
ВЕНЕЦИА́НСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ВЕНЕЦИА́НСКАЯ ШКО́ЛА в живописи, одна из основных худож. школ Италии, сложившаяся в Венеции в 14–18 вв. Для В. ш. периода её расцвета характерны совершенное владение выразит. возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита. Венецианскую живопись 14 в. отличают декоративная орнаментальность, праздничная звучность красок, переплетение готич. и визант. традиций (Лоренцо и Паоло Венециано). В сер. 15 в. в живописи В. ш. возникают ренессансные тенденции, усиленные влиянием флорентийской и нидерландской (через посредничество Антонелло да Мессины) школ. В произведениях мастеров раннего венецианского Возрождения (сер. и кон. 15 в.; Антонио, Бартоломео и Альвизе Виварини, Якопо и Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо, Карло Кривелли и др.) нарастает светское начало, усиливается стремление к реалистической передаче пространства и объёма; религ. сюжеты и повествования о чудесах трактуются как красочные изображения повседневной жизни Венеции. Творчество Джованни Беллини подготовило переход к иск-ву Высокого Возрождения. Расцвет В. ш. в 1-й пол. 16 в. связан с именами его учеников – Джорджоне и Тициана. Наивная повествовательность уступила место попыткам создания обобщённой картины мира, в которой человек существует в естеств. гармонии с поэтически-одухотворённой жизнью природы. В поздних произведениях Тициана раскрываются глубокие драматич. конфликты, живописная манера приобретает исключительную эмоциональную выразительность. В работах мастеров 2-й пол. 16 в. (П. Веронезе и Я. Тинторетто) виртуозность передачи красочного богатства мира, зрелищность соседствуют с драматич. ощущением беспредельности природы и динамикой больших человеческих масс.
В 17 в. В. ш. переживает период спада. В работах Д. Фетти, Б. Строцци и И. Лисса приёмы живописи барокко, реалистич. наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для венецианских художников интересом к колористич. исканиям. Новый расцвет В. ш. 18 в. связан с развитием монументально-декоративной живописи, сочетавшей жизнерадостную праздничность с пространственной динамикой и изысканной лёгкостью красочной гаммы (Дж. Б. Тьеполо). Получает развитие жанровая живопись, тонко передающая поэтич. атмосферу повседневной жизни Венеции (Дж. Б. Пьяццетта и П. Лонги), архит. пейзаж (ведута), документально воссоздающий облик Венеции (А. Каналетто, Б. Беллотто). Лирич. интимностью отличаются камерные пейзажи Ф. Гварди. Свойственный венецианским художникам пристальный интерес к изображению световоздушной среды предвосхищает искания живописцев 19 в. в области пленэра. В разное время В. ш. оказала влияние на искусство Х. Бургкмайра, А. Дюрера, Эль Греко и других европейских мастеров.