МЕХА́НИКА ЖИ́ДКОСТИ И ГА́ЗА
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕХА́НИКА ЖИ́ДКОСТИ И ГА́ЗА (гидроаэромеханика), раздел механики, посвящённый изучению равновесия и движения жидких и газообразных сред, их взаимодействия между собой и с твёрдыми телами. М. ж. и г. включает в себя гидростатику, гидродинамику, аэростатику, аэродинамику, газовую динамику. М. ж. и г. использует элементы термодинамики, тесно связана со многими др. разделами физики и химии.
История развития
Начало применения принципов М. ж. и г. можно отнести ко времени создания первых гидротехнич. сооружений (колодцев, каналов, плотин, водяных мельниц) и плавающих транспортных средств (плотов, лодок, кораблей), которые появились ещё в доисторич. эпоху. Не сформулированные в явном виде законы М. ж. и г. использовались в таких устройствах, как весло, парус, руль. Развитие охоты и воен. дела вызвало появление летающих средств поражения (стрела, диск, бумеранг) и механизмов их метания (лук, праща). Массовое изготовление подобных устройств требовало выяснения механизма их действия и количественного описания явлений, обеспечивающих их оптимальное использование. Это привело в конечном счёте к созданию М. ж. и г. как науки.
Первым учёным, внёсшим существенный вклад в создание М. ж. и г., был Архимед, который открыл осн. закон гидростатики: определил величину и направление действия выталкивающей силы. Труды Архимеда послужили основой для создания целого ряда новых гидравлич. аппаратов (поршневого насоса, сифона, водоподъёмного винта и др.).
Следующий значит. этап развития М. ж. и г. начался в эпоху Возрождения. Первые науч. идеи в области аэродинамики связывают с именем Леонардо да Винчи. Наблюдая за полётом птиц, он разделил силу, действующую на движущееся в воздухе тело, на две составляющие: силу сопротивления и подъёмную силу. Леонардо да Винчи качественно связал эти силы с уплотнением воздуха перед крылом и под ним, описал два типа полётов (машущий и планирующий). Он также разрабатывал идеи летат. аппаратов.
В 16–17 вв. гидростатика Архимеда получила развитие в работах С. Стевина (принцип отвердевания для изучения условия равновесия тяжёлой жидкости, 1586), Г. Галилея (закон равных моментов сил как условие равновесия плавающего тела) и Б. Паскаля (закон изменения статич. давления в жидкостях и газах, опубл. в 1663; принцип действия гидравлич. пресса). Галилей изучал также движение тела в среде и, исследуя колебания маятников, установил линейную зависимость силы сопротивления среды от скорости. Х. Гюйгенс установил более точную (квадратичную) зависимость этой силы от величины скорости (коэффициенты в этой зависимости в технич. приложениях определяются экспериментально).
И. Ньютон считал причиной возникновения подъёмной силы и силы сопротивления удары частиц воздуха о лобовую часть тела. Он также ввёл понятие силы трения, связанной с относит. движением воздуха вдоль поверхности тела. С совр. точки зрения моделирование обтекания тела по Ньютону соответствует гиперзвуковому течению газа. Установив законы механики дискретных систем материальных точек, Ньютон открыл путь для математич. моделирования движения жидкостей и газов, рассматриваемых как континуум, или сплошная среда (см. Механика сплошной среды).
В 18 в. работы по гидростатике были дополнены трудами Л. Эйлера, в результате чего появилась теория гидростатич. устойчивости плавающего тела. Также в 18 в. заложены основы гидродинамики. Сам термин «гидродинамика» введён Д. Бернулли в 1738. Первой полной математич. моделью гидродинамики была система уравнений движения идеальной (невязкой) жидкости, выведенная Эйлером в 1755. Полученное ранее Бернулли уравнение следовало из уравнений Эйлера как интеграл при установившемся движении. Хотя модель Эйлера хорошо описывала мн. движения жидкостей и газов, она не учитывала вязкого трения между слоями жидкости, что приводило к отсутствию силы, действующей на тело при безотрывном стационарном обтекании (Эйлера – Д’Аламбера парадокс).
