Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́МОВ НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 635

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Касьяников

КА́МОВ Ни­ко­лай Иль­ич [1(14).9.1902, Ир­кутск – 24.11.1973, Мо­ск­ва], рос. авиа­кон­ст­рук­тор, соз­да­тель вер­то­лё­тов Ка, Ге­рой Соц. Тру­да (1972). Окон­чил Том­ский тех­но­ло­гич. ин-т (1923). С 1928 кон­ст­рук­тор в Центр. КБ-39 мор. са­мо­лё­тострое­ния Д. П. Гри­го­ро­ви­ча. Совм. с Н. К. Скржин­ским соз­дал при ма­те­ри­аль­ной под­держ­ке Осо­авиа­хи­ма пер­вый в СССР двух­ме­ст­ный ав­то­жир КАСКР-1 («Крас­ный ин­же­нер», 1929), на­зван­ный ав­то­ра­ми «вер­то­лёт», и его мо­ди­фи­ка­цию с бо­лее мощ­ным дви­га­те­лем КАСКР-2 (1930). В кон. 1931 воз­гла­вил в ЦАГИ кон­ст­рук­тор­скую бри­га­ду по про­ек­ти­ро­ва­нию ав­то­жи­ров; под рук. К. соз­дан бое­вой двух­ме­ст­ный ав­то­жир А-7 (1934) для кор­рек­ти­ров­ки арт­ог­ня и раз­вед­ки. С нач. 1940 К. ди­рек­тор и гл. кон­ст­рук­тор пер­во­го в СССР авиац. за­во­да (№ 290 в рай­оне ст. Ух­том­ская Ка­зан­ской ж. д.) по про­ек­ти­ро­ва­нию и из­го­тов­ле­нию ав­то­жи­ров, а так­же се­рий­но­го про­из-ва А-7. В 1943–47 ра­бо­тал в ЦАГИ, где под его ру­ко­во­дством соз­дан экс­пе­рим. од­но­ме­ст­ный вер­то­лёт Ка-8 со­ос­ной схе­мы с мо­то­цик­лет­ным дви­га­те­лем (1947). В 1948 гл. кон­ст­рук­тор ОКБ-2 (Мо­ск­ва, в 1954 пред­при­ятие пе­ре­ба­зи­ро­ва­ли на ста­рую тер­ри­то­рию – на ст. Ух­том­ская). Под рук. К. раз­ра­бо­та­на тео­рия кон­ст­руи­ро­ва­ния вер­то­лё­тов со­ос­ной схе­мы, соз­да­ны вер­то­лё­ты со­ос­ной схе­мы разл. на­зна­че­ния: од­но­ме­ст­ный ко­ра­бель­ный Ка-10 (1949, в 1950 пер­вые взлёт и по­сад­ка с па­лу­бы крей­се­ра «Мак­сим Горь­кий»); двух­ме­ст­ный ко­ра­бель­ный Ка-15 (в 1956 се­рий­ное про­из-во, ус­та­нов­ле­ны 2 ми­ро­вых ре­кор­да) и его мо­ди­фи­ка­ция – мно­го­це­ле­вой Ка-15М (1957); че­ты­рёх­ме­ст­ный пас­са­жир­ский Ка-18 (1958, в том же го­ду удо­сто­ен золо­той ме­да­ли на Все­мир­ной вы­став­ке в Брюс­се­ле); пер­вый отеч. бое­вой ко­ра­бель­ный вер­то­лёт Ка-25 (эки­паж 2 чел.) для по­ис­ка и унич­то­же­ния атом­ных ПЛ с бал­ли­стич. ра­ке­та­ми на бор­ту (пер­вый по­лёт со­вер­шил в 1961, про­слу­жил на фло­те ок. 30 лет); транс­порт­ный Ка-25К (пер­вый по­лёт в 1967, в том же го­ду вы­пол­нен пе­ре­лёт Мо­ск­ва – Па­риж – Мо­ск­ва); мно­го­це­ле­вой Ка-26 (1967, пер­вый отеч. вер­то­лёт, по­лу­чив­ший сер­ти­фи­кат по амер. нор­мам лёт­ной год­но­сти FAR 29, ус­та­нов­ле­но 6 ми­ро­вых ре­кор­дов), Ка-30 (1965), а так­же вин­то­крыл Ка-22 (1959, ус­та­нов­ле­но 8 ми­ро­вых ре­кор­дов ско­ро­сти и гру­зо­подъ­ём­но­сти в 1961) и аэ­ро­са­ни «Се­вер-2» (1959). Гос. пр. СССР (1972). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1962, 1972). Имя К. но­сит Ух­том­ский вер­то­лёт­ный за­вод в г. Лю­бер­цы (с 1992 ОАО «Ка­мов»).

Соч.: Вин­то­вые ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты (ав­то­жи­ры и ге­ли­коп­те­ры). М., 1948.

Лит.: Кузь­ми­на Л. М. Кон­ст­рук­тор вер­то­ле­тов. М., 1988; По­но­ма­рев А. Н. Со­вет­ские авиа­ци­он­ные кон­ст­рук­то­ры. М., 1990.

Вернуться к началу