Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИЕ́НА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 153-155

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. М. Асейнов (история), Т. А. Галкина (культура, хозяйство)

СИЕ́НА (Siena), го­род в Сев. Ита­лии, в обл. Тос­ка­на, адм. центр пров. Сие­на. Нас. 52,8 тыс. чел. (2013). Рас­по­ло­жен в меж­гор­ной до­ли­не в вост. час­ти пла­то Кол­ли­не-Ме­тал­ли­фе­ре, при­мер­но в 50 км к югу от Фло­рен­ции. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог; ж.-д. стан­ция. Бли­жай­ший ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт – им. Аме­ри­го Вес­пуч­чи в г. Фло­рен­ция.

Ос­но­ва­на в 1 в. как рим. ко­ло­ния Се­на-Юлия (Saena Julia) на мес­те по­се­лений эт­ру­сков. С 4 в. центр епи­скоп­ст­ва (с 1459 ар­хи­епи­скоп­ст­ва). В 5–8 вв. вхо­ди­ла в Ост­гот­ское ко­ро­лев­ст­во, Лан­го­бард­ское ко­ро­лев­ст­во. С 770-х гг. в со­ста­ве гос-ва Ка­ро­лин­гов, с 846 – Тос­кан­ской мар­ки. По­сле смер­ти Ма­тиль­ды Тос­кан­ской (1115) под вла­стью епи­ско­па. В 1167 про­воз­гла­ше­на ком­му­на. В сред­ние ве­ка круп­ный бан­ков­ско-рос­тов­щич., ре­мес­лен­ный и тор­го­вый центр. В пе­ри­од борь­бы гвель­фов и ги­бел­ли­нов верх в С. взя­ли сто­рон­ни­ки им­пе­ра­то­ра. В 1260 ар­мия С. раз­гро­ми­ла гвельф­скую Фло­рен­цию в бит­ве при Мон­та­пер­ти, од­на­ко в 1269 при Кол­ле по­тер­пе­ла по­ра­же­ние от войск со­юз­ни­ка па­пы Рим­ско­го Кар­ла Ан­жуй­ско­го (см. Ан­жуй­ская ди­на­стия). В 1287 к вла­сти в С. при­шли гвель­фы. В кон. 13 в. в С. ус­та­но­ви­лось прав­ле­ние «жир­ных» по­по­ла­нов. Борь­ба по­ли­тич. груп­пи­ро­вок при­ве­ла в 1399–1404 к под­чи­не­нию го­ро­да Ми­ла­ну. В 1487–1525 под вла­стью се­мьи Пет­руч­чи, в 1526–52 – Кар­ла V. С 1559 в со­ста­ве Вел. гер­цог­ст­ва Тос­кан­ско­го. В 1861 во­шла в еди­ное Итал. ко­ро­лев­ст­во. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны, с сент. 1943, в со­ста­ве «Рес­пуб­ли­ки Са­ло». В 1944 по­стра­да­ла от бом­бар­ди­ро­вок анг­ло-амер. ВВС, 3.7.1944 ос­во­бо­ж­де­на амер. вой­ска­ми.