Модель вязкой жидкости, обобщающая уравнения Эйлера, предложена в 1821 Л. Навье и исследована Дж. Стоксом (см. Навье – Стокса уравнения). При описании процесса распространения звука (напр., при создании муз. инструментов) необходимо было учитывать также сжимаемость среды. С созданием устройств, работающих на силе сжатого газа (арт. орудия, ружья, паровые машины и турбины), в рамках М. ж. и г. начали рассматривать и тепловые нелинейные явления. Задача о разгоне снаряда в стволе, решённая Ж. Лагранжем на рубеже 18–19 вв., стала первой типичной задачей газовой динамики. Исследование нелинейных уравнений одномерных волновых движений идеального газа провёл Б. Риман, который указал на возникновение ударных волн как на типичное явление. Возникновение ударных волн при движении снаряда со сверхзвуковой скоростью экспериментально обнаружил Э. Мах (1881).
Аэродинамика получила значит. развитие только в нач. 20 в. благодаря работам Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина. Им удалось правильно понять природу подъёмной силы крыла самолёта и эффективно вычислить (в рамках модели идеальной несжимаемой жидкости) эту силу, а также силу тяги лопасти винта, что дало существенный толчок к развитию дозвуковой авиации и созданию быстроходных судов.
Математические модели
Первой простейшей гидродинамич. моделью является система уравнений, состоящая из уравнений движения идеальной (невязкой) жидкости и уравнения неразрывности: $$\frac{dv_i}{dt}+\frac{1}{ρ}\frac{\partial p}{\partial x_i}=F_i, \frac{dρ}{dt}+ρ\sum_{i=1}^3\frac{\partial v_i}{\partial x_i}=0, \qquad(1)$$ где полная производная $d/dt=\partial/\partial t+\sum_{i=1}^3 v_i \partial/\partial x_i$, $x_i$– декартовы пространственные координаты ($i=1, 2, 3$), $t$ – время, $v_i$ – компоненты скорости среды; $F_i$ – сила, рассчитанная на единицу массы, $ρ$ – плотность жидкости, $p$ – давление. Эта система уравнений выведена Л. Эйлером на основании законов Ньютона, Паскаля и закона сохранения массы.
Для того чтобы система уравнений (1) была замкнутой, необходимо привлечь законы термодинамики или к.-л. дополнит. условия, связывающие плотность и давление. Напр., плотность однородной несжимаемой жидкости постоянна, и второе уравнение даёт условие сохранения объёма жидкой частицы при движении: $\sum_{i=1}^3 \partial v_i / \partial x_i=0$. Если при этом сила имеет потенциал $U$ (т. е. $F_i=\partial U/ \partial x_i$), то при установившемся движении среды интеграл уравнений Эйлера вдоль линии тока приобретает вид $v^2/2+p/ρ –U=const$, называемый уравнением Бернулли. Если под $F$ понимать силу тяжести, то уравнение принимает вид $v^2/2+p/ρ+gz=const$ (здесь $z$ – вертикальная координата).
При адиабатич. движении жидкости (т. е. без притока тепла и в отсутствие диссипации энергии, обусловленной вязкостью) в данной модели считается верным следующее условие: $$\frac{dp}{dt}=a^2 (ρ, p)\frac{dρ}{dt},$$ где $a$ – характеристика среды (скорость звука), заданная как функция плотности и давления.
Важным вопросом интегрирования уравнений Эйлера является установление условий, при которых скорость может быть выражена через потенциал $φ(x,t)\text{:} v_i=\partial φ/\partial x_i$. В этом случае задача сводится к определению только одной функции $φ(x,t)$. Для несжимаемой жидкости потенциал $φ$ удовлетворяет уравнению Лапласа: $$\sum_{i=1}^3\frac{\partial ^2 φ}{\partial x_i^2}=0$$ Тогда для давления справедлива следующая формула: $$p=f(t)-ρ(\partial φ/\partial t+v^2/2-U),$$ где $f(t)$ – произвольная функция времени. Краевыми условиями для $φ$ в задачах обтекания тел служат равенство нормальных составляющих скоростей жидкости и тела, а также, напр., условие постоянства скорости на бесконечности. Если же часть границы жидкости является свободной поверхностью, на которой задано давление, то задача становится нелинейной.
