Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОГНИТИ́ВНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 396

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Константинов

КОГНИТИ́ВНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ (от лат. сognosco – по­зна­вать, вос­при­ни­мать), на­прав­ле­ние куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии и ког­ни­тив­ной нау­ки, изу­чаю­щее куль­ту­ры как сис­те­мы зна­че­ний, иде­аль­ных мо­де­лей, сце­на­ри­ев по­ве­де­ния и т. п. Цель К. а.  по­нять и опи­сать пред­став­ле­ния лю­дей разл. куль­тур в их собств. тер­минах, а так­же вы­явить им­пли­цит­ные ког­ни­тив­ные струк­ту­ры, оп­ре­де­ляю­щие вос­при­ятие ми­ра, ре­гу­ли­рую­щие по­ве­де­ние и упо­ря­до­чи­ваю­щие со­ци­аль­ную жизнь в этих куль­ту­рах.

Пер­во­на­чаль­ной фор­мой К. а., воз­ник­шей в сер. 1950-х гг. в США, бы­ла эт­но­нау­ка (англ. ethnoscience) – изу­че­ние так­со­но­мич. сис­тем, ис­поль­зуе­мых раз­ны­ми на­ро­да­ми для клас­си­фи­ка­ции жи­вот­ных, рас­те­ний, бо­лез­ней, еды и т. п. Эт­но­нау­ка стре­ми­лась вы­явить в обы­ден­ном язы­ке «кон­цеп­ту­аль­ные ка­те­го­рии»  сис­те­му зна­че­ний, от­но­ся­щих­ся к той или иной пред­мет­ной об­лас­ти, иерар­хи­че­ских и др. свя­зей ме­ж­ду ни­ми, а так­же сис­те­му пра­вил – нор­ма­тив­ных пред­пи­са­ний, ре­гу­ли­рую­щих жиз­не­дея­тель­ность (У. Гу­ди­наф, Э. Уол­лес, М. Ду­глас и др.). Осн. пред­ме­том ана­ли­за бы­ли язык и тек­сты, ши­ро­ко при­меня­лись фор­маль­но-лин­гвис­тич. ме­то­ды. По ме­ре раз­ви­тия ког­ни­тив­ной нау­ки с 1980-х гг. в сфе­ру ин­те­ре­сов К. а., по­ми­мо язы­ко­вых струк­тур, вхо­ди­ли так­же разл. сим­во­лич. сис­те­мы куль­ту­ры и по­ве­де­ние лю­дей, свя­зан­ное с их при­ме­не­ни­ем. Це­ли ис­сле­до­ва­ний ста­ли вклю­чать в се­бя вы­яв­ле­ние та­ких ког­ни­тив­ных струк­тур, как кар­ти­на ми­ра, сце­на­рии, ме­та­фо­ры, про­то­ти­пы, се­ман­тич. про­стран­ст­ва, схе­мы, и их от­но­ше­ний с эмо­ция­ми, мо­ти­ва­ци­ей, дея­тель­но­стью, моз­го­вы­ми ме­ха­низ­ма­ми. Изу­ча­ют­ся так­же ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия (напр., кто что зна­ет в рам­ках дан­ной куль­ту­ры), кон­флик­ты ме­ж­ду про­ти­во­ре­ча­щи­ми куль­тур­ны­ми мо­де­ля­ми, спо­со­бы обу­че­ния, по­лу­че­ния но­вых зна­ний и др. К. а. ста­ла ис­поль­зо­вать ме­то­ды, раз­ра­бо­тан­ные в пси­хо­ло­гии и др. об­лас­тях ког­ни­тив­ной нау­ки (моз­го­вое кар­ти­ро­ва­ние, ней­рон­ные се­ти, дис­курс-ана­лиз и др.).

Лит.: Tyler S. A. Cognitive anthropology. N. Y., 1969; DʼAndrade R. G. The development of cog­nitive anthropology. Camb., 1995; Shore B. Culture in mind: cognition, culture and the prob­lems of meaning. Oxf., 1996; Лу­рье С. В. Пси­хо­ло­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия. М., 2003.

Вернуться к началу