Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВСПОМОГА́ТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИ́НЫ

Авторы: Г. А. Леонтьева

ВСПОМОГА́ТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИ́НЫ, спе­ци­аль­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны, в рос. нау­ке со­би­ра­тель­ное на­зва­ние ря­да на­уч. дис­ци­п­лин ис­точ­ни­ко­вед­че­ско­го цик­ла, изу­чаю­щих оп­ре­де­лён­ные ви­ды ис­то­рич. ис­точ­ни­ков и их внеш­ние при­зна­ки. Цель В. и. д. – из­влечь мак­си­мум ин­фор­ма­ции о про­ис­хо­ж­де­нии ис­то­рич. ис­точ­ни­ка и ус­та­но­вить сте­пень пра­во­мер­но­сти его ис­поль­зо­ва­ния в на­уч. ис­сле­до­ва­нии. На­уч­ный ап­па­рат В. и. д. – спец. ме­то­ди­ки и тех­нич. приё­мы, по­зво­ляю­щие ус­та­но­вить вре­мя, ме­сто, ус­ло­вия соз­да­ния ис­то­рич. ис­точ­ни­ков, оп­ре­де­лить их ав­тор­ст­во и под­лин­ность. Пред­мет ис­сле­до­ва­ния ка­ж­дой из дис­ци­п­лин и раз­ра­ба­ты­вае­мые тео­ре­тич. во­про­сы оп­ре­де­ля­ют­ся ти­пом (письм. ис­точ­ник, мо­не­та, герб, пе­чать и др.) и ви­дом (ле­то­пись, акт, эпи­сто­ля­рий, ме­муа­ры, хро­ни­ка и др.) ис­точ­ни­ка, а так­же ма­те­риа­лом ис­точ­ни­ка, со­дер­жа­ще­го письм. ин­фор­ма­цию (бе­ре­ста, пер­га­мен, бу­ма­га, ка­мень, кость, ме­талл, де­ре­во).

Ис­поль­зо­ва­ние приё­мов, со­став­ляю­щих ме­то­дич. ос­но­ву В. и. д., пер­во­на­чаль­но но­си­ло прак­тич. ха­рак­тер. Ле­то­пис­цы, из­ла­гая со­бы­тия в хро­но­ло­гич. по­сле­до­ва­тель­но­сти, не­воль­но раз­ви­ва­ли приё­мы хро­но­ло­гии. Древ­ние пис­цы в це­лях ус­та­нов­ле­ния под­лин­но­сти до­ку­мен­тов в спор­ных су­деб­ных де­лах ана­ли­зи­ро­ва­ли ак­то­вый фор­му­ляр, срав­ни­ва­ли по­чер­ки, изу­ча­ли над­пи­си на пе­ча­тях и спо­со­бы при­кре­п­ле­ния их к до­ку­мен­там. Цер­ков­но­слу­жи­те­ли вы­чис­ля­ли да­ты пас­ха­лий. Бы­то­вые ну­ж­ды и не­об­хо­ди­мость фис­каль­но­го об­ло­же­ния спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ра­бот­ке мет­ро­ло­гич. еди­ниц.

По­сте­пен­но прак­тич. зна­ния при­об­ре­та­ли бо­лее сис­тем­ный ха­рак­тер. В 16–17 вв. раз­ви­тие «прак­ти­че­ской» па­лео­гра­фии вы­ра­зи­лось в со­став­ле­нии учеб­ных по­со­бий (аз­бук-про­пи­сей, ру­ко­водств для пис­цов-ри­со­валь­щи­ков, бу­к­ва­рей), в прак­ти­ке су­деб­ной экс­пер­ти­зы. Зна­ния по мет­ро­ло­гии лег­ли в ос­но­ву спра­воч­ни­ков, от­ра­зив­ших раз­лич­ные мет­ро­ло­гич. еди­ни­цы («Тор­го­вая кни­га», 1570-е гг.; «Счёт­ные муд­ро­сти», 1-я треть 17 в.). Раз­ви­тие ге­неа­ло­гии от­ве­ча­ло по­треб­но­стям гос. вла­сти и зна­ти: со­став­ля­лись ро­до­слов­ные кни­ги (с 1540-х гг.), «Го­су­да­рев ро­до­сло­вец» (в 1550-е гг.). В 1672 по ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча со­став­ле­на «Боль­шая го­су­дар­ст­вен­ная кни­га или ко­рень рос­сий­ских го­су­да­рей» (со­кра­щён­но «Ти­ту­ляр­ник»), ко­то­рый мож­но счи­тать вер­ши­ной ком­плекс­но­го ис­поль­зо­ва­ния прак­тич. зна­ний в об­лас­ти па­лео­гра­фии, ге­неа­ло­гии, ге­раль­ди­ки, сфра­ги­сти­ки, хро­но­ло­гии ис­то­ри­че­ской, оно­ма­сти­ки.

