Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СА́НТА-МАРИ́Я-ДЕЛЬ-ФЬО́РЕ

Панорама Флоренции с собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Фото А. И. Нагаева

СА́НТА-МАРИ́Я-ДЕЛЬ-ФЬО́РЕ (Santa Ma­ria del Fiore), со­бор во Фло­рен­ции, па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры. Один из круп­нейших хра­мов Ев­ро­пы, за­ло­жен в 1296 на мес­те пре­ды­ду­ще­го со­бо­ра Сан­та-Ре­па­ра­та (фраг­мен­ты от­кры­ты под фун­да­мен­том ны­неш­не­го со­бо­ра). Воз­во­дил­ся в го­тич. сти­ле по про­ек­ту Ар­ноль­фо ди Кам­био (ба­зи­ли­каль­ный план с оди­на­ко­вы­ми по­ли­го­наль­ны­ми за­вер­ше­ния­ми ру­ка­вов тран­сеп­та и хо­ра), за­тем гл. ар­хи­тек­то­ра­ми бы­ли Джот­то, А. Пи­за­но, Ф. Та­лен­ти (с 1350, пред­ло­жил но­вую мо­дель, су­ще­ст­вен­но рас­ши­рив пер­во­на­чаль­ный про­ект), Дж. ди Ла­по Ги­ни, А. Ор­ка­нья, Ф. Бру­нел­ле­ски (осу­ще­ст­вил 8-гран­ный ку­пол-ша­тёр из двух обо­ло­чек, увен­чан­ный фо­на­рём, – ше­девр ре­нес­санс­ной ин­же­нер­ной мыс­ли и ар­хит. до­ми­нан­та го­ро­да; см. илл. к ст. об ар­хи­тек­то­ре), Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­лом­мео, А. Ма­нет­ти, Бач­чо д’Аньоло, Ф. да Сан­гал­ло и др. Ос­вя­щён в 1436, строи­тель­ст­во за­вер­ши­лось в 1469 во­дру­же­ни­ем брон­зо­во­го ша­ра (соз­дан А. дель Вер­рок­кьо) на вер­ши­ну фо­на­ря ку­по­ла. Скульп­тур­ная де­ко­ра­ция зап. фа­са­да кон. 13 – нач. 16 вв. по про­ек­ту Ар­ноль­фо ди Кам­био (скульп­то­ры Т. Гад­ди, А. Ор­ка­нья, П. Чуф­фа­ньи, До­на­тел­ло, Ник­ко­ло ди Пьет­ро Лам­бер­ти, Нан­ни ди Бан­ко и др.) ра­зо­бра­на в 1587–88 [фраг­мен­ты – в Му­зее со­бо­ра, Лув­ре (Па­риж), Му­зее Бо­де (Бер­лин)]. Ны­неш­ний фа­сад – в сти­ле нео­го­ти­ки (1871–87, арх. Э. де Фаб­рис; брон­зо­вые две­ри 1899–1903, скульп­то­ры А. Пас­са­лья, Дж. Кас­сио­ли; мо­заи­ки Н. Ба­ра­би­но; рель­еф Т. Сар­рок­ки). На сев. фа­са­де – пор­тал Пор­та-дел­ла-Ман­дор­ла (1391–1421, скульп­то­ры Ник­ко­ло ди Пьет­ро Лам­бер­ти, А. и Нан­ни ди Бан­ко и др., мо­заи­ка Да­ви­де Гир­лан­дайо, 1491). В ин­терь­е­ре – круп­ней­ший ре­нес­санс­ный вит­раж­ный ан­самбль в Ита­лии (по эс­ки­зам А. Гад­ди, Л. Ги­бер­ти, П. Уч­чел­ло, До­на­тел­ло, А. дель Кас­та­ньо), жи­во­пис­ный ча­со­вой ци­фер­блат (Уч­чел­ло, 1443), мо­заи­ка Г. Гад­ди, над­гро­бие А. Д’Орсо (скульп­тор Ти­но да Ка­маи­но, 1343), жи­во­пис­ные над­гро­бия кон­доть­е­рам Дж. Хо­к­ву­ду (1436, Уч­чел­ло) и Н. да То­лен­ти­но (1456, дель Кас­та­ньо), фре­ска «Дан­те на фо­не Фло­рен­ции» До­ме­ни­ко ди Ми­ке­ли­но (1465), бюс­ты зна­ме­ни­тых фло­рен­тий­цев 15–20 вв. В ку­по­ле – рос­пи­си Дж. Ва­за­ри, Ф. Цук­ка­ри (1572–79); в три­бу­не Св. Зи­но­вия – ра­ка Св. Зи­новия (1431–42, скульп­тор Ги­бер­ти); в Сак­ри­стии дел­ле-Мес­се – ан­самбль ин­тар­сий (Дж. и Б. да Май­а­но по ри­сун­кам А. дель Пол­лай­о­ло, М. Фи­ни­гуэр­ра, А. Баль­до­ви­нет­ти), брон­зо­вые две­ри (1445–74, Л. дел­ла Роб­биа, Ми­ке­лоц­цо, Ма­зо ди Бар­то­лом­мео); над сак­ри­стия­ми – май­о­ли­ко­вые рель­е­фы Л. дел­ла Роб­биа (1440-е гг.). В хо­ре – ста­туи апо­сто­лов (Б. Бан­ди­нел­ли, Я. Сан­со­ви­но, В. деи Рос­си, А. Фер­руч­чи) и пре­гра­да (1547–72, Бан­ди­нел­ли, Дж. Бан­ди­ни). Мра­мор­ная об­ли­цов­ка по­ла (1526–60, мас­те­ра Б. д’Аньоло, Ф. да Сан­гал­ло). В Му­зее со­бо­ра – кан­то­рии До­на­тел­ло и Л. дел­ла Роб­биа, «Пьетá со Св. Ни­ко­ди­мом» Ми­ке­лан­дже­ло и мн. др. Кам­па­ни­ла по про­ек­ту Джот­то (1334 – ок. 1359, за­вер­ше­на Ф. Та­лен­ти; см. илл. к ст. Кампанила) ук­ра­ше­на рель­е­фами А. Пи­за­но, Л. дел­ла Роб­биа, ста­туями мас­тер­ской До­на­тел­ло (ныне оригиналы – в Музее собора). В со­ста­ве ис­то­рич. цен­тра Фло­рен­ции со­бор вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: La Cattedrale di Santa Maria del Fiore a Firenze. Firenze, 1994–1995. Vol. 1–2; Santa Maria del Fiore: rilievi, documenti, indagini strumentali: interpretazioni: piazza, battistero, campanile / A cura di G. Rocchi Goopmans de Yoldi. Firenze, 1996.

Вернуться к началу