Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ЛЛНЕР ЭРНЕСТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 513

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Г. Миронюк

ГЕ́ЛЛНЕР (Gellner) Эр­нест (9.12.1925, Па­риж – 5.11.1995, Пра­га), брит. фи­ло­соф, ан­тро­по­лог и по­ли­то­лог, чл. Брит. ака­де­мии (1974). Вы­рос в Пра­ге, в 1939 вме­сте c семь­ёй эмиг­ри­ро­вал в Ве­ли­ко­бри­та­нию. В кон. 2-й ми­ро­вой вой­ны всту­пил доб­ро­воль­цем в че­хосл. ар­мию. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Окс­форд­ском ун-те. В 1962–84 проф. фи­ло­со­фии, ло­ги­ки и на­уч. ме­то­да Лон­дон­ской шко­лы эко­но­ми­ки, в 1984–93 проф. со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии Кем­бридж­ско­го ун-та, в 1993–95 ос­но­ва­тель и ди­рек­тор Цен­тра по ис­сле­до­ва­нию на­цио­на­лиз­ма при Центр.-ев­роп. ун-те в Пра­ге. Г. при­над­ле­жит по­лу­чив­шая ши­ро­кую из­вест­ность тео­рия на­цио­на­лиз­ма, в рам­ках ко­то­рой на­цио­на­лизм при­зна­ёт­ся в ка­чест­ве по­ли­тич. прин­ци­па, а куль­тур­ное сход­ст­во счи­та­ет­ся ос­но­вой со­ци­аль­ных свя­зей. По мне­нию Г., от­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми че­ло­ве­чес­ко­го об­щест­ва и от­прав­ны­ми мо­мен­та­ми со­ци­аль­ных яв­ле­ний яв­ля­ют­ся куль­ту­ра и ор­га­ни­за­ция. Г. от­вер­гал взгляд на на­цио­на­лизм как на уни­вер­саль­ный, са­мо­оче­вид­ный, естеств. прин­цип со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции и счи­тал, что он яв­ля­ет­ся след­стви­ем кон­крет­ных со­ци­аль­ных ус­ло­вий раз­ви­тия ин­ду­стри­аль­но­го об­щест­ва, оп­ре­де­ля­емых осо­бым со­че­та­ни­ем куль­ту­ры и ор­га­ни­за­ции. По Г., имен­но куль­ту­ра ле­жит в ос­но­ве фор­ми­ро­ва­ния на­ции и оп­ре­де­ля­ет её ли­цо. На при­ме­ре стран Ев­ро­пы он по­пы­тал­ся по­стро­ить об­щую мо­дель пе­ре­хо­да к «эре на­цио­на­лиз­ма» и вы­де­лить основные эта­пы про­цес­са пе­ре­хо­да, счи­тая его ис­ход­ной точ­кой Вен­ский кон­гресс 1814–15. Го­во­ря о бу­ду­щем, Г. от­ме­чал, что эко­но­мические и по­ли­тиче­ские про­цес­сы не­из­беж­но «раз­мо­ют» ос­но­вы на­цио­на­лиз­ма и при­ве­дут к то­му, что важ­ные ре­ше­ния, ка­саю­щие­ся под­дер­жа­ния меж­ду­народного ми­ра, пре­дот­вра­ще­ния гло­баль­ных ка­та­строф и т. п., со вре­ме­нем бу­дут при­ни­мать­ся на над­на­цио­наль­ном и ре­ги­ональ­ном уров­нях. Он так­же по­ла­гал, что рас­про­стра­нят­ся фор­мы на­цио­на­лиз­ма, не при­вя­зан­ные к тер­ри­то­рии («не­тер­ри­то­ри­аль­ный на­цио­на­лизм»).

Соч.: Legitimation of belief. L. a. o., 1974; Mus­lim society. Camb., 1981; Nations and natio­nalism. Oxf., 1983; Postmodernism, reason and religion. L.; N. Y., 1992; Conditions of liberty: civil society and its rivals. L., 1994; Nationa­lism. L., 1997; Plough, sword and book: the structure of human history. L., 1998; The psy­choanalytic movement: or the coming of unrea­son. 3rd ed. Oxf., 2002; Ра­зум и куль­ту­ра: ис­то­ри­че­ская роль ра­цио­наль­но­сти и ра­цио­на­лиз­ма. М., 2003; Ус­ло­вия сво­бо­ды: гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во и его ис­то­ри­че­ские со­пер­ни­ки. М., 2004.

Вернуться к началу