Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖУКО́ВСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 127

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Игнаткин
Н. Е. Жуковский. Фото. 1911.

ЖУКО́ВСКИЙ Ни­ко­лай Его­ро­вич [5(17).1.1847, с. Оре­хо­во, ны­не одноим. дер. Со­бин­ско­го р-на Вла­ди­мир­ской обл. – 17.3.1921, Мо­ск­ва], рос. учё­ный в об­лас­ти ме­ха­ники, ос­но­во­по­лож­ник аэ­ро­ди­на­ми­ки. В 1868 окон­чил фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. ф-т Моск. ун-та. С 1870 пре­по­да­вал фи­зи­ку (с 1872 – ма­те­ма­ти­ку) во 2-й Моск. жен­ской гим­на­зии, с 1874 до­цент ка­фед­ры ана­ли­тической ме­ха­ники Имп. тех­нич. уч-ща (ИТУ, с 1917 МВТУ, ны­не МГТУ). В 1876 за­щи­тил ма­ги­стер­скую дис. «Ки­не­ма­ти­ка жид­ко­го те­ла». За ис­сле­до­ва­ние «О проч­но­сти дви­же­ния» Ж. бы­ла при­су­ж­де­на сте­пень д-ра при­клад­ной ма­те­ма­ти­ки (1882). С 1885 пре­по­да­вал тео­ре­тич. ме­ха­ни­ку в Моск. ун-те. В МВТУ и Моск. ун-те Ж. ра­бо­тал до кон­ца жиз­ни. В 1894 из­бран чл.-корр. Пе­терб. АН; в 1900 вы­дви­нут кан­ди­да­том в дей­ст­вит. чле­ны Пе­терб. АН, но снял свою кан­ди­да­ту­ру, не же­лая ос­тав­лять пре­по­да­ва­ние в Моск. ун-те и ИТУ, т. к. из­бра­ние оз­на­ча­ло бы пе­ре­езд в С.-Пе­тер­бург. С 1905 пре­зи­дент Моск. ма­те­ма­тич. об­щест­ва.

Под рук. Ж. в ме­ха­нич. ла­бо­ра­то­рии Моск. ун-та в 1902 бы­ла со­ору­же­на од­на из пер­вых в Ев­ро­пе аэ­ро­ди­на­мич. труб, в 1904 в пос. Ку­чи­но под Мо­ск­вой на лич­ные сред­ст­ва Д. П. Ря­бу­шин­ско­го при кон­суль­та­ци­он­ном уча­стии Ж. соз­дан аэ­ро­ди­на­мич. ин-т. В том же го­ду Ж. ор­га­ни­зо­вал воз­ду­хо­пла­ват. кру­жок в Об-ве лю­би­те­лей ес­те­ст­во­зна­ния, ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1910 при его не­по­средств. уча­стии в ИТУ бы­ла от­кры­та аэ­ро­ди­на­мич. ла­бо­ра­то­рия. В 1910–1912 Ж. про­чи­тал в ИТУ курс лек­ций «Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы воз­ду­хо­пла­ва­ния», в ко­то­ром бы­ли сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны тео­ре­тич. ра­бо­ты са­мо­го Ж., его уче­ни­ка С. А. Ча­п­лы­ги­на, а так­же экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ния аэ­ро­ди­на­мич. ла­бо­ра­то­рий Моск. ун-та, ИТУ и за­ру­беж­ных ла­бо­ра­то­рий. С 1913 Ж. пре­по­да­вал на кур­сах во­ен. лёт­чи­ков при ИТУ, там же бы­ло соз­да­но авиац. рас­чёт­но-ис­пы­тат. бю­ро, в ко­то­ром под рук. Ж. раз­ра­ба­ты­ва­лись ме­то­ды аэ­ро­ди­на­мич. и проч­но­ст­но­го рас­чё­та са­мо­лёт­ных кон­ст­рук­ций. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны Ж. раз­ра­ба­ты­вал тео­рию бом­бо­ме­та­ния, за­ни­мал­ся во­про­са­ми бал­ли­сти­ки арт. сна­ря­дов, чи­тал курс по бал­ли­сти­ке, воз­ду­хо­пла­ва­нию, спец. во­про­сам гид­ро­ме­ха­ни­ки и ра­бо­тал над разл. про­бле­ма­ми тео­ре­тич. ме­ха­ни­ки.

