МИЛЬ МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВИЧ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИЛЬ Михаил Леонтьевич [9(22).11.1909, Иркутск – 31.1.1970, Москва], рос. авиаконструктор и учёный, один из основателей отеч. вертолётостроения, Герой Соц. Труда (1966). Окончил Новочеркасский авиац. ин-т (1931). В 1931–36 в ЦАГИ: инженер, нач. бригады аэродинамики и эксперим. расчётов отдела особых конструкций; разработал общую теорию несущего винта. Принимал участие в создании автожиров (А-12, А-15 и др.). В 1936–43 на заводе винтокрылых аппаратов, где серийно строился автожир А-7. С 1943 науч. сотрудник ЦАГИ; продолжил начатые до Вел. Отеч. войны исследования по устойчивости и управляемости самолёта; разработал устройства по улучшению управления боевыми самолётами Ил-2, Ил-4, Ла-5. По окончании войны возобновил науч.-эксперим. исследования аэродинамики несущего винта. Им была создана натурная установка, ставшая прообразом вертолёта Ми-1. С 1947 начальник созданной по его инициативе геликоптерной лаборатории в ЦАГИ, с 1948 гл. конструктор ОКБ по вертолётостроению, с 1951 директор и гл. конструктор, с 1964 генеральный конструктор завода № 329 Мин-ва авиац. пром-сти (с 1967 Моск. вертолётный завод, с 1970 его имени). Одновременно преподавал в МАИ (проф. с 1966).
Вертолёт Ми-1 конструкции М. стал первым отеч. серийным вертолётом, получившим широкое практич. применение. Под рук. М. создано 9 типов серийных вертолётов: Ми-1 (1948, серийное произ-во с 1951), многоцелевой вертолёт Ми-4 (1952, серийное произ-во с 1953); Ми-6 – первый в СССР многоцелевой транспортный вертолёт с газотурбинными двигателями (макс. грузоподъёмность 12000 кг), положил начало приоритету отеч. авиации в тяжёлом вертолётостроении (1957, серийное произ-во с 1960, в 1962 установлено 14 рекордов – скорости, высоты и грузоподъёмности; четыре из них оставались непревзойдёнными до 1983); Ми-2 (1961, серийное произ-во с 1965); многоцелевой транспортный вертолёт Ми-8 (1962, серийное произ-во с 1965; самый распространённый в мире, выпуск продолжается); транспортные вертолёты-краны Ми-10 (1960) и Ми-10К (1965); противолодочный вертолёт Ми-14 (1967, серийное произ-во с 1973); боевой вертолёт Ми-24 (1969, с 1971, серийный выпуск продолжается); экспериментальный В-7 (1957); опытный сверхтяжёлый вертолёт Ми-12 (В-12, 1967), 6 авг. 1969 поднял груз 44205 кг на выс. 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит на 30.12.2011. Вертолёты М. широко используются в разл. климатич. условиях для транспортных перевозок, при монтаже буровых установок в газонефтепромысловых районах Вост. Сибири и Крайнего Севера и для уникальных монтажных работ при строительстве и реконструкции пром. предприятий, позволяя значительно сократить время работ и их стоимость; стоят на вооружении 30 стран мира и эксплуатируются более чем в 100 странах.
На вертолётах, созданных М., установлено св. 60 мировых рекордов. М. вместе со своими учениками разработал теорию совр. вертолёта, позволившую на практике решить ряд сложных проблем, относящихся, напр., к усталостной прочности вертолётных агрегатов, флаттеру лопастей винтов, устойчивости и управляемости вертолёта и др. Ленинская пр. (1958), Гос. пр. СССР (1968). Награждён орденами Ленина (1957, 1966, 1969).