Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ЛБИ ЭДВАРД ФРАНКЛИН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

О́ЛБИ (Albee) Эд­вард Франк­лин (12.3.1928, Ва­шинг­тон – 16.9.2016, Монтаук), амер. дра­ма­тург. Был усы­нов­лён в мар­те 1928; вос­пи­ты­вал­ся в се­мье, вла­дев­шей се­тью муз. те­ат­ров. В 1946–47 обу­чал­ся в Три­ни­ти-кол­ледж (Харт­форд, штат Кон­нек­ти­кут), от­ку­да был ис­клю­чён. В юно­сти, по­ки­нув при­ём­ных ро­ди­те­лей, сме­нил мно­же­ст­во про­фес­сий (курь­ер, про­да­вец пла­сти­нок и др.), во­шёл в круг нью-йорк­ской ин­тел­лек­ту­аль­ной бо­ге­мы. Ран­ние од­но­акт­ные пье­сы «Что слу­чи­лось в зоо­пар­ке» («The zoo story», 1958; в рус. пер. 1968 – «Ис­то­рия в зоо­пар­ке»), «Пе­соч­ни­ца» («The sandbox», 1960), «Аме­ри­кан­ская меч­та» («The american dream», 1961; в рус. пер. 1968 – «Аме­ри­кан­ский иде­ал»), от­ра­зив­шие боль­шое влия­ние эс­те­ти­ки аб­сур­да те­ат­ра (пре­им. дра­ма­тур­гии С. Бек­ке­та и Э. Ио­не­ско), при­нес­ли О. из­вест­ность, соз­дав ему ре­пу­та­цию ост­ро­го кри­ти­ка тра­диц. амер. цен­но­стей, нац. са­мо­лю­бо­ва­ния и мас­совых ил­лю­зий. Гро­те­ск­но-иро­нич. изо­бра­же­ние совр. амер. об­ще­ст­ва, без­ду­хов­но­сти и пус­то­ты по­все­днев­ной жиз­ни, ост­ро­са­ти­рич. об­ра­зы «сред­них» аме­ри­кан­цев на­шли во­пло­ще­ние в пье­сах «Смерть Бес­си Смит» («The death of Bessie Smith», 1960), «Шат­кое рав­нове­сие» («A delicate balance», 1966), «Мор­ской пей­заж» («Seascape», 1975, рус. пер. 2012), «Че­ло­век с тре­мя ру­ка­ми» («The man with three arms», 1983) и др. Наи­бо­лее из­вест­ное со­чи­не­ние О. – пье­са «Кто бо­ит­ся Вирд­жи­нии Вулф?» («Who’s afraid of Virginia Woolf?», 1962; в рус. пер. 1976 – «Не бо­юсь Вирд­жинии Вулф»), по­свя­щён­ная про­бле­ме тра­гич. взаи­мо­не­по­ни­ма­ния и ра­зоб­щён­но­сти лю­дей. Ус­та­нов­ка на сце­нич. экс­пе­ри­мент от­чёт­ли­во вы­ра­же­на в пье­сах «Ящик и ци­та­ты из пред­се­да­те­ля Мао» («Box, and Quotations from Chairman Mao Tse-Tung», 1969), «Три вы­со­кие жен­щи­ны» («Three tall women», 1994). Сре­ди позд­них пьес О. – «Ко­за, или Кто та­кая Силь­вия?» («The goat, or Who is Sylvia?», 2002), «Стук-стук. Кто там?» («Knock! Knock! Who's there?», 2003). Про­из­ве­де­ния О. на­сы­ще­ны иро­ни­ей, сар­каз­мом, «чёр­ным юмо­ром»; им при­су­щи не­ожи­дан­ные по­во­ро­ты сю­же­та, тон­кое обыг­ры­ва­ние ре­че­вых кли­ше амер. обы­ва­те­ля. Ав­тор те­ат­раль­ных адап­та­ций про­из­ве­де­ний В. В. На­бо­ко­ва, Т. Ка­по­те и др.; сбор­ни­ков эс­се и лит.-кри­тич. ста­тей.

Соч.: Смерть Бес­си Смит [и дру­гие пье­сы]. М., 1976; Collected plays. Woodstock; L., 2004–2005. Vol. 1–3; Stretching my mind. N. Y., 2005.

Лит.: Amacher RE. E. Albee. Boston, 1982; Gussow M. E. Albee: a singular journey. N. Y., 1999; Mann B. J. E. Albee: a casebook. N. Y.; L., 2003; Solomon R. H. Albee in performance. Bloomington, 2010; Tyce R. Albee E.: a bib­liography. Metuchen; L., 1986.

Вернуться к началу