При рассмотрении распространения звука как совокупности малых возмущений в покоящемся газе c постоянными давлением $p_0$ и плотностью $ρ_0$ (при условии пренебрежения силой тяжести) после линеаризации уравнений Эйлера получается волновое уравнение: $$\frac{\partial ^2 φ}{\partial t^2}-a_0^2 \sum_{i=1}^3\frac{\partial ^2 φ}{\partial x_i^2}=0, p=p_0-ρ_0\frac{\partial φ}{\partial t}.$$ Это уравнение в некотором приближении может быть использовано в задачах о движении тонких тел (стрел, пуль, крыльев, фюзеляжей самолётов, ракет и т. п.) как в дозвуковом, так и сверхзвуковом режиме.
Модель Навье – Стокса, помимо давления, учитывает внутр. вязкие напряжения, линейно зависящие от скоростей деформации жидкой частицы. Вязкие напряжения могут быть разбиты на объёмную и сдвиговую составляющие. Обычно объёмной вязкостью для жидкостей и газов можно пренебречь. В результате при постоянном коэф. вязкости $μ$ получается уравнение: $$ρ\frac{dv_i}{dt}+\frac{\partial p}{\partial x_i}=μ\sum_{j=1}^3 \left ( \frac{\partial ^2 v_i}{\partial x_j^2}+ \frac{1}{3} \frac{\partial ^2 v_j}{\partial x_i \partial x_j} \right ) + ρ F_i. \qquad (2)$$ При этом краевое условие на поверхности тела меняется на условие непрерывности всех компонент скорости.
Если жидкость несжимаема, то вме-сте с условием $\sum^3_{j=1}\partial v_j / \partial x_j=0$ уравнения (2) достаточно для решения мн. задач обтекания тел. Для сжимаемых жидкостей и газов необходимо также привлечение уравнения притока тепла с учётом теплопроводности и диссипации энергии, обусловленной вязкостью среды, в некоторых случаях – с учётом химич. реакций и излучения нагретого газа.
Для сопоставления применимости перечисленных моделей М. ж. и г., в частности при стационарном характере течения, вводятся два безразмерных параметра: Рейнольдса число $Re=ρVl/μ$ и Маха число $M=V/a$, где $l$ – характерный размер тела или сосуда, $V$ – характерная скорость потока. При постановке экcпериментов физич. моделирования эти величины должны совпадать с их натурными значениями.
Модель несжимаемой жидкости применима при малых числах $M$. В этом случае при малых значениях $Re$ вязкость существенна во всём потоке, причём нелинейными членами в уравнениях можно пренебречь (приближение Стокса). Такие течения рассматривает, в частности, микрогидродинамика. При умеренно больших числах $Re$ вязкость существенна только вблизи поверхности тела (приближение пограничного слоя Прандтля) или в тонких слоях сдвига, разделяющих зоны отрывных течений; вне этих слоёв течение, как правило, потенциальное (безвихревое) или равнозавихренное. В этих режимах осуществляется ламинарное течение. При бо́льших значениях $Re$ (для течений в трубах ок. 2300) ламинарное течение теряет устойчивость и превращается в турбулентное течение.
Для описания осреднённых характеристик течения О. Рейнольдс ввёл внутр. турбулентные напряжения, для определения которых требуются дополнит. построения. Одно из них – теория пути перемешивания Прандтля, основанная на аналогии с теорией молекулярного движения газа. В целом проблема эффективного расчёта турбулентных течений пока остаётся открытой.
С ростом $M$ влияние сжимаемости возрастает. При $M$ порядка единицы и более в потоке газа, как правило, наблюдаются ударные волны. При $M=3$ их толщина порядка длины свободного пробега молекул. В этом случае вязкостью и теплопроводностью газа можно пренебречь, заменив их действие поверхностями разрыва, на которых сохраняются потоки массы, количества движения и энергии.