Собор Богоматери. 1229 – кон. 14 в. Фото Е. Е. Исаковой

Центр го­ро­да во мно­гом со­хра­нил ср.-век. и ре­нес­санс­ную за­строй­ку, фраг­мен­ты гор. ук­ре­п­ле­ний 12–16 вв. (Ар­ко-ди-Сан-Мау­ри­цио, 13 в., Пор­та-Ту­фи, 1325–26, Фор­те-ди-Сан­та-Бар­ба­ра, 1560, и др.). Со­бор Бо­го­ма­те­ри (1229 – кон. 14 в.; воз­мож­но, в про­ек­ти­ро­ва­нии уча­ст­во­вал Н. Пи­за­но; кам­па­ни­ла – 1313, ар­хи­тек­то­ры Аго­сти­но ди Джо­ван­ни, А. ди Вен­ту­ра) воз­ве­дён на мес­те ан­тич­но­го хра­ма Ми­нер­вы в фор­мах итал. го­ти­ки. К зда­нию со­бо­ра пер­пен­ди­ку­ляр­но при­мы­ка­ет сте­на, со­хра­нив­шая­ся от не­осу­ще­ст­в­лён­но­го про­ек­та ги­гант­ско­го зда­ния (1339, ар­хи­текто­ры Лан­до ди Пьет­ро, Джо­ван­ни д’Агостино, До­ме­ни­ко ди Аго­сти­но), в ко­то­рое ны­не су­ще­ст­вую­щее во­шло бы в ка­че­ст­ве тран­сеп­та. Фа­сад соз­дан Дж. Пи­за­но (1284–99; ниж­няя часть со ста­туя­ми в ни­шах на контр­фор­сах; ори­ги­на­лы – в Му­зее со­бо­ра), за­вер­шён Ка­маи­но ди Кре­шен­ти­но (1299–1317) и Джо­ван­ни ди Чек­ко (по­сле 1367); мо­заи­ки – 1878 (по рис. А. Фран­ки). В ин­терь­е­ре со­бо­ра – цикл на­поль­ных мра­мор­ных ин­кру­ста­ций (1372–1562, в т. ч. по ри­сун­кам Пин­ту­рик­кьо, Д. Бек­ка­фу­ми и др.), про­по­вед­нич. ка­фед­ра Н. и Дж. Пи­за­но (1265–68; см. илл. к ст. Ка­фед­ра), над­гро­бие кар­ди­на­ла Р. Пе­тро­ни (скульп­тор Т. да Ка­маи­но, 1314–1318), над­гроб­ная пли­та Дж. Пе­чи (скульп­тор До­на­тел­ло, 1457), так­же ста­туи Дж. Л. Бер­ни­ни; Б-ка Пик­ко­ло­ми­ни (1490-е гг.) с рос­пи­ся­ми Пин­ту­рик­кьо. В ал­тар­ной ка­пел­ле – гл. ал­тарь (арх. Б. Пе­руц­ци, 1532), вит­раж­ное ок­но по ри­сун­ку Дуч­чо ди Буо­нин­се­нья; в ка­пел­ле Ма­дон­ны-дель-Во­то (или Кид­жи, 1655–61, по про­ек­ту Б. Джо­ва­нел­ли) – ал­тар­ный об­раз (1261, худ. Гви­до да Си­е­на); в ка­пел­ле Св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля – жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния Пин­ту­рик­кьо, ста­туя Ио­ан­на Кре­сти­те­ля ра­бо­ты До­на­тел­ло (1457). К со­бо­ру при­мы­ка­ет Ар­хи­епи­скоп­ский дво­рец (1718–23, в сти­ле ран­ней нео­го­ти­ки). За со­бо­ром рас­по­ло­же­ны бап­ти­сте­рий [1316–25, фа­сад – 1382, арх. Дж. ди Ми­но дель Пел­ли­чайо; в ин­терь­е­ре (1325, ав­то­ры – Ти­но да Ка­маи­но, Ка­маи­но ди Кре­шен­ти­но) – фре­ски Век­кь­ет­ты, кре­щаль­ная ку­пель (1417, по про­ек­ту Яко­по дел­ла Квер­чи) с брон­зо­вы­ми рель­е­фа­ми дел­ла Квер­чи, Л. Ги­бер­ти, До­на­тел­ло, Дж. То­ри­но и др.], так­же Па­лац­цо дель-Мань­и­фи­ко (1508, арх. Бар­то­ло­мео да Пья­чен­ца, по ри­сун­ку Дж. Коц­ца­рел­ли). На­про­тив со­бо­ра – гос­пи­таль Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Ска­ла (13 в., рос­пи­си 15 в., по­свя­щён­ные бла­го­тво­рит. дея­тель­но­сти гос­пи­та­ля, ху­дож­ни­ки До­ме­ни­ко да Бар­то­ло, Век­кьет­та и др.) и ц. Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Ска­ла (Сан­тис­си­ма-Ан­нун­циа­та, 1252, пе­ре­строе­на в 1466, Гви­доч­чо ди Ан­д­реа) в го­тич. сти­ле.