В 1918 по пред­ло­же­нию Ж. уч­ре­ж­дён Аэ­ро­гид­ро­ди­на­ми­че­ский ин­сти­тут (ЦАГИ), ру­ко­во­ди­те­лем ко­то­ро­го он был на­зна­чен. В 1919 кур­сы для воен. лёт­чи­ков ре­ор­га­ни­зу­ют­ся в Моск. авиа­тех­ни­кум, а в 1920 на его ба­зе соз­дан Ин-т ин­же­не­ров Крас­но­го Воз­душ­но­го Фло­та, пер­вым рек­то­ром ко­то­ро­го стал Ж. (с 1922 Во­ен­но-возд. инж. ака­де­мия, ВВИА).

Ж. соз­дал еди­ную на­уч. дис­ци­п­ли­ну – экс­пе­рим. и тео­ре­тич. аэ­ро­ди­на­ми­ку, ока­зав­шую впо­след­ст­вии ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие авиа­ции. Пер­вые ис­сле­до­ва­ния Ж. по тео­рии по­лё­та от­но­сят­ся к 1890. Ра­бо­та «О па­ре­нии птиц» (1891), в ко­то­рой ис­сле­ду­ет­ся ме­ха­низм па­ре­ния с на­бо­ром вы­со­ты, впер­вые рас­смат­ри­ва­ют­ся воз­мож­ные эво­лю­ции при па­ре­нии, в т. ч. «мёрт­вая пет­ля» (пет­ля Не­сте­ро­ва), и ст. «О наи­вы­год­ней­шем уг­ле на­кло­на аэ­ро­пла­нов» (1897) по­слу­жи­ли ос­но­ва­ни­ем для соз­да­ния ме­то­дов аэ­ро­ди­на­мич. рас­чё­та са­мо­лё­та. В ста­тьях «К тео­рии ле­та­ния» (1890), «О кры­латых про­пел­ле­рах» (1898), «О по­лез­ном гру­зе, под­ни­мае­мом ге­ли­коп­те­ром» (1904) рас­смат­ри­ва­ют­ся во­про­сы тя­ги вин­та. В ра­бо­тах «О па­де­нии в воз­ду­хе лёг­ких про­дол­го­ва­тых тел, вра­щаю­щих­ся око­ло сво­ей про­доль­ной оси» (1906) и «О при­со­е­ди­нён­ных вих­рях» (1907) Ж. из­ло­жил от­кры­тый им в 1904 прин­цип об­ра­зо­ва­ния подъ­ём­ной си­лы кры­ла аэ­ро­пла­на и сфор­му­ли­ро­вал тео­ре­му, по­зво­ляю­щую оп­ре­де­лять её ве­ли­чи­ну (Жу­ков­ско­го тео­ре­ма). В цик­ле ра­бот Ж. 1910–12 «О кон­ту­рах под­дер­жи­ваю­щих по­верх­но­стей аэ­ро­пла­нов» (1910), «Гео­мет­ри­че­ские ис­сле­до­ва­ния о те­че­нии Кут­та» (1911–12) и др. и в ря­де ра­бот С. А. Ча­п­лы­ги­на пред­ло­жен спо­соб оп­ре­де­ле­ния цир­ку­ля­ции ско­ро­сти, ос­но­ван­ный на ус­ло­вии плав­но­го схо­да по­то­ка с ост­рой кром­ки про­фи­ля кры­ла (т. н. по­сту­лат Ча­п­лы­ги­на – Жу­ков­ско­го). Эти ис­сле­до­ва­ния за­вер­ши­ли соз­да­ние тео­рии про­фи­ля кры­ла. В этих ра­бо­тах раз­вит ма­те­ма­тич. ап­па­рат для ре­ше­ния за­дач об­те­ка­ния кры­ла по­то­ком жид­ко­сти или га­за, дан ме­тод по­строе­ния тео­ре­тич. про­фи­лей Жу­ков­ско­го (см. Жу­ков­ско­го функ­ция). В 1912–1918 Ж. опуб­ли­ко­вал 4 ста­тьи под об­щим назв. «Вих­ре­вая тео­рия греб­но­го вин­та», в ко­то­рых, опи­ра­ясь на раз­ра­бо­тан­ную им тео­рию кры­ла, ус­та­но­вил за­ко­ны рас­пре­де­ле­ния ско­ро­стей у ло­па­сти вин­та, по­слу­жив­шие тео­ре­тич. ос­но­вой для про­ек­ти­ро­ва­ния возд. вин­тов. В ра­бо­тах «Ди­на­ми­ка аэ­ро­пла­нов в эле­мен­тар­ном из­ло­же­нии» (1913–16), «Аэ­ро­ди­на­ми­че­ский рас­чёт аэ­ро­пла­нов» (1917), «Ис­сле­до­ва­ние ус­той­чи­во­сти кон­ст­рук­ций аэ­ро­пла­нов» (1918), «К за­да­че о проч­но­сти аэ­ро­пла­нов» (1918), «Эле­мен­тар­ная тео­рия ус­той­чи­во­сти аэ­ро­пла­нов» (1920) Ж. соз­да­ёт ос­но­вы аэ­ро­ди­на­мич. рас­чё­та са­мо­лё­та, рас­чё­та ди­на­мич. про­доль­ной ус­той­чи­во­сти и проч­но­сти са­мо­лё­тов.

