. Тра­ди­ция: от са­краль­ных ос­но­ва­ний к со­вре­мен­но­сти. Рос­тов н/Д., 2006; Тра­ди­ции и ин­но­ва­ции в со­вре­мен­ной Рос­сии: Со­цио­ло­ги­че­ский ана­лиз взаи­мо­дей­ст­вия и ди­на­ми­ки. М., 2008; Тра­ди­ци­он­ное и не­тра­ди­ци­он­ное в куль­ту­ре Рос­сии. М., 2008.

Вернуться к началу