О́ЛБИ ЭДВАРД ФРАНКЛИН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ЛБИ (Albee) Эдвард Франклин (12.3.1928, Вашингтон – 16.9.2016, Монтаук), амер. драматург. Был усыновлён в марте 1928; воспитывался в семье, владевшей сетью муз. театров. В 1946–47 обучался в Тринити-колледж (Хартфорд, штат Коннектикут), откуда был исключён. В юности, покинув приёмных родителей, сменил множество профессий (курьер, продавец пластинок и др.), вошёл в круг нью-йоркской интеллектуальной богемы. Ранние одноактные пьесы «Что случилось в зоопарке» («The zoo story», 1958; в рус. пер. 1968 – «История в зоопарке»), «Песочница» («The sandbox», 1960), «Американская мечта» («The american dream», 1961; в рус. пер. 1968 – «Американский идеал»), отразившие большое влияние эстетики абсурда театра (преим. драматургии С. Беккета и Э. Ионеско), принесли О. известность, создав ему репутацию острого критика традиц. амер. ценностей, нац. самолюбования и массовых иллюзий. Гротескно-иронич. изображение совр. амер. общества, бездуховности и пустоты повседневной жизни, остросатирич. образы «средних» американцев нашли воплощение в пьесах «Смерть Бесси Смит» («The death of Bessie Smith», 1960), «Шаткое равновесие» («A delicate balance», 1966), «Морской пейзаж» («Seascape», 1975, рус. пер. 2012), «Человек с тремя руками» («The man with three arms», 1983) и др. Наиболее известное сочинение О. – пьеса «Кто боится Вирджинии Вулф?» («Who’s afraid of Virginia Woolf?», 1962; в рус. пер. 1976 – «Не боюсь Вирджинии Вулф»), посвящённая проблеме трагич. взаимонепонимания и разобщённости людей. Установка на сценич. эксперимент отчётливо выражена в пьесах «Ящик и цитаты из председателя Мао» («Box, and Quotations from Chairman Mao Tse-Tung», 1969), «Три высокие женщины» («Three tall women», 1994). Среди поздних пьес О. – «Коза, или Кто такая Сильвия?» («The goat, or Who is Sylvia?», 2002), «Стук-стук. Кто там?» («Knock! Knock! Who's there?», 2003). Произведения О. насыщены иронией, сарказмом, «чёрным юмором»; им присущи неожиданные повороты сюжета, тонкое обыгрывание речевых клише амер. обывателя. Автор театральных адаптаций произведений В. В. Набокова, Т. Капоте и др.; сборников эссе и лит.-критич. статей.