ПАСТИ́Ш
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАСТИ́Ш (франц. pastiche; от итал. pasticcio, букв. – паштет, в переносном значении – смесь), имитация стиля художественного произведения конкретного автора, жанра или направления. Понятие П. не имеет чёткого терминологич. наполнения и обнаруживает близость к стилизации, цитированию, пародии, приёму монтажа. Термин «П.» впервые использовал Р. де Пиль в кн. «Беседы о понимании живописи» (1677), хотя сам феномен был известен и ранее, напр. в эпоху Возрождения, когда в условиях высокого спроса на полотна выдающихся мастеров создавались имитации их работ. В отношении муз. сочинений с 17 в. использовался термин пастиччо. К худож. лит-ре термин «П.» применён в 1767 Д. Дидро (в одном из очерков цикла «Салоны») и закреплён в «Основах литературы» Ж. Ф. Мармонтеля (1787). Среди лит. П.: «Озорные рассказы» (1832–37) О. де Бальзака (в духе Ф. Рабле и Ф. Бероальда де Вервиля); «Фламандские легенды» (1858) Ш. Де Костера, «Пастиши и смеси» М. Пруста (1900–08), «Упражнения в стиле» Р. Кено (1947). П. может являться одной из форм лит. мистификации: «Поэмы Оссиана» Дж. Макферсона (1765); приписанный А. Рембо поэтич. сб. «Духовная охота» (1949), настоящими авторами которого были М. Аллеви и Н. Батай. Во 2-й пол. 20 в. П. получил широкое распространение в искусстве кино, где служит выявлению клишированных представлений и образов: «Молодой Франкенштейн» (1974) и «Немое кино» (1976) М. Брукса, «Готика» К. Рассела (1986), «Твин Пикс» Д. Линча (1990), «Артист» М. Хазанавичуса (2011); отд. фильмы П. Гринауэя, К. Тарантино, Дж. и И. Коэнов и пр.
Термин часто используется теоретиками постмодернизма, трактующими П. как редуцированную форму пародии и одну из осн. характеристик постмодернистского искусства.