Площадь Пьяцца дель-Кампо с Палаццо Пубблико. Фото Е. Е. Исаковой

На пл. Пьяц­ца дель-Кам­по (вы­мос­тка 1347), имею­щей во­гну­тую фор­му и по­лу­круг­лые очер­та­ния, рас­по­ло­же­ны Па­лац­цо Пубб­ли­ко, об­ществ. ре­зер­ву­ар для во­ды Фон­те-Гайя («Фон­тан ра­до­сти», 1409–19, по про­ек­ту Яко­по дел­ла Квер­чи; за­ме­нён ко­пи­ей; фраг­мен­ты ори­гина­ла – в Па­лац­цо Пубб­ли­ко), го­тич. Па­лац­цо Сан­се­до­ни (1216, рас­ши­ре­но в 1339, арх. Аго­сти­но ди Джо­ван­ни) и ре­нес­санс­ные Па­лац­цо Пик­ко­ло­ми­ни (1469, пред­по­ло­жи­тель­но по про­ек­ту Б. Рос­сел­ли­но, арх. П. П. дель Пор­ри­на да Ка­за­ле, рос­пи­си Д. Бек­ка­фу­ми, 1548, ны­не Гор. ар­хив) и Лод­жия дел­ла-Мер­кан­ция (1417–29, до­строе­на в 17 в., ста­туи св. апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла ра­бо­ты Век­кь­ет­ты). На пл. Пьяц­ца Са­лим­бе­ни – па­лац­цо (двор­цы) Са­лим­бе­ни (14 в., рас­ши­ре­но в 19 в., арх. Дж. Пар­ти­ни), Спан­нок­ки (1473–75, по про­ек­ту Дж. да Май­а­но), Тан­туч­чи (1548, арх. Б. Не­ро­ни, оба – в сти­ле Воз­ро­ж­де­ния); в цен­тре – па­мят­ник С. Бан­ди­ни (1880, скульп­тор Т. Сар­рок­ки).

Сре­ди мно­го­числ. церк­вей: Сант-Аго­сти­но [13 в., пе­ре­страи­ва­лась в 15 и 18 вв., арх. Л. Ван­ви­тел­ли, в ин­терь­е­ре – про­из­ве­де­ния С. Мар­ти­ни, А. Ло­рен­цет­ти (см. Ло­рен­цет­ти), П. Пе­руд­жи­но, Дж. Со­до­мы и др.), Сан-До­ме­ни­ко (1225–1465, про­из­ве­де­ния Ф. Ван­ни, Со­до­мы, Б. Фун­гаи; в клу­ат­ре 15 в. – фре­ски Л. Мем­ми), Сан­та-Ма­рия-деи-Сер­ви (13 в., пе­ре­строе­на в 16–17 вв., кам­па­ни­ла пе­ре­строе­на в 20 в., в ин­терь­е­ре – про­из­ве­де­ния П. Ло­рен­цет­ти, Коп­по ди Мар­ко­валь­до, Се­ньи ди Буо­на­вен­ту­ры, Ван­ни и др.), Сан-Фран­ческо (1326 – 15 в., про­ект Аго­сти­но ди Ань­о­ло, рес­тав­ра­ция в 19 в., в ин­терь­е­ре – ра­бо­ты бр. Ло­рен­цет­ти и др.), Сан-Джи­ро­ла­мо (14 в.), Сан­то-Спи­ри­то (1498; пор­тал – 1519, арх. Б. Пе­руц­ци; про­из­ве­де­ния Со­до­мы, Д. Бек­ка­фу­ми, В. Са­лим­бе­ни, ста­туи Дж. Коц­ца­рел­ли), ба­зи­ли­ка дель’Оссерванца (ок. 1490–96, при­пи­сы­ва­ет­ся арх. Фран­че­ско ди Джорд­жо Мар­ти­ни, вос­ста­нов­ле­на по­сле раз­ру­ше­ния в 1944), ора­то­рий Сан-Бер­нар­ди­но (15 в.), ц. Сан-Мар­ти­но (1537, арх. Дж. Б. Пе­ло­ри, пе­ре­строе­на в 1613, арх. Дж. Фон­та­на; в ин­терь­е­ре – про­из­ве­де­ния Яко­по дел­ла Квер­чи, Г. Ре­ни, Бек­ка­фу­ми и др.). Со­хра­ни­лись дом и свя­ти­ли­ще св. Ека­те­ри­ны Си­ен­ской (2-я пол. 14 в.).