С 18 в. на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние соб­ст­вен­но В. и. д. Это­му, в ча­ст­но­сти, спо­соб­ст­во­ва­ли ука­зы Пет­ра I о при­сыл­ке в Си­нод из мо­на­сты­рей и церк­вей древ­них гра­мот и книг, соз­да­ние Ге­рольд­мей­стер­ской кон­то­ры при Се­на­те (1722) и Пе­терб. АН (1725), воз­ник­но­ве­ние боль­ших му­зей­ных со­б­ра­ний (кол­лек­ции Кун­ст­ка­ме­ры и Эр­ми­та­жа). Бы­ли на­ко­п­ле­ны раз­но­об­раз­ные по ха­рак­те­ру ис­точ­ни­ки, на­ча­та раз­ра­бот­ка приё­мов их ис­сле­до­ва­ния. Учё­ные В. Н. Та­ти­щев, Г. Ф. Мил­лер, В. В. Кре­сти­нин, Н. И. Но­ви­ков, Н. Н. Бан­тыш-Ка­мен­ский, гр. А. И. Му­син-Пуш­кин и др. ста­ли изу­чать и пуб­ли­ко­вать ис­точ­ни­ки ди­пло­ма­ти­ки, ге­неа­ло­гии, ну­миз­ма­ти­ки, ис­то­ри­че­ской гео­гра­фии.

В 1-й пол. 19 в. В. и. д. раз­ви­ва­лись пре­им. как опи­са­тель­ные, од­на­ко в тру­дах ис­сле­до­ва­те­лей уже пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки по на­уч. ос­мыс­ле­нию, обоб­ще­нию, клас­си­фи­ка­ции и сис­те­ма­ти­за­ции фак­тич. ма­те­риа­ла. Впер­вые в отеч. ис­то­рио­гра­фии о В. и. д. в це­лом вы­ска­зал­ся А. Н. Оле­нин, упот­ре­бив вы­ра­же­ние «вспо­мо­гат. све­де­ния» («Опыт но­во­го биб­лио­гра­фи­че­ско­го по­ряд­ка для Санкт-Пе­тер­бург­ской Им­пе­ра­тор­ской биб­лио­те­ки», 1809). Тер­ми­ны «вспо­мо­га­тель­ные нау­ки», «вспо­мо­га­тель­ные зна­ния» ис­то­рич. нау­ки ис­поль­зо­ва­лись при соз­да­нии биб­лио­теч­но-биб­лио­гра­фи­че­ских клас­си­фи­ка­ций X. А. Шлё­це­ра (1823), К. К. Фойг­та (1834), В. Г. Ана­ста­се­ви­ча (1828), В. И. Ме­жо­ва (1869) и др. Дея­тель­ность митр. Ев­ге­ния (Бол­хо­ви­ти­но­ва), К. Ф. Ка­лай­до­ви­ча, П. М. Строе­ва и ар­хео­гра­фи­че­ских экс­пе­ди­ций спо­соб­ст­во­ва­ла даль­ней­ше­му вы­яв­ле­нию и со­би­ра­нию ис­то­рич. ис­точ­ни­ков. В 19 – нач. 20 вв. ар­хео­гра­фи­че­ские ко­мис­сии вне­сли боль­шой вклад в из­да­ние ис­то­рич. ис­точ­ни­ков. Важ­ную роль в раз­ви­тии В. и. д. сыг­ра­ли тру­ды А. Х. Вос­то­ко­ва, П. И. Ива­но­ва, И. П. Лап­те­ва по па­лео­гра­фии, П. В. Хав­ско­го – по хро­но­ло­гии, П. И. Ива­но­ва – по из­да­нию сним­ков рус. пе­ча­тей, А. Б. Ла­кие­ра – по ге­раль­ди­ке и сфра­ги­сти­ке. По ме­ре науч. изу­че­ния ис­точ­ни­ков и раз­ви­тия ис­то­рич. нау­ки в це­лом поя­ви­лось стрем­ле­ние вы­чле­нить ка­ж­дую дис­ци­п­ли­ну, оп­ре­де­лить пред­мет её изу­че­ния и це­ли, усо­вер­шен­ст­во­вать ме­то­дич. приё­мы, отой­ти от опи­са­тель­но­сти. Так, к об­лас­ти па­лео­гра­фии ото­шло изу­че­ние внеш­них при­зна­ков ру­ко­пис­ных ис­точ­ни­ков, а изу­че­ние над­пи­сей на кам­не, ме­тал­лич. пе­ча­тях и мо­не­тах ста­ло пред­ме­том изу­че­ния глип­ти­ки, эпи­гра­фи­ки, сфра­ги­сти­ки, ну­миз­ма­ти­ки.

Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. опуб­ли­ко­ва­ны кни­ги, ста­тьи, спра­воч­ни­ки в об­лас­ти па­лео­гра­фии (ав­то­ры – Е. Ф. Кар­ский, Ф. Ф. Брандт, Н. М. Ка­рин­ский, А. И. Со­бо­лев­ский, И. А. Шляп­кин, Н. П. Ли­ха­чёв, В. Н. Щеп­кин), ис­то­ри­ческие хро­но­ло­гии (Д. И. Про­зо­ров­ский, Н. В. Сте­па­нов, Д. М. Пе­ре­во­щи­ков, Н. И. Че­ру­хин), сфра­ги­сти­ки (Н. П. Ли­ха­чёв), ге­неа­ло­гии (кн. П. В. Дол­го­ру­ков, В. В. Рум­мель и В. В. Го­луб­цов, кн. А. Б. Ло­ба­нов-Рос­тов­ский, Л. М. Са­вё­лов, Г. А. Влась­ев), ге­раль­ди­ки (В. К. Лу­ком­ский, В. Л. Мод­за­лев­ский, П. П. фон Винк­лер, ба­рон Н. А. Ти­польт), ну­миз­ма­ти­ки (гр. И. И. Тол­стой, А. В. Ореш­ни­ков, А. К. Мар­ков). Пре­по­да­ва­ние В. и. д. бы­ло на­ча­то в Пе­тер­бург­ском ар­хео­ло­ги­че­ском ин­сти­ту­те, а за­тем в Мо­с­ков­ском ар­хео­ло­ги­че­ском ин­сти­ту­те. Итог тео­ре­ти­ко-ме­то­дич. ос­мыс­ле­ния В. и. д. как со­во­куп­но­сти на­ук в кон. 19 в. под­вёл В. С. Икон­ни­ков («Опыт рус­ской ис­то­рио­гра­фии», т. 1, кн. 1–2, 1891–92). В. и. д. в Рос­сии раз­ви­ва­лись на этом эта­пе в тес­ной свя­зи с зап.-ев­роп. нау­кой. Вы­де­ля­лись но­вые дис­ци­п­ли­ны: ар­хео­гра­фия, ар­хи­во­ве­де­ние, ис­то­ри­че­ская биб­лио­гра­фия, до­ку­мен­то­ве­де­ние, ис­то­ри­че­ская де­мо­гра­фия, ис­то­ри­че­ская кар­то­гра­фия, ико­но­гра­фия, ме­даль­е­ри­ка, тек­сто­ло­гия, уни­фор­мо­ло­гия, фи­ла­те­лия, фи­ло­кар­тия, эв­ри­сти­ка, эпи­сто­ло­гра­фия. Вме­сте с тем, пред­мет и за­да­чи не­ко­то­рых на­ук ос­та­ва­лись не­чёт­ко вы­ра­жен­ны­ми: сфра­ги­сти­ка рас­смат­ри­ва­лась как при­клад­ная дис­ци­п­ли­на по от­но­ше­нию к ди­пло­ма­ти­ке; ге­раль­ди­ка – к ге­неа­ло­гии; хро­но­ло­гия – к па­лео­гра­фии. Осо­бое ме­сто в сис­те­ме гу­ма­ни­тар­ных на­ук за­ни­ма­ла ар­хео­ло­гия, т. к. в это по­ня­тие вклю­ча­ли как нау­ку о древ­но­стях (напр., сла­вян­ских, вос­точ­ных, ан­тич­ных) в ши­ро­ком смыс­ле, так и боль­шин­ст­во В. и. д. (кро­ме ис­то­рич. гео­гра­фии, ге­неа­ло­гии и не­ко­то­рых дру­гих).

В 1920–30-е гг. в СССР на­ме­тил­ся кри­зис в изу­че­нии мно­гих В. и. д., в ча­ст­но­сти ге­неа­ло­гии, ге­раль­ди­ки и пр., счи­тав­ших­ся «дво­рян­ски­ми» нау­ка­ми. В то же вре­мя в 1930 соз­дан Моск. гос. ис­то­ри­ко-ар­хив­ный ин-т (до 1932 – Ин-т ар­хи­во­ве­де­ния; с 1991 – Ис­то­ри­ко-ар­хив­ный ин-т в со­ста­ве Рос. гос. гу­ма­ни­тар­но­го ун-та), в ко­то­ром в 1939 соз­да­на ка­фед­ра ис­точ­ни­ко­ве­де­ния и В. и. д.

