Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ РОБЕ́РТИ

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 570

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Гофман

ДЕ РОБЕ́РТИ, Де Ро­бер­ти де ла Сер­да де Ка­ст­ро де Каб­ре­ро фон дер Танн (De Roberti de la Cerda de Castro de Cabrero von der Tann) Ев­ге­ний Ва­лен­ти­но­вич [13(25).12.1843, с. Ка­зац­кое Балт­ско­го у. По­доль­ской губ. – 24.4(7.5) или 25.4(8.5).1915, име­ние Ва­лен­ти­нов­ка в Ста­риц­ком у. Твер­ской губ.], рос. со­цио­лог и фи­ло­соф. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Алек­сан­д­ров­ском ли­цее (окон­чил в 1862), за­тем в Мо­с­ков­ском, Гей­дель­берг­ском и Йен­ском ун-тах (1862–64). По по­ли­тич. взгля­дам ли­бе­рал, член пар­тии ка­де­тов, про­тив­ник са­мо­дер­жа­вия. Из-за пре­сле­до­ва­ния вла­стей про­вёл ряд лет в эми­гра­ции в зап.-ев­роп. стра­нах. Со­труд­ник ж. «Revue de la philosophie positive» (с 1868), из­да­вав­ше­го­ся Э. Лит­тре и Г. Н. Вы­ру­бо­вым. На ос­но­ве сво­их жур­наль­ных ста­тей 1876–78 вы­пус­тил пер­вую в ми­ре кни­гу с назв. «Со­цио­ло­гия» (в 1880 вы­шла в Рос­сии, в 1881 – во Фран­ции). Де Р. был «ино­стран­ным кор­рес­пон­ден­том» пер­во­го Па­риж­ско­го со­цио­ло­гич. об-ва (1872–74) и с са­мо­го ос­но­ва­ния чле­ном Ме­ж­ду­нар. ин-та со­цио­ло­гии (с 1903 ви­це-пре­зи­дент). Проф. Но­во­го ун-та в Брюс­се­ле (1894–1907), проф. и один из ос­но­ва­те­лей Рус. выс­шей шко­лы об­ществ. на­ук в Па­ри­же (1901–1903) и ка­фед­ры со­цио­ло­гии Пси­хо­нев­ро­ло­гич. ин-та в С.-Пе­тер­бур­ге (с 1908).

Счи­тая О. Кон­та не­дос­та­точ­но по­сле­до­ва­тель­ным по­зи­ти­ви­стом, свой соб­ст­вен­ный под­ход ха­рак­те­ри­зо­вал как «ги­пер­по­зи­ти­визм» или «нео­по­зи­ти­визм». Объ­ект со­цио­ло­гии, со­ци­аль­ность, пред­став­лял как «со­ци­аль­ный пси­хизм», от­лич­ный от ин­ди­ви­ду­аль­но­го пси­хиз­ма и вы­рас­таю­щий из ви­таль­ных про­цес­сов. Со­цио­ло­гию рас­смат­ри­вал так­же в ка­че­ст­ве тео­рии по­зна­ния, при­зван­ной за­ме­нить тра­диц. фи­лос. гно­сео­ло­гию. К кон­цу жиз­ни, от­час­ти под влия­ни­ем В. Ост­валь­да, трак­то­вал со­ци­аль­ную жизнь как од­ну из форм уни­вер­саль­ной энер­гии.

Соч.: По­ли­ти­ко-эко­но­ми­че­ские этю­ды. СПб., 1869; Sociologie de l’action. P., 1908; Но­вая по­ста­нов­ка ос­нов­ных во­про­сов со­цио­ло­гии. М., 1909; Со­цио­ло­гия, ее пред­мет и со­вре­мен­ное со­стоя­ние // Но­вые идеи в со­цио­ло­гии. СПб., 1913. Сб. 1 (совм. с М. М. Ко­ва­лев­ским).

Лит.: Verrier R. Le positivisme russe et la fondation de la sociologie. P., 1934; Ку­куш­ки­на ЕИ. Рус­ская со­цио­ло­гия ХIХ – на­ча­ла ХХ в. М., 1993; Го­ло­сен­ко ИА. Е. Де Ро­бер­ти // СОЦИС. 2001. № 2.

Вернуться к началу