Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИА́Н БОРИС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 248-249

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. К. Стаф

ВИА́Н (Vian) Бо­рис (10.3.1920, Виль-д’Ав­ре, близ Па­ри­жа – 23.6.1959, Па­риж), франц. пи­са­тель. Окон­чил Цен­траль­ное инж. уч-ще (1942). Лит. твор­че­ст­вом за­ни­мал­ся с 1939. На поэ­ти­ку В. по­влия­ли амер. джа­зо­вая куль­ту­ра (с 1942 В. вы­сту­пал как му­зы­кант, джа­зо­вый тру­бач), по­эзия сюр­реа­лиз­ма, тра­ди­ции лит-ры аб­сур­да (А. Жар­ри, Л. Кэр­ролл), фи­ло­со­фия эк­зи­стен­циа­лиз­ма (в 1946–47 В. со­труд­ни­чал с ж. «Les temps mo­der­nes», воз­глав­ляе­мым Ж. П. Сар­тром). В ос­но­ве твор­че­ст­ва В. – гро­те­ск­ное ост­ра­не­ние со­цио­куль­тур­ных сим­во­лов и язы­ко­вых штам­пов, про­явив­шее­ся уже в пер­вом ро­ма­не пи­са­те­ля «Ско­ло­пендр и планк­тон» («Vercoquin et le plancton», 1946), а так­же в сб-ках рас­ска­зов [«Му­раш­ки» («Les fourmis», 1949), «Волк-обо­ро­тень» («Le loup-garou», 1970) и др.], сти­хах [сб-ки «За­мо­ро­жен­ные кан­ти­ле­ны» («Cantilènes en gelée», 1949), «Не хо­чу сдох­нуть» («Je voudrais pas crever», 1962) и др.], дра­ма­тур­гии [«Жи­во­дёр­ня для всех» («L’équarissage pour tous», соч. 1947, пост. 1950), «Полд­ник ге­не­ра­лов» («Le goûter des généraux», 1951) и др.]. В наи­бо­лее зна­чит. со­чи­не­нии В., во мно­гом пред­вос­хи­тив­шем идеи мо­лодёж­но­го бун­та 1968, – ро­ма­не «Пе­на дней» («L’écume des jours», 1947) тра­гич. апо­ло­гия люб­ви со­че­та­ет­ся с кри­тикой бес­смыс­лен­ной и жес­то­кой ре­аль­ности, раз­ру­шаю­щей ска­зоч­но-идил­лич. уни­вер­сум, в ко­то­ром за­мы­ка­ет­ся гл. ге­рой. Кри­ти­ка В. об­ра­ще­на про­тив ан­ти­гу­ман­но­го со­ци­аль­но­го по­ряд­ка, из­ну­ри­тель­но­го тру­да ра­ди за­ра­бот­ка, без­раз­лич­ной к че­ло­ве­ку ре­ли­гии, вой­ны (при от­чёт­ли­вой апо­ли­тич­но­сти В.), на­ко­нец, про­тив без­жиз­нен­но­го ав­то­ри­тар­но­го сло­ва: в ро­ма­не «Осень в Пе­ки­не» («L’au­tomne à Pékin», 1947) уве­рен­ность ге­роя в сво­ей пра­во­те не­сёт ги­бель его близ­ким. В позд­них ро­ма­нах В. «Крас­ная тра­ва» («L’herbe rouge», 1950) и «Серд­це­дёр» («L’arrache-coeur», 1953) пре­об­ла­да­ет сти­хия мрач­но­го, жес­то­ко­го гро­те­ска. Склон­ность В. к мис­ти­фи­ка­ции про­яви­лась в цик­ле из че­ты­рёх ро­ма­нов-пас­ти­шей, опуб­ли­ко­ван­ных под аме­ри­ка­ни­зир. псевд. Вер­нон Сал­ли­вен [в т. ч. «Я при­ду плю­нуть на ва­ши мо­ги­лы» («J’irai cracher sur vos tombes», 1946), вы­звав­ше­го гром­кий скан­дал и су­деб­ное раз­би­ра­тель­ст­во, но имев­ше­го боль­шой ком­мерч. ус­пех]; она обу­сло­ви­ла вос­при­ятие его со­вре­мен­ни­ка­ми как пред­ста­ви­те­ля мас­со­вой ли­те­ра­ту­ры. Сре­ди др. со­чи­не­ний: сб. «Вол­шеб­ные сказ­ки для не впол­не взрос­лых» («Conte de fées à l’usage des moyennes personnes», 1943, опубл. в 1981); иро­нич. пу­те­во­ди­тель «Учеб­ник по Сен-Жер­мен-де-Пре» («Ma­nuel de Saint-Germain-des-Prés», 1950, опубл. в 1974); либ­рет­то ря­да опер, в т. ч. «Снеж­ный ры­царь» («Le Chevalier de neige», 1953, опубл. в 1974); ста­тьи о джа­зе; пес­ни. Осн. со­чи­не­ния В. пе­ре­ве­де­ны на рус. яз. (с 1983).

Соч.: Собр. соч.: В 4 т. СПб., 1997–1998; Œuvres. P., 1999–2003. Vol. 1–15.

Лит.: B. Vian. P., 1977. Vol. 1–2; Rybalka M. B. Vian: essai d’interprétation et de documen­tation. P., 1984; Anglard V. Vian: grandes œuvres, commentaires critiques... P., 1993; Les vies parallèles de B. Vian. 6 éd. P., 1996; Scott J. K. L. From dreams to despair: an inte­grated reading of the novels of B. Vian. Amst., 1998.

Вернуться к началу