КАРЕ́ЕВ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРЕ́ЕВ Николай Иванович [24.11(6.12).1850, Москва – 18.2.1931, Ленинград], рос. историк и социолог; чл.-корр. Петерб. АН (1910), поч. акад. АН СССР (1929). Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1873), ученик В. И. Герье. Проф. Варшавского (1879–1884) и С.-Петерб. (с 1886) ун-тов, преподавал на Бестужевских курсах (с 1886). Один из организаторов и бессменный руководитель Историч. об-ва при С.-Петерб. ун-те. В 1899, после студенч. волнений, вместе с группой профессоров уволен за «политическую неблагонадёжность» из С.-Петерб. ун-та и с Бестужевских курсов, где возобновил преподавательскую деятельность лишь в 1906. Деп. 1-й Гос. думы (1906), чл. фракции кадетов.
Широкую известность в России и за рубежом принесли К. его историч. труды «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (1879), «Очерк истории французских крестьян с древнейших времён до 1789 года» (1881). Среди многочисл. работ К. – фундам. исследования, посвящённые истории Франц. революции 18 в., истории Польши, «История Западной Европы в Новое время» (т. 1–7, 1892–1917), популярные курсы по древней, средневековой и новой истории, использовавшиеся в России в качестве гимназич. учебников, труды по методологии истории и др. К. был редактором историч. отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Принимал активное участие в полемике разл. направлений и школ обществ. мысли 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., став крупнейшим историографом дореволюц. рос. социологии.
Теоретич. взгляды К. формировались под влиянием позитивизма О. Конта, «субъективной социологии» П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, С. Н. Южакова. Согласно К., социология как «общая абстрактная наука о природе и генезисе общества» является «номологической» (законоустанавливающей) наукой, тогда как история – наука «феноменологическая», исследующая конкретные комбинации событий прошлого. Социальные явления имеют психич. основу, возникают в результате духовного и эмоционально-волевого взаимодействия индивидов. В центре внимания К. – взаимоотношения личности как «источника» культурного творчества, инноваций, и социальной среды, ограничивающей и нормирующей человеческие действия. Общепозитивистская антиметафизич. установка методологии К. сочеталась с представлением о невозможности устранить из исследовательской практики социальных наук «субъективный элемент» (мировоззрение учёного, нравств. оценки и т. п.). Выступая в качестве критика марксистской теории общества и признавая её частичную правоту, К. отмечал ограниченность любых монистич. объяснит. моделей социальной жизни, считая необоснованными их претензии на интеллектуальную исключительность. Оставшись в Сов. России после 1917, К. вынашивал идею теоретич. синтеза марксистского экономизма и психологизма «субъективной школы».