ИНДИВИДУАЛИ́ЗМ МЕТОДОЛОГИ́ЧЕСКИЙ
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНДИВИДУАЛИ́ЗМ МЕТОДОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, концептуальная установка ряда социологич. теорий, базирующаяся на представлении об обществе как продукте взаимодействия отд. человеческих индивидуумов. Согласно И. м., основным источником социологич. объяснений должны считаться «знания о людях», об особенностях их психологич. опыта, сознания и поведения. Гносeологич. базой И. м. является социологич. номинализм – концепция, рассматривающая осн. социологич. понятия (общество, государство, институт, класс и т. п.) лишь как маркеры определённых форм социального взаимодействия. И. м. противостоит социологизму и холизму; не признаёт за обществом онтологического статуса, не рассматривает социальную реальность как самостоятельную, как бытие «особого рода». Центральная для социологич. теории проблемная антиномия «субъект – структура» в рамках И. м. всегда решается в пользу первого её члена: «субъект первичен, структура вторична».
Наиболее последовательные (иногда вульгарные) формы И. м. были представлены в разл. версиях психологизма. Показательны в этом отношении воззрения Г. Тарда, рассматривавшего культурные и социальные явления как продукты индивидуальных «изобретений», получающих распространение благодаря механизму подражания. Методологич. принципом радикального психологизма стало утверждение: «В обществе нет ничего такого, чего не было бы в индивидах». Однако уже на рубеже 19–20 вв. такой подход был подвергнут критике как несостоятельный и редукционистский.
Элементы И. м. можно обнаружить в некоторых классич. социологич. теориях (у М. Вебера, Г. Зиммеля, В. Парето). Так, Вебер утверждал, что единственной эмпирической данностью, которую может наблюдать и изучать обществовед, является осмысленное социальное действие (см. Действие социальное), совершаемое конкретным индивидом. При этом любые институциональные образования не гипостазировались, но рассматривались как сложные комплексы подобных действий. К И. м. тяготели также различные микросоциологические теории 20 в. (социологизированные версии бихевиоризма и прагматизма, концепция «социального обмена», теории рационального поведения и др.). Во многих социологич. доктринах И. м. сочетается с др. вариациями общемировоззренческого принципа индивидуализма – с рационально-активистской моделью человека («целерациональное действие», homo oeconomicus), с этич. утилитаризмом и политич. либерализмом. Критика И. м. обычно ведётся с позиций системного и структурно-функционального подходов. Осн. недостатком признаётся упорное нежелание «видеть за деревьями леса», проявляющееся в недооценке роли объективно-институционального фактора обществ. жизни, влияния на индивида социального окружения. Дискуссия между представителями И. м. и их оппонентами в значит. мере определила специфику и характер развития социологич. теории в 20 в.