ВИА́Н БОРИС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИА́Н (Vian) Борис (10.3.1920, Виль-д’Авре, близ Парижа – 23.6.1959, Париж), франц. писатель. Окончил Центральное инж. уч-ще (1942). Лит. творчеством занимался с 1939. На поэтику В. повлияли амер. джазовая культура (с 1942 В. выступал как музыкант, джазовый трубач), поэзия сюрреализма, традиции лит-ры абсурда (А. Жарри, Л. Кэрролл), философия экзистенциализма (в 1946–47 В. сотрудничал с ж. «Les temps modernes», возглавляемым Ж. П. Сартром). В основе творчества В. – гротескное остранение социокультурных символов и языковых штампов, проявившееся уже в первом романе писателя «Сколопендр и планктон» («Vercoquin et le plancton», 1946), а также в сб-ках рассказов [«Мурашки» («Les fourmis», 1949), «Волк-оборотень» («Le loup-garou», 1970) и др.], стихах [сб-ки «Замороженные кантилены» («Cantilènes en gelée», 1949), «Не хочу сдохнуть» («Je voudrais pas crever», 1962) и др.], драматургии [«Живодёрня для всех» («L’équarissage pour tous», соч. 1947, пост. 1950), «Полдник генералов» («Le goûter des généraux», 1951) и др.]. В наиболее значит. сочинении В., во многом предвосхитившем идеи молодёжного бунта 1968, – романе «Пена дней» («L’écume des jours», 1947) трагич. апология любви сочетается с критикой бессмысленной и жестокой реальности, разрушающей сказочно-идиллич. универсум, в котором замыкается гл. герой. Критика В. обращена против антигуманного социального порядка, изнурительного труда ради заработка, безразличной к человеку религии, войны (при отчётливой аполитичности В.), наконец, против безжизненного авторитарного слова: в романе «Осень в Пекине» («L’automne à Pékin», 1947) уверенность героя в своей правоте несёт гибель его близким. В поздних романах В. «Красная трава» («L’herbe rouge», 1950) и «Сердцедёр» («L’arrache-coeur», 1953) преобладает стихия мрачного, жестокого гротеска. Склонность В. к мистификации проявилась в цикле из четырёх романов-пастишей, опубликованных под американизир. псевд. Вернон Салливен [в т. ч. «Я приду плюнуть на ваши могилы» («J’irai cracher sur vos tombes», 1946), вызвавшего громкий скандал и судебное разбирательство, но имевшего большой коммерч. успех]; она обусловила восприятие его современниками как представителя массовой литературы. Среди др. сочинений: сб. «Волшебные сказки для не вполне взрослых» («Conte de fées à l’usage des moyennes personnes», 1943, опубл. в 1981); иронич. путеводитель «Учебник по Сен-Жермен-де-Пре» («Manuel de Saint-Germain-des-Prés», 1950, опубл. в 1974); либретто ряда опер, в т. ч. «Снежный рыцарь» («Le Chevalier de neige», 1953, опубл. в 1974); статьи о джазе; песни. Осн. сочинения В. переведены на рус. яз. (с 1983).