ЧЁРНЫЙ Ю́МОР
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЁРНЫЙ Ю́МОР (англ. black humor), 1) направление в амер. лит-ре 2-й пол. 20 в. Название закрепилось после публикации амер. писателем Б. Фридманом антологии «Чёрный юмор» («Black humor», 1965), включавшей произведения Дж. Хеллера, В. В. Набокова, Э. Олби, К. Воннегута, Т. Пинчона и др. писателей, не имевших единой лит. платформы и объединённых по принципу близости используемых приёмов. Представители Ч. ю. пародировали произведения массовой литературы, а также активно полемизировали с лит.-эстетич. программами франц. экзистенциализма и битников, создавая собств. эстетику, важнейшими составляющими которой были сатирич. гротеск, фантасмагория, травестия, языковая игра и др. Возник как реакция на послевоенный кризис традиц. духовных ценностей, усиливавшуюся власть бюрократич. машины, конфликт между личностью и технократич. социумом; писатели Ч. ю. видели в окружающей действительности мир абсурда, враждебный индивидуальности, лишённый духовного начала, обречённый на полное разрушение. Среди наиболее значит. представителей направления – Дж. Барт, Дж. Донливи, Дж. Хокс, М. Чейбон, Дж. С. Фоер и др.
2) Особый тип комического в лит-ре 20 – нач. 21 вв., характерными чертами которого являются: осмеяние традиционных религ., нравств., идеологич., политич., эстетич. ценностей; пронизанное пессимизмом изображение окружающей действительности как мира непрекращающегося абсурда, насилия и жестокости; протест против ханжества и лицемерия офиц. морали, власти, социальных институтов, законов и норм «общества потребления». Ч. ю. разрушает привычную картину повседневности, человеческих отношений и моделей личностного поведения при помощи гротеска, пародии, фарса, травестирования классич. сюжетов и образов, предельного физиологизма описаний, беспощадной авторской саморефлексии и самоиронии.
Ч. ю. стал одной из ключевых творч. стратегий европ. лит. авангардизма, стремившегося сокрушить привычный порядок буржуазного мира. Эстетика Ч. ю. присутствует не только в модернистской (Дж. Джойс, Ф. Кафка, Г. Стайн, Ж. Кокто, Л. Ф. Селин), но и в реалистической (Б. Шоу, Ш. Андерсон, Дж. Дос Пассос, У. Фолкнер) худож. парадигмах. Трагич. опыт 2-й мировой войны, ощущение возможной ядерной катастрофы, глубокие противоречия социально-экономич. жизни делают Ч. ю. одним из важнейших лит. явлений 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. в Европе и США. Ч. ю. – неотъемлемая часть абсурда театра (С. Беккет, Э. Ионеско), произведений ведущих европ. и амер. писателей – В. В. Набокова, Б. Виана, Г. Грасса, А. Бёрджесса, Н. К. Мейлера, Х. Пинтера, Дж. У. Ирвинга и др.
В России эстетика Ч. ю. проявилась у писателей 1920–30-х гг. – Е. И. Замятина, А. М. Ремизова, Д. И. Хармса, К. К. Вагинова и др. В период «оттепели» и позднее Ч. ю. – не только культурно-художественная, но и социально-политическая и даже психологич. реакция сопротивления офиц. пропаганде и культуре: политич. анекдот, «страшилки» псевдодетского фольклора, лагерный шансон, абсурдистские стихи и проза «андеграунда» (Юз Алешковский, Н. И. Глазков, Ю. В. Мамлеев, О. Е. Григорьев, Е. А. Попов, Саша Соколов, Л. Е. Улицкая, В. Г. Сорокин и др.). Ч. ю. – характерная особенность лит-ры постмодернизма.