Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЭРОГИДРОДИНАМИ́ЧЕСКИЙ ИНСТИТУ́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 600

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АЭРОГИДРОДИНАМИ́ЧЕСКИЙ ИНС­ТИ­ТУ́Т Цен­траль­ный на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский, Гос. на­уч. центр (ГНЦ ЦАГИ) име­ни Н. Е. Жу­ков­ско­го. Соз­дан в Мо­ск­ве в 1918. В ин­сти­ту­те про­во­дят­ся фун­дам., по­ис­ко­вые и при­клад­ные ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти аэ­ро- и гид­ро­ди­на­ми­ки в це­лях прак­тич. ис­поль­зо­ва­ния их в разл. от­рас­лях тех­ни­ки. Осн. на­прав­ле­ния дея­тель­но­сти ЦАГИ: аэ­ро­ди­на­мика и гид­ро­ди­на­ми­ка, аэ­ро­аку­сти­ка, аэ­ро­тер­мо­ди­на­ми­ка и га­зо­вая ди­на­ми­ка, проч­ность авиац. кон­ст­рук­ций, но­вые авиац. ма­те­риа­лы и тех­но­ло­гии, авио­ни­ка, мо­де­ли­ро­ва­ние по­лё­та и сис­те­мы управ­ле­ния ЛА, ис­сле­до­ва­ния ат­мо­сфер­ных яв­ле­ний, авиац. дви­га­те­ли, пром. вен­ти­лято­ры и про­пел­ле­ры, сер­ти­фи­ка­ция и лёт­ные ис­пы­та­ния ЛА, аль­тер­на­тив­ные ис­точ­ни­ки энер­гии и др.

Ини­циа­то­ром соз­да­ния и пер­вым ру­ко­во­ди­те­лем ин­сти­ту­та был Н. Е. Жу­ков­ский, ру­ко­во­ди­те­ля­ми осн. под­раз­де­ле­ний – С. А. Ча­п­лы­гин, В. П. Вет­чин­кин, Г. М. Му­си­нянц, Г. Х. Са­би­нин, Б. С. Стеч­кин, А. Н. Ту­по­лев, К. А. Уша­ков, Б. Н. Юрь­ев и др. В ЦАГИ ра­бо­та­ли учё­ные-ме­ха­ни­ки А. А. До­род­ни­цын, М. В. Кел­дыш, Н. Е. Ко­чин, М. А. Лав­рен­ть­ев, С. А. Хри­стиа­но­вич, Г. С. Бюш­генс и др.; кон­ст­рук­то­ры са­мо­лётов и вер­то­лё­тов А. Н. Ту­по­лев, А. А. Ар­хан­гель­ский, Н. И. Ка­мов, М. Л. Миль, В. М. Мя­си­щев, В. М. Пет­ля­ков, П. О. Су­хой и др.

В нач. 1920-х гг. в ЦАГИ соз­да­ва­лись ос­но­вы авиац. и др. на­уч.-тех­нич. дис­ци­п­лин; раз­ра­ба­ты­ва­лись ре­ко­мен­да­ции по строи­тель­ст­ву са­мо­лё­тов, аэ­ро­ста­тов и ди­ри­жаб­лей; бы­ли спро­ек­ти­ро­ва­ны и по­строе­ны пер­вые отеч. цель­но­ме­тал­лич. са­мо­лё­ты-мо­но­пла­ны. В 1925–29 при ЦАГИ соз­да­на пер­вая экс­пе­рим. ба­за с са­мой боль­шой в ми­ре в то вре­мя аэ­ро­ди­на­мич. тру­бой, гид­рав­лич. ла­бо­ра­то­ри­ей, гид­ро­ка­на­лом и др. ус­та­нов­ка­ми, по­зво­лив­ши­ми ре­шить ряд важ­ней­ших про­блем аэ­ро­ди­на­ми­ки са­мо­лё­тов и пла­нё­ров, гид­ро­авиа­ции, бы­ст­ро­ход­ных су­дов и строи­тель­ст­ва ГЭС. В 1930–1941 на ба­зе на­уч. от­де­лов ЦАГИ ор­га­ни­зо­ва­ны са­мо­сто­ят. НИИ: Все­со­юз­ный ин-т авиац. ма­те­риа­лов (ВИАМ), Центр. ин-т авиац. мо­то­ро­строе­ния (ЦИАМ), Все­со­юз­ный ин-т гид­ро­ма­ши­но­строе­ния (ВИГМ), Центр. вет­ро­энер­ге­тич. ин-т (ЦВЭИ), Лёт­но-ис­сле­до­ват. ин-т (ЛИИ). В 1937–40 в пос. Ста­ха­но­во под Мо­ск­вой (ны­не г. Жу­ков­ский) соз­да­на но­вая экс­пе­рим. ба­за ЦАГИ, вклю­чаю­щая боль­шие аэ­ро­ди­на­мич. тру­бы, тру­бы боль­ших ско­ро­стей и пе­ре­мен­ной плот­но­сти по­то­ка, ком­плекс ус­та­но­вок для ис­сле­до­ва­ний проч­но­сти авиац. кон­ст­рук­ций. К кон. 20 в. ЦАГИ рас­по­ла­гал воз­мож­но­стью про­во­дить ис­сле­до­ва­ния прак­ти­че­ски по всем на­прав­ле­ни­ям, свя­зан­ным с соз­да­ни­ем но­вой авиа­ци­он­но-кос­мич. тех­ни­ки, су­дов на под­вод­ных крыль­ях, ап­па­ра­тов на воз­душ­ной по­душ­ке, вет­ро­дви­га­те­лей и др. Ин­сти­тут вы­пус­ка­ет пе­чат­ные из­да­ния: «Тру­ды» (с 1925), «Тех­ни­че­ские за­мет­ки» (с 1932), «Тех­ни­че­ские от­чё­ты» (с 1941), «Учё­ные за­пис­ки» (с 1970), те­ма­тич. сбор­ни­ки, мо­но­гра­фии, ин­фор­мац. ма­те­риа­лы. В 1994 ЦАГИ по­лу­чил ста­тус Гос. на­уч. цен­тра.

Вернуться к началу