Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАСТИ́Ш

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 425-426

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Чекалов

ПАСТИ́Ш (франц. pastiche; от итал. pasticcio, букв. – паш­тет, в пе­ре­нос­ном зна­че­нии – смесь), ими­та­ция сти­ля ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния кон­крет­но­го ав­то­ра, жан­ра или на­прав­ле­ния. По­ня­тие П. не име­ет чёт­ко­го тер­ми­но­ло­гич. на­пол­не­ния и об­на­ру­жи­ва­ет бли­зость к сти­ли­за­ции, ци­ти­ро­ва­нию, па­ро­дии, приё­му мон­та­жа. Тер­мин «П.» впер­вые ис­поль­зо­вал Р. де Пиль в кн. «Бе­се­ды о по­ни­ма­нии жи­во­пи­си» (1677), хо­тя сам фе­но­мен был из­вес­тен и ра­нее, напр. в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, ко­гда в ус­ло­ви­ях вы­со­ко­го спро­са на по­лот­на вы­даю­щих­ся мас­те­ров соз­да­ва­лись ими­та­ции их ра­бот. В от­но­ше­нии муз. со­чи­не­ний с 17 в. ис­поль­зо­вал­ся тер­мин пас­тич­чо. К ху­дож. лит-ре тер­мин «П.» при­ме­нён в 1767 Д. Дид­ро (в од­ном из очер­ков цик­ла «Са­ло­ны») и за­кре­п­лён в «Ос­новах ли­те­ра­ту­ры» Ж. Ф. Мар­мон­те­ля (1787). Сре­ди лит. П.: «Озор­ные рас­ска­зы» (1832–37) О. де Баль­за­ка (в ду­хе Ф. Раб­ле и Ф. Бе­ро­аль­да де Вер­ви­ля); «Фла­манд­ские ле­ген­ды» (1858) Ш. Де Кос­те­ра, «Пас­ти­ши и сме­си» М. Пру­ста (1900–08), «Уп­раж­не­ния в сти­ле» Р. Ке­но (1947). П. мо­жет яв­лять­ся од­ной из форм лит. мис­ти­фи­ка­ции: «По­эмы Ос­сиа­на» Дж. Мак­фер­со­на (1765); при­пи­сан­ный А. Рем­бо по­этич. сб. «Ду­хов­ная охо­та» (1949), на­стоя­щи­ми ав­то­ра­ми ко­то­ро­го бы­ли М. Ал­ле­ви и Н. Ба­тай. Во 2-й пол. 20 в. П. по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ис­кус­ст­ве ки­но, где слу­жит вы­яв­ле­нию кли­ши­ро­ван­ных пред­став­ле­ний и об­ра­зов: «Мо­ло­дой Фран­кен­штейн» (1974) и «Не­мое ки­но» (1976) М. Брук­са, «Го­ти­ка» К. Рас­се­ла (1986), «Твин Пикс» Д. Лин­ча (1990), «Ар­тист» М. Ха­за­на­ви­чу­са (2011); отд. филь­мы П. Гри­на­уэя, К. Та­ран­ти­но, Дж. и И. Ко­энов и пр.

Тер­мин час­то ис­поль­зу­ет­ся тео­ре­ти­ка­ми по­стмо­дер­низ­ма, трак­тую­щими П. как ре­ду­ци­ро­ван­ную фор­му па­ро­дии и од­ну из осн. ха­рак­те­ри­стик по­стмо­дер­ни­ст­ско­го ис­кус­ст­ва.

Изд.: Déffoux L. Anthologie du pastiche. P., 1926. Vol. 1–2; Bellaunay H. Petite antholo­gie imaginaire de la poésie française. P., 2000.

Лит.: Bilous D. Mallarméides: les réécritures de l’œuvre de Mallarmé. [Nice], 1991; Bouil­laquet A. L’écriture imitative: pastiche, parodie, collage. P., 1996; Dyer R. Pastiche. L., 2007; Aron P. Histoire du pastiche. P., 2008; So­rin C. Pratiques de la parodie et du pastiche au cinéma. P., 2010.

Вернуться к началу