Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САНСКРИ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 370

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: B. H. Топоров

САНСКРИ́Т, один из ос­нов­ных др.-инд. язы­ков. Сло­жил­ся на ос­но­ве др.-инд. диа­лек­тов и по­лу­чил рас­про­стра­не­ние с 1-го тыс. до н. э. в Сев. Ин­дии. В пре­де­лах древ­не­го пе­рио­да про­ти­во­сто­ит ве­дий­ско­му язы­ку и ря­ду др.-инд. диа­лек­тов, дав­ших позд­нее на­ча­ло прак­ри­там (см. Ин­доа­рий­ские язы­ки). С. ра­но был ко­ди­фи­ци­ро­ван в ка­че­ст­ве имен­но лит. язы­ка, поль­зую­ще­го­ся осо­бым пре­сти­жем (С. на­зы­ва­ли «бо­же­ст­вен­ным язы­ком»), и от­ли­чал­ся стро­го нор­ма­ли­зо­ван­ной и уни­фи­ци­ро­ван­ной грам­ма­тич. сис­те­мой. Са­мо назв. «С.» – saṃ-skṛta – обо­зна­ча­ет ‘со-ставленный’, ‘с-ложен­ный’ язык, до­ве­дён­ный до фор­маль­но­го со­вер­шен­ст­ва.

В во­ка­лиз­ме С. – 3 чис­тые глас­ные (а, е, о), сре­ди ко­то­рых центр. ме­сто за­ни­ма­ет «а», два глай­да (i, u) и плав­ные сло­го­вые  и . Из про­со­дич. при­зна­ков (см. Про­со­дия) су­ще­ст­вен­ны сво­бод­ное уда­ре­ние, то­ны, за­ви­ся­щие от уда­ре­ния, дол­го­та и крат­кость глас­ных. Кон­со­нан­тизм пред­став­ля­ет со­бой об­шир­ную и стро­го упо­ря­до­чен­ную сис­те­му со­глас­ных, об­ра­зую­щих 5 бло­ков (губ­ные, зуб­ные, це­реб­раль­ные, зад­нея­зыч­ные и па­ла­таль­ные), внут­ри ко­то­рых про­ти­во­пос­тав­ля­ют­ся звон­кие и глу­хие, при­ды­ха­тель­ные и не­при­ды­ха­тель­ные.

Пра­ви­ла со­еди­не­ния слов и мор­фем в ре­че­вом по­то­ке (санд­хи) раз­но­об­раз­ны и мно­го­чис­лен­ны. Яд­ро мор­фо­но­ло­гии – трёх­сту­пен­ча­тые че­ре­до­ва­ния глас­ных в кор­не и суф­фик­се.

Мор­фо­ло­гия ха­рак­те­ри­зу­ет­ся се­ми­па­деж­ной сис­те­мой име­ни (и зва­тель­ной фор­мой), тре­мя ро­да­ми и тре­мя чис­ла­ми. Гла­го­лу свой­ст­вен­на силь­но раз­ви­тая сис­те­ма вре­мён и на­кло­не­ний, а так­же осо­бые ти­пы про­из­вод­но­го спря­же­ния.

Син­так­сис в боль­шой сте­пе­ни за­ви­сит от ха­рак­те­ра тек­ста и от ви­да (см. ни­же) С. Один по­люс – син­так­сич. сис­тема, ори­ен­ти­рую­щая­ся на гла­голь­ный строй и бо­гат­ст­во флек­тив­ных форм, дру­гой – пре­об­ла­да­ние т. н. имен­но­го строя [оби­лие слож­ных слов, ино­гда со­стоя­щих из мн. чле­нов и прак­ти­че­ски эк­ви­ва­лент­ных це­лым син­таг­мам или да­же пред­ло­же­нию; умень­ше­ние ро­ли гла­го­ла; ана­ли­тич. фор­мы (см. Ана­ли­тизм) вре­ме­ни и на­кло­не­ния и т. п.].

Лек­си­ка от­ли­ча­ет­ся мно­го­об­ра­зи­ем, бо­гат­ст­вом си­но­ни­мии, не­ма­ло за­им­ст­во­ва­ний из дра­ви­дий­ских язы­ков и ав­ст­роа­зи­ат­ских язы­ков.

