КА́МОВ НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́МОВ Николай Ильич [1(14).9.1902, Иркутск – 24.11.1973, Москва], рос. авиаконструктор, создатель вертолётов Ка, Герой Соц. Труда (1972). Окончил Томский технологич. ин-т (1923). С 1928 конструктор в Центр. КБ-39 мор. самолётостроения Д. П. Григоровича. Совм. с Н. К. Скржинским создал при материальной поддержке Осоавиахима первый в СССР двухместный автожир КАСКР-1 («Красный инженер», 1929), названный авторами «вертолёт», и его модификацию с более мощным двигателем КАСКР-2 (1930). В кон. 1931 возглавил в ЦАГИ конструкторскую бригаду по проектированию автожиров; под рук. К. создан боевой двухместный автожир А-7 (1934) для корректировки артогня и разведки. С нач. 1940 К. директор и гл. конструктор первого в СССР авиац. завода (№ 290 в районе ст. Ухтомская Казанской ж. д.) по проектированию и изготовлению автожиров, а также серийного произ-ва А-7. В 1943–47 работал в ЦАГИ, где под его руководством создан эксперим. одноместный вертолёт Ка-8 соосной схемы с мотоциклетным двигателем (1947). В 1948 гл. конструктор ОКБ-2 (Москва, в 1954 предприятие перебазировали на старую территорию – на ст. Ухтомская). Под рук. К. разработана теория конструирования вертолётов соосной схемы, созданы вертолёты соосной схемы разл. назначения: одноместный корабельный Ка-10 (1949, в 1950 первые взлёт и посадка с палубы крейсера «Максим Горький»); двухместный корабельный Ка-15 (в 1956 серийное произ-во, установлены 2 мировых рекорда) и его модификация – многоцелевой Ка-15М (1957); четырёхместный пассажирский Ка-18 (1958, в том же году удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе); первый отеч. боевой корабельный вертолёт Ка-25 (экипаж 2 чел.) для поиска и уничтожения атомных ПЛ с баллистич. ракетами на борту (первый полёт совершил в 1961, прослужил на флоте ок. 30 лет); транспортный Ка-25К (первый полёт в 1967, в том же году выполнен перелёт Москва – Париж – Москва); многоцелевой Ка-26 (1967, первый отеч. вертолёт, получивший сертификат по амер. нормам лётной годности FAR 29, установлено 6 мировых рекордов), Ка-30 (1965), а также винтокрыл Ка-22 (1959, установлено 8 мировых рекордов скорости и грузоподъёмности в 1961) и аэросани «Север-2» (1959). Гос. пр. СССР (1972). Награждён орденами Ленина (1962, 1972). Имя К. носит Ухтомский вертолётный завод в г. Люберцы (с 1992 ОАО «Камов»).