Сре­ди др. па­мят­ни­ков гражд. ар­хи­тек­ту­ры: па­лац­цо (двор­цы) То­ло­меи (1205), дель-Уни­вер­си­тá (13 в.), дель-Ка­пи­та­но-ди-Джу­сти­ция (13 в., в 14 в. пе­ре­строе­но, арх. Лу­ка ди Бар­то­ло ди Бань­о­ка­вал­ло), Кид­жи-Са­ра­чи­ни (1300, пе­ре­страи­ва­лось и рас­ши­ря­лось, с 1932 Муз. ака­де­мия «Кид­жа­на»), Бу­он­синь­о­ри (14–15 вв., Нац. пи­на­ко­те­ка), Мар­си­ли (сер. 15 в.), Пик­ко­ло­ми­ни (дел­ле-Па­пес­се, 1460–95, по про­ек­ту Б. Рос­сел­ли­но; 1864, арх. А. Кор­би), Пап­ские лод­жии (2-я пол. 15 в., ар­хи­тек­то­ры А. Фе­де­ри­ги, Фран­че­ско ди Джорд­жо Мар­ти­ни); фон­та­ны Фон­те-Бран­да (вос­хо­дит к 11 в., ны­неш­ний вид – 1246, арх. Сте­фа­но ди Джо­ван­ни) и Фон­те-де-Фол­ло­ни­ка (13 в.). В чер­те совр. го­ро­да – зам­ки (кас­тел­ло) ди-Бель­ка­ро (ос­но­ван в 12 в., пе­ре­стро­ен в 1-й пол. 16 в., рос­пись пла­фо­на – Б. Пе­руц­ци) и дел­ле-Ку­ат­тро-тор­ра (14 в.). Ис­то­рич. центр С. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

С. – важ­ный центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. АН Сие­ны (Ака­де­мия Фи­зи­ок­ри­ти­чи; 1691; при ней – му­зей с бо­та­нич. са­дом, ос­но­ван­ным в 1866). Н.-и. ин-т им. А. Скла­во (1904; раз­работ­ка и про­из-во вак­цин; в струк­ту­ре швейц. ком­па­нии «Novartis»). Сре­ди ву­зов – ун-ты: Сие­ны (1240; один из ста­рей­ших в Ита­лии и Ев­ро­пе), На­род­ный (1900/01), Италь­ян­ский для ино­стран­цев (1917); ака­де­мии: «Ин­тро­на­ти» (1525–27; от­кры­та в 1531), «Кид­жа­на» (му­зы­каль­ная; 1932; ме­ж­ду­нар. лет­ние мас­тер-клас­сы); ин-ты: муз. об­ра­зо­ва­ния им. Р. Фран­чи (1834), ху­до­же­ст­вен­ный (2011). Биб­лио­те­ки: мо­на­сты­ря об­сер­ван­тов (нач. 15 в.), «Пик­ко­ло­ми­ни» (ре­ли­ги­оз­ная; ме­ж­ду 1492 и 1502), Гор. б-ка «Ин­тро­на­ти» (1758). Гос. ар­хив С. (1775; в его со­ста­ве – Гос. му­зей «Та­во­лет­та ди Бик­кер­на», 1873). Нац. пи­на­ко­те­ка (1930) и Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей С. (1933); так­же Му­зей­ный ком­плекс «Сан­та-Ма­рия дел­ла Ска­ла» (1995; вклю­ча­ет Б-ку им. Дж. Бри­ган­ти), Епар­хи­аль­ный му­зей. Те­ат­ры: дра­ма­тич. «Те­ат­ро деи Роц­ци» (1531), опер­ный (1669; так­же про­хо­дят ба­лет­ные спек­так­ли). Еже­год­ный ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь «Си­ен­ская муз. не­де­ля» (с 1939). Еже­год­ный Фес­ти­валь Свя­тых (1 но­яб.).