Ж. – ав­тор мно­го­числ. ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти ме­ха­ни­ки твёр­до­го те­ла, ас­тро­но­мии, ма­те­ма­ти­ки, гид­ро­ди­на­ми­ки и ги­д­рав­ли­ки, при­клад­ной ме­ха­ни­ки, тео­рии ре­гу­ли­ро­ва­ния ма­шин и др. Он был так­же ав­то­ром клас­сич. учеб­ни­ков по тео­ре­тич. ме­ха­ни­ке для ун-тов и тех­нич. ву­зов. Име­нем Ж. на­зва­ны: го­род в Моск. обл., ЦАГИ, Во­ен.-возд. ин­же­нер­ная ака­де­мия, Харь­ков­ский авиац. ин-т; в 1956 от­крыт на­уч.-ме­мо­ри­аль­ный му­зей Н. Е. Жу­ков­ско­го в Мо­ск­ве.

Соч.: Полн. собр. соч. М.; Л., 1935–1937. Т. 1–9; Полн. собр. соч. Лек­ции. М.; Л., 1938–1939. Вып. 1–7; Собр. соч. М.; Л., 1948–1950. Т. 1–7; Тео­ре­ти­че­ская ме­ха­ни­ка. 2-е изд. М.; Л., 1952.

Лит.: Го­лу­бев В. В. Н. Е. Жу­ков­ский. М., 1941. Ижевск, 2002; Кел­дыш М. В. На­уч­ное на­след­ст­во про­фес­со­ра Н. Е. Жу­ков­ско­го // Тех­ни­ка воз­душ­но­го фло­та. 1947. № 1; то же // там же. 1997. № 1; Лей­бен­зон Л. С. Н. Е. Жу­ков­ский. М.; Л., 1947; Хри­стиа­но­вич С. А. На­уч­ное на­сле­дие Н. Е. Жу­ков­ско­го. М., 1951; Кос­мо­демь­ян­ский А. А. Н. Е. Жу­ков­ский. М., 1984.

Вернуться к началу