Современное состояние
На нач. 21 в. в рамках М. ж. и г. глубоко проработан целый ряд теорий, описывающих разл. процессы в жидкостях и газах. Это теории потенциальных и вихревых течений, теория крыла конечного размаха, теория поверхностных и внутр. волн и их взаимодействия с твёрдыми телами (в частности, вопросы волнового сопротивления надводных и подводных кораблей), теория плоских, осесимметричных и винтовых течений, теория обтекания тел со срывом струй, теория медленных течений вязких жидкостей и течений в трубах разл. профиля, теория смазки и теория пограничного слоя. Исследована устойчивость ламинарного режима течения вязкой жидкости и его переход в турбулентный режим, предложены разл. схемы осреднённого моделирования турбулентных движений. Решены мн. задачи ускорения тел сжатым газом, распространения сильных взрывных волн и их воздействия на препятствия. Развиты теория тепло- и массопереноса в движущейся жидкости, теория фильтрации жидкостей и газов сквозь пористые среды, теория конвекции, теория движения смесей жидкостей, газов и твёрдых частиц, теория атмосферных и океанич. вихрей и др. К проблемам, решаемым М. ж. и г., можно отнести также задачи движения плазмы.
На совр. уровне развития М. ж. и г. применяемые модели становятся всё более сложными, т. к. учитывают ряд особенностей среды, напр. её электрич. проводимость, ионизацию, поляризацию и намагничивание, а также происходящие в среде химич. реакции и фазовые переходы. При описании условий на границах потока учитывается поверхностное натяжение, а также тепло- и массообмен. Если длина свободного пробега частиц газа превышает характерный размер задачи (напр., при рассмотрении газа в вакуумных приборах или верхних слоях атмосферы), необходимо использовать методы теории разреженных газов (см. Динамика разреженных газов).
Уравнения М. ж. и г. нелинейны, что приводит к большим трудностям при решении разл. практич. задач. Для решения уравнений М. ж. и г. применяются аналитич. методы, связанные с разложениями в ряды по координатам и времени, асимптотич. методы, использующие разложения по малому параметру, а также групповые методы, связанные с построением точных решений. Важной особенностью совр. этапа развития М. ж. и г. является создание больших пакетов вычислит. программ, направленных на решение тех или иных технич. проблем. Проводятся масштабные численные эксперименты по математич. моделированию разл. процессов.
Большое внимание уделяется эксперим. вопросам М. ж. и г., при этом в исследованиях используются методы как натурных испытаний, так и прямого или аналогового моделирования, основанные на применении методов подобия и размерности. Для изучения течений и моделирования проблем обтекания и разгона тел применяются спец. гидродинамич. и аэродинамич. трубы, открытые каналы и бассейны, многоступенчатые баллистич. установки и др. устройства.
В России науч. исследования в области М. ж. и г. проводятся в вузах Москвы (МГУ, МАИ, Моск. физико-технич. ин-т), С.-Петербурга (С.-Петерб. гос. ун-т, С.-Петерб. гос. ун-т гражданской авиации, С.-Петерб. гос. морской технич. ун-т), Новосибирска, Томска, Красноярска, Казани и др. Теоретич. и эксперим. исследования в этой области ведутся также в ЦАГИ (см. Аэрогидродинамический институт), Гидродинамики институте, Авиационного моторостроения институте, Проблем механики институте, Теплофизики институте, НИИ механики МГУ, Ин-те теоретич. и прикладной механики СО РАН, Ин-те автоматики и процессов управления ДВО РАН и др.
Результаты исследований в области М. ж. и г. публикуются в журналах: «Доклады РАН» (серии «Математика», «Физика»), «Известия РАН» (серия «Механика жидкости и газа»), «Прикладная математика и механика», «Прикладная механика и техническая физика», «Теплофизика и аэромеханика», «Физика горения и взрыва» и др.
Применение. Практич. приложения совр. М. ж. и г. чрезвычайно разнообразны. Она используется при проектировании и создании кораблей, самолётов и ракет, конструировании двигателей; расчётах трубопроводов и насосов, газовых и гидротурбин, водосливных плотин; при изучении мор. и воздушных течений; прогнозе погоды и расчётах массо- и теплообмена в атмосфере; при изучении фильтрации грунтовых вод, нефти и газа и организации их добычи; во многих технологич. процессах нано- и микропроизводства, пищевой, мед., металлургич. и химич. пром-сти.
Большое значение имеет приложение методов М. ж. и г. к объяснению и использованию природных явлений, связанных, напр., с движением тектонич. плит и извержением вулканов, движением лавин и мутьевых потоков, с механизмами плавания рыб и полёта птиц, кровообращением и дыханием. М. ж. и г. описывает процессы самых разл. масштабов – от столкновений элементарных частиц и течений квантовых жидкостей до строения звёзд и эволюции Вселенной.