МЯСИ́ЩЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЯСИ́ЩЕВ Владимир Михайлович [15(28).9.1902, г. Ефремов Тульской губ., ныне Тульской обл. – 14.10.1978, Москва], рос. авиаконструктор, ген.-м.-инж. (1944), Герой Соц. Труда (1957), засл. деят. науки и техники РСФСР (1972). После окончания МВТУ (1926) работал в ЦАГИ в КБ А. Н. Туполева; участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький»; с 1934 нач. бригады эксперим. самолётов, в 1936 создал бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1936 откомандирован в США на заводы «Дуглас». По возвращении в 1937–38 руководил на заводе № 84 (г. Химки) переработкой документации для внедрения в произ-во лицензионного самолёта Douglas (Дуглас) DC-3 (в нояб. 1938 собран первый самолёт; изначально назывался ПС-84, с сент. 1942 – Ли-2); при его постройке был освоен передовой плазово-шаблонный метод, внедрённый затем на всех авиац. заводах СССР. В 1938–40 репрессирован; находясь в заключении, работал в ЦКБ-29 НКВД (на территории моск. авиац. завода № 156) под рук. В. М. Петлякова; там же М. самостоятельно разработал проект дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102. В 1940, после освобождения, возглавил постройку самолёта на заводе № 22 (Фили, первый взлёт в 1942 в Омске, лётные испытания завершились в 1946). Это был первый отеч. самолёт с герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные физиологич. условия для работы экипажа, дистанционным управлением стрелково-пушечным вооружением, шасси с носовым колесом.
После гибели В. М. Петлякова с 1943 М. – гл. конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе № 22 в Казани, серийно выпускающем пикирующий бомбардировщик Пе-2 и его модификации. В нач. 1944 разработал дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И со скоростью полёта, превышающей скорость нем. истребителей. В 1945 директор и гл. конструктор ОКБ моск. завода № 482. Здесь им созданы эскизные проекты четырёхмоторных дальних бомбардировщиков ДВБ-202 и ДВБ-302, дальний истребитель сопровождения (ДИС); началось изготовление макета турбореактивного бомбардировщика РБ-17 с 4 двигателями. В февр. 1946 ОКБ М. расформировано, М. направлен на преподавательскую работу в МАИ (в 1946–51 зав. кафедрой, декан самолётостроит. ф-та, проф. с 1947).
М. 24.3.1951 назначен гл. конструктором ОКБ-23, с 1956 – генеральным конструктором (осенью 1960 ОКБ расформировано). В 1953 взлетел первый в СССР турбореактивный стратегич. бомбардировщик М-4, в 1956 – самолёт 3М. Одновременно пилоты ОКБ М. отрабатывали заправку в воздухе «штанга-конус», ставшую в авиации мира основной. В это же время в ОКБ-23 разрабатывали проект 3-ступенчатой ракетной системы, в 1957–60 – проекты первого сов. космоплана, сверхзвуковой стратегич. ракетоносец М-50, ракетоносец 3МД (на основе самолёта 3М). В 1960–67 М. – начальник ЦАГИ.
В 1967–78 генеральный конструктор Эксперим. машиностроит. завода (ЭМЗ; с 1981 имени М.). За эти годы под рук. М. создан проект высотного дозвукового самолёта М-17 «Стратосфера» для перехвата дрейфующих аэростатов (в 1978 изготовлен первый лётный образец) и его модификация М-55 «Геофизика». Отработана принципиальная схема воздушно-космич. самолёта, которая с включением ЭМЗ в состав НПО «Молния» в 1976 легла в основу аэродинамич. схемы будущего КК «Буран». Начата разработка транспортировщика – самолёта-носителя 3М-Т (позднее назван его именем – ВМ-Т «Атлант»); в 1981 состоялся первый полёт; совершено более 150 полётов по доставке на космодром Байконур всех крупногабаритных элементов космич. комплексов «Энергия» и «Буран». На ЭМЗ создан герметичный модуль кабины «Бурана» с системами жизнеобеспечения и её аварийного покидания (подобной системы на КК «Шаттл» нет). На самолётах 3М и М-4 установлено 19, на М-17 и М-55 соответственно 25 и 16 мировых рекордов.
Ленинская пр. (1957). Награждён орденами Ленина (1945, 1957, 1962).