Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЁРНЫЙ Ю́МОР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 491

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

ЧЁРНЫЙ Ю́МОР (англ. black humor), 1) на­прав­ле­ние в амер. лит-ре 2-й пол. 20 в. На­зва­ние за­кре­пи­лось по­сле пуб­ли­ка­ции амер. пи­са­те­лем Б. Фрид­ма­ном ан­то­ло­гии «Чёр­ный юмор» («Black humor», 1965), вклю­чав­шей про­из­ве­де­ния Дж. Хел­ле­ра, В. В. На­бо­ко­ва, Э. Ол­би, К. Вон­не­гу­та, Т. Пин­чо­на и др. пи­са­те­лей, не имев­ших еди­ной лит. плат­фор­мы и объ­е­ди­нён­ных по прин­ци­пу бли­зо­сти ис­поль­зуе­мых приё­мов. Пред­ста­ви­те­ли Ч. ю. па­ро­ди­ро­ва­ли про­из­ве­де­ния мас­со­вой ли­те­ра­ту­ры, а так­же ак­тив­но по­ле­ми­зи­ро­ва­ли с лит.-эс­те­тич. про­грам­ма­ми франц. эк­зи­стен­циа­лиз­ма и бит­ни­ков, соз­да­вая собств. эс­те­ти­ку, важ­ней­ши­ми со­став­ляю­щи­ми ко­то­рой бы­ли са­ти­рич. гро­теск, фан­тас­ма­го­рия, тра­ве­стия, язы­ко­вая иг­ра и др. Воз­ник как ре­ак­ция на по­сле­во­ен­ный кри­зис тра­диц. ду­хов­ных цен­но­стей, уси­ли­вав­шую­ся власть бю­ро­кра­тич. ма­ши­ны, кон­фликт ме­ж­ду лич­но­стью и тех­но­кра­тич. со­циу­мом; пи­са­те­ли Ч. ю. ви­де­ли в ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти мир аб­сур­да, вра­ж­деб­ный ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, ли­шён­ный ду­хов­но­го на­ча­ла, об­ре­чён­ный на пол­ное раз­ру­ше­ние. Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. пред­ста­ви­те­лей на­прав­ле­ния – Дж. Барт, Дж. Дон­ли­ви, Дж. Хокс, М. Чей­бон, Дж. С. Фо­ер и др.

2) Осо­бый тип ко­ми­че­ско­го в лит-ре 20 – нач. 21 вв., ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся: ос­мея­ние тра­ди­ци­он­ных ре­лиг., нравств., идео­ло­гич., по­ли­тич., эс­те­тич. цен­но­стей; про­ни­зан­ное пес­си­миз­мом изо­бра­же­ние ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти как ми­ра не­пре­кра­щаю­ще­го­ся аб­сур­да, на­си­лия и жес­то­ко­сти; про­тест про­тив хан­же­ст­ва и ли­це­ме­рия офиц. мо­ра­ли, вла­сти, со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов, за­ко­нов и норм «об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния». Ч. ю. раз­ру­ша­ет при­выч­ную кар­ти­ну по­все­днев­но­сти, че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний и мо­де­лей лич­но­ст­но­го по­ве­де­ния при по­мо­щи гро­те­ска, па­ро­дии, фар­са, тра­ве­сти­ро­ва­ния клас­сич. сю­же­тов и об­ра­зов, пре­дель­но­го фи­зио­ло­гиз­ма опи­са­ний, бес­по­щад­ной ав­тор­ской са­мо­реф­лек­сии и са­мо­иро­нии.

Ч. ю. стал од­ной из клю­че­вых творч. стра­те­гий ев­роп. лит. аван­гар­диз­ма, стре­мив­ше­го­ся со­кру­шить при­выч­ный по­ря­док бур­жу­аз­но­го ми­ра. Эс­те­ти­ка Ч. ю. при­сут­ст­ву­ет не толь­ко в мо­дер­ни­ст­ской (Дж. Джойс, Ф. Каф­ка, Г. Стайн, Ж. Кок­то, Л. Ф. Се­лин), но и в реа­листиче­ской (Б. Шоу, Ш. Ан­дер­сон, Дж. Дос Пас­сос, У. Фолк­нер) ху­дож. па­ра­диг­мах. Тра­гич. опыт 2-й ми­ро­вой вой­ны, ощу­ще­ние воз­мож­ной ядер­ной ка­та­ст­ро­фы, глу­бо­кие про­ти­во­ре­чия со­ци­аль­но-эко­но­мич. жиз­ни де­ла­ют Ч. ю. од­ним из важ­ней­ших лит. яв­ле­ний 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. в Ев­ро­пе и США. Ч. ю. – не­отъ­ем­ле­мая часть аб­сур­да те­ат­ра (С. Бек­кет, Э. Ио­не­ско), про­из­ве­де­ний ве­ду­щих ев­роп. и амер. пи­са­те­лей – В. В. На­бо­ко­ва, Б. Виа­на, Г. Грас­са, А. Бёрд­жес­са, Н. К. Мей­ле­ра, Х. Пин­те­ра, Дж. У. Ир­вин­га и др.

В Рос­сии эс­те­ти­ка Ч. ю. про­яви­лась у пи­са­те­лей 1920–30-х гг. – Е. И. За­мя­ти­на, А. М. Ре­ми­зо­ва, Д. И. Харм­са, К. К. Ва­ги­но­ва и др. В пе­ри­од «от­те­пе­ли» и позд­нее Ч. ю. – не толь­ко куль­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ная, но и со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ская и да­же пси­хо­ло­гич. ре­ак­ция со­про­тив­ле­ния офиц. про­па­ган­де и куль­ту­ре: по­ли­тич. анек­дот, «стра­шил­ки» псев­до­дет­ско­го фольк­ло­ра, ла­гер­ный шан­сон, аб­сур­ди­ст­ские сти­хи и про­за «ан­де­гра­ун­да» (Юз Алеш­ков­ский, Н. И. Глаз­ков, Ю. В. Мам­ле­ев, О. Е. Гри­горь­ев, Е. А. По­пов, Са­ша Со­ко­лов, Л. Е. Улиц­кая, В. Г. Со­ро­кин и др.). Ч. ю. – ха­рак­тер­ная осо­бен­ность лит-ры по­стмо­дер­низ­ма.

Лит.: Бре­тон А. Ан­то­ло­гия чер­но­го юмо­ра. М., 1999; Nilsen A. P., Nilsen D. L. F. Encyclopedia of 20th-century American humor. Phoenix, 2000; Bloom’s literary themes. Dark Humor. N. Y., 2010.

Вернуться к началу