Раз­ли­ча­ют неск. ви­дов С.: эпи­че­ский (язык «Ма­хаб­ха­ра­ты» и «Ра­мая­ны», бо­лее ар­ха­ич­ный и ме­нее ре­гу­ляр­ный); клас­си­че­ский (пре­дель­но уни­фи­ци­ров. язык бо­лее позд­них тек­стов, опи­сан­ный др.-инд. грам­ма­ти­ка­ми); буд­дий­ский гиб­рид­ный С. и джайн­ский С. (ср.-инд. язы­ки буд­дий­ских и, со­от­вет­ст­вен­но, джайн­ских тек­стов, под­верг­шие­ся силь­ной сан­ск­ри­ти­за­ции); ино­гда вы­де­ля­ют и ве­дий­ский С. – язык позд­не­ве­дий­ских тек­стов, под­верг­ший­ся силь­но­му влия­нию С. На С. на­пи­са­ны мно­го­числ. про­из­ве­де­ния ре­лиг., фи­лос., юри­дич., на­уч. лит-ры. Осо­бое раз­ви­тие по­лу­чи­ла ху­дож. лит-ра (см. Сан­ск­рит­ская ли­те­ра­ту­ра). В Ин­дии С. ис­поль­зу­ет­ся как язык гу­ма­ни­тар­ных на­ук и куль­та. В уз­ком кру­гу учё­ных-брах­ма­нов им поль­зу­ют­ся как разг. язы­ком. С. и сан­ск­ри­тоя­зыч­ная куль­ту­ра ока­за­ли влия­ние на со­сед­ние ареа­лы (Юго-Вост. и Центр. Азия; ср. силь­но сан­ск­ри­ти­зи­ро­ван­ный др.-яван­ский яз. ка­ви) и с кон. 18 в. на Ев­ро­пу и Аме­ри­ку. С от­кры­ти­ем и изу­че­ни­ем С. свя­за­но на­ча­ло срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ско­го язы­ко­зна­ния.

Для за­пи­си тек­стов на С. упот­реб­ля­лись раз­ные ти­пы ал­фа­ви­тов, вос­хо­дящие к брах­ми (ср. кха­рошт­хи, ку­шан­ское пись­мо, гуп­та, на­га­ри и т. п.), по­ка не во­зоб­ла­да­ло как ос­нов­ное и стан­дарт­ное пись­мо де­ва­на­га­ри (см. Ин­дий­ское пись­мо).

Изу­че­ние С. на­ча­лось бо­лее 2,5 тыс. лет на­зад (Па­ни­ни и его пред­ше­ст­вен­ни­ки; см. Ин­дий­ская язы­ко­вед­че­ская тра­ди­ция, Ин­до­ло­гия).

Лит.: Renou L. Grammaire sanskrite. P., 1930. Vol. 1–2; idem. Histoire de la langue sans­krite. Lyon, 1956; Waсkernagel J., Debrunner A. Al­tindische Grammatik. Gött., 1930–1957. Bd 1–3; Edgerton F. Buddhist hybrid sanskrit grammar and dictionary. New Haven, 1953. Vol. 1–2; Ива­нов В. В., То­по­ров В. Н. Сан­ск­рит. М., 1960; Бар­роу Т. Сан­ск­рит. М., 1976; Whit­ney W. D. A Sanskrit grammar. 2nd ed. Camb. (Mass.), 1960; Язы­ки ми­ра: Ин­доа­рий­ские язы­ки древ­не­го и сред­не­го пе­рио­дов. М., 2004; Ко­чер­ги­на В. А. Сан­ск­рит. М., 2007.

Сло­ва­ри: Böhtlingk О., Roth R. Sanskrit-Wör­terbuch. St.-Petersburg, 1855–1875. Bd 1–7; Mayrhofer M. Kurzgefasstes etymo­logisches Wörterbuch des Altindischen. Hdlb., 1953–1980. Bd 1–4; Ко­чер­ги­на В. A. Сан­ск­рит­ско-рус­ский сло­варь. 3-е изд. М., 2005 (с при­ло­же­ни­ем «Грам­ма­ти­че­ско­го очер­ка сан­ск­ри­та» А. А. За­лиз­ня­ка).

Вернуться к началу