Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПСИХОЛОГИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 686

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский

ПСИХОЛОГИ́ЗМ, 1) в фи­ло­со­фии и ло­гике – под­ход к ре­ше­нию про­блем по­зна­ния (в т. ч. за­ко­нов ло­ги­ки) на ос­но­ве пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния мыш­ле­ния без учё­та его нор­ма­тив­но­го ха­рак­те­ра. Офор­мил­ся в 19 в. на поч­ве ас­со­циа­тив­ной пси­хо­ло­гии; на ру­бе­же 19–20 вв. был под­верг­нут рез­кой кри­ти­ке Г. Фре­ге и Э. Гус­сер­лем, под­чёр­ки­вав­ши­ми не­сво­ди­мость иде­аль­но-ло­гич. со­дер­жа­ния мыс­ли к ре­аль­но-субъ­ек­тив­ным про­цес­сам соз­на­ния.

2) В со­цио­ло­гии – ис­тол­ко­ва­ние об­ществ. и куль­тур­но-ис­то­рич. яв­ле­ний как осо­бой раз­но­вид­но­сти пси­хо­ло­гич. фак­тов. Со­цио­ло­гия обыч­но оп­ре­де­ля­ет­ся при этом как нау­ка о за­ко­но­мер­но­стях кол­лек­тив­но­го по­ве­де­ния или со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, а отд. ин­ди­вид, всту­паю­щий в от­но­ше­ния с се­бе по­доб­ны­ми, при­зна­ёт­ся осн. еди­ни­цей со­цио­ло­гич. ана­ли­за (ин­ди­ви­дуа­лизм ме­то­до­ло­ги­че­ский). Для П. ха­рак­тер­но по­сту­ли­ро­ва­ние разл. ко­ре­ня­щих­ся в пси­хи­ке че­ло­ве­ка свойств и «струк­тур» (ин­стинк­тов, ес­теств. за­дат­ков, вле­че­ний, по­треб­но­стей, мо­ти­вов, ус­та­но­вок), из ко­то­рых вы­во­дят­ся осо­бен­но­сти об­ществ. ор­га­ни­за­ции, со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и про­цес­сов.

П. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. (Л. Ф. Уорд, Ф. Г. Гид­дингс и др.). В рус­ле П. на­ча­лось ис­сле­до­ва­ние масс и мас­со­во­го сти­хий­но­го по­ве­де­ния (в т. ч. пси­хо­ло­гии тол­пы), «со­ци­аль­но­го гип­но­тиз­ма» – вну­ше­ния, пси­хич. за­ра­же­ния, склон­но­сти к под­ра­жа­нию (Г. Тард, Г. Ле­бон и др.). Нем. шко­ла «пси­хо­ло­гии на­родов» (М. Ла­ца­рус, Х. Штейн­таль, В. Вундт), со­сре­до­то­чив­шая­ся на изу­че­нии язы­ка, ми­фов и обы­ча­ев как про­дук­тов т. н. на­род­но­го ду­ха, за­ло­жи­ла ос­но­ву для ста­нов­ле­ния эт­ноп­си­хо­ло­гии и пси­хо­ло­ги­че­ской ан­тро­по­ло­гии. В рос. со­цио­ло­гии П. ха­рак­те­рен для пред­ста­ви­те­лей «субъ­ек­тив­ной шко­лы» (П. Л. Лав­ров, Н. К. Ми­хай­лов­ский, Н. И. Ка­ре­ев), а так­же Е. В. Де Ро­бер­ти, В. М. Хво­сто­ва, Л. И. Пет­ра­жиц­ко­го и др. В 20 в. зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие ря­да со­цио­ло­гич. кон­цеп­ций ока­за­ли би­хе­вио­ризм (ран­ний П. А. Со­ро­кин, Дж. К. Хо­манс) и фрей­дизм (Э. Фромм, К. Хор­ни, Д. Рис­мен и др.). В сим­во­личе­ском ин­те­рак­цио­низ­ме (Ч. Х. Ку­ли, Дж. Г. Мид) и «дра­ма­тур­гич. со­цио­ло­гии» (И. Гоф­ман) осн. за­да­чей ста­ло ис­сле­до­ва­ние по­все­днев­но­го меж­че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ния, а так­же кон­ст­руи­ро­ва­ния са­мо­соз­на­ния ин­ди­ви­да под влия­ни­ем его со­ци­аль­но­го ок­ру­же­ния.

Вернуться к началу