КОГНИТИ́ВНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОГНИТИ́ВНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ (от лат. сognosco – познавать, воспринимать), направление культурной антропологии и когнитивной науки, изучающее культуры как системы значений, идеальных моделей, сценариев поведения и т. п. Цель К. а. – понять и описать представления людей разл. культур в их собств. терминах, а также выявить имплицитные когнитивные структуры, определяющие восприятие мира, регулирующие поведение и упорядочивающие социальную жизнь в этих культурах.
Первоначальной формой К. а., возникшей в сер. 1950-х гг. в США, была этнонаука (англ. ethnoscience) – изучение таксономич. систем, используемых разными народами для классификации животных, растений, болезней, еды и т. п. Этнонаука стремилась выявить в обыденном языке «концептуальные категории» – систему значений, относящихся к той или иной предметной области, иерархических и др. связей между ними, а также систему правил – нормативных предписаний, регулирующих жизнедеятельность (У. Гудинаф, Э. Уоллес, М. Дуглас и др.). Осн. предметом анализа были язык и тексты, широко применялись формально-лингвистич. методы. По мере развития когнитивной науки с 1980-х гг. в сферу интересов К. а., помимо языковых структур, входили также разл. символич. системы культуры и поведение людей, связанное с их применением. Цели исследований стали включать в себя выявление таких когнитивных структур, как картина мира, сценарии, метафоры, прототипы, семантич. пространства, схемы, и их отношений с эмоциями, мотивацией, деятельностью, мозговыми механизмами. Изучаются также индивидуальные различия (напр., кто что знает в рамках данной культуры), конфликты между противоречащими культурными моделями, способы обучения, получения новых знаний и др. К. а. стала использовать методы, разработанные в психологии и др. областях когнитивной науки (мозговое картирование, нейронные сети, дискурс-анализ и др.).