Фут­боль­ный клуб «Ро­бур Сие­на» (1904), про­во­дит иг­ры на ста­дио­не им. А. Фран­ки (1923; ок. 15,5 тыс. мест). Кры­тая спор­тив­ная аре­на «Mens Sana» (1976; 6 тыс. мест), на ко­то­рой вы­сту­пал бас­кет­боль­ный клуб «Мон­те­па­ски» – 8-крат­ный чем­пи­он стра­ны (2004–13), 4 раза иг­рал в фи­на­ле 4 Ев­ро­лиг (2003, 2004, 2008, 2011); в сезоне 2013/14 объ­яв­лен бан­кро­том. Два раза в год (2 ию­ля и 16 авг.) про­во­дят­ся тра­диц. скач­ки «Па­лио» (Palio di Siena) на ло­ша­дях без сед­ла с уча­сти­ем 10 ко­манд, пред­став­ляю­щих рай­оны го­ро­да.

Ос­но­ва эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг; её ве­ду­щие сек­то­ра: ту­ри­стич. биз­нес (гл. обр. куль­тур­но-по­зна­ва­тель­ный и со­бытий­ный), адм. и фи­нан­со­вые ус­лу­ги, тор­гов­ля, н.-и. дея­тель­ность и об­ра­зо­ва­ние. Здесь ба­зи­ру­ет­ся штаб-квар­ти­ра ком­мерч. бан­ка Banca Monte dei Paschi di Siena (1472; один из ста­рей­ших в ми­ре, один из круп­ней­ших в Ита­лии). Все­го в С. дей­ст­ву­ет ок. 10 тыс. фирм (гл. обр. мел­ких и мель­чай­ших). Пред­при­ятия лёг­кой пром-сти. Пром. и кус­тар­ное про­из-во кон­ди­тер­ских из­де­лий (тра­диц. де­сер­ты «Panforte» и «Noto», пе­че­нье «Ricciarelli» и др.). Часть на­се­ле­ния го­ро­да за­ня­та в с. х-ве.

Лит.: Langton D. Storia politica e sociale della repubblica di Siena. Siena, 1926. Vol. 1; Ру­тен­бург В. И. На­род­ные дви­же­ния в го­ро­дах Ита­лии. XIV – на­ча­ло XV в. М.; Л., 1958; Cristofani M. Siena, le origini: Testimonianze e miti archeologici. Firenze, 1979; Hooks J. Siena: A сity and its history. L., 1979; Borto­lotti L. Siena. Bari, 1983; Die Kirchen von Siena / Hrsg. P. A. Riedl, M. Seidel. Münch., 1985–2006. Bd 1–3; Redon O. L’espace d’une cité: Sienne et le pays siennois (XIII–XIV siècles). Rome, 1994; Ascheri M. Siena e la Cittа̀-Stato del medioevo italiano. 2 ed. Siena, 2004; Nevola F. Siena: Constructing the Re­naissance city. New Haven; L., 2007.

Вернуться к началу