Ин­те­рес к В. и. д. вновь на­чал воз­рас­тать с сер. 1940-х гг. Бы­ли осу­ще­ст­в­ле­ны фак­си­миль­ные из­да­ния ря­да ру­ко­пис­ных тек­стов, во­вле­ка­лись в на­уч. обо­рот но­вые ис­точ­ни­ки, в т. ч. бе­ре­стя­ные гра­мо­ты, пе­ча­ти, мо­не­ты, об­на­ру­жен­ные в хо­де ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок. В ра­бо­тах М. Н. Ти­хо­ми­ро­ва, А. В. Ар­ци­хов­ско­го, Б. А. Ры­ба­ко­ва, Л. В. Че­реп­ни­на, И. Г. Спас­ско­го, Н. В. Ус­тю­го­ва, В. А. Ни­ко­но­ва, Н. А. Со­бо­ле­вой, С. М. Каш­та­но­ва, С. А. Кле­пи­ко­ва, Г. А. Ле­он­ть­е­вой, П. А. Шо­ри­на, В. Б. Коб­ри­на и др. по­лу­чи­ли раз­ви­тие ис­то­рич. под­ход, ос­мыс­ле­ние, со­вер­шен­ст­во­ва­ние и уг­луб­ле­ние ме­то­дич. приё­мов и тео­ре­тич. раз­ра­бот­ки от­дель­ных В. и. д. Бо­лее об­стоя­тель­но ста­ли изу­чать­ся: в па­лео­графии – ско­ро­пись 17–18 вв., книж­ное пись­мо, ми­ниа­тю­ра, бу­маж­ные клей­ма и штем­пе­ли, в мет­ро­ло­гии – ме­ры и мет­ро­ло­гич. по­ли­ти­ка рос. пра­ви­тель­ст­ва в 18–19 вв., в ге­раль­ди­ке – го­род­ские и дво­рян­ские гер­бы; в хро­но­ло­гии бы­ли вы­ве­де­ны бо­лее про­стые фор­му­лы вы­чис­ле­ния и про­вер­ки дат. Раз­но­об­раз­нее ста­ли объ­ек­ты изу­че­ния В. и. д. (напр., в сфра­ги­сти­ке – пе­ча­ти, со­хра­нив­шие­ся в от­ры­ве от до­ку­мен­тов), по-но­во­му изу­ча­лись тра­диц. ис­точ­ни­ки (в ну­миз­ма­ти­ке – мо­нет­ные кла­ды как ком­плекс­ный ну­миз­ма­тич. ис­точ­ник, в ге­раль­ди­ке – герб как ис­точ­ник, рас­кры­ваю­щий судь­бу вла­дель­цев).

В 1960–80-е гг. усо­вер­шен­ст­во­ва­лись ме­то­ди­ки и тех­нич. приё­мы В. и. д. Уси­лия­ми ну­миз­ма­тов раз­ра­бо­та­на ме­то­ди­ка по­штем­пель­но­го ана­ли­за мо­нет. В об­лас­ти хро­но­ло­гии ста­ли при­ме­нять­ся зна­ния по ден­д­ро­хро­но­ло­гии, фе­но­ло­гии, ор­ни­то­ло­гии, по­мо­гаю­щие ус­та­но­вить кос­вен­ную да­ти­ров­ку; в сфра­ги­сти­ке – ме­то­дич. приё­мы ра­бо­ты с др.-рус. пе­ча­тя­ми, ос­но­ван­ные на ис­чер­пы­ваю­щем при­вле­че­нии сфра­ги­стич. ма­те­риа­ла. На ба­зе тра­диц. ис­то­рич. дис­ци­п­лин поя­ви­лись но­вые: ко­ди­ко­ло­гия, свя­зан­ная с изу­че­ни­ем ру­ко­пис­ных книг, вы­яс­не­ни­ем со­ста­ва пе­ре­пис­чи­ков и пу­тей рас­про­стра­не­ния книг из цен­тров их пе­ре­пис­ки до со­вре­мен­ных кни­го­хра­ни­лищ. С 1968 в Ле­нин­гра­де (ны­не С.-Пе­тер­бург) из­да­ёт­ся сб. «Вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны» (т. 1–29–).

Рас­ши­ря­ют­ся хро­но­ло­гические рам­ки В. и. д., их тра­диц. ис­точ­ни­ко­вед­че­ские функ­цио­наль­ные за­да­чи; вы­во­ды ста­ли ис­поль­зо­вать­ся для ре­ше­ния про­блем в об­лас­ти со­ци­аль­но-эко­но­мич., по­ли­тич. и куль­тур­ной ис­то­рии. Па­лео­гра­фи­че­ские на­блю­де­ния над эво­лю­ци­ей гра­фи­ки букв и изу­че­ние ма­те­риа­ла для пись­ма по­мо­га­ют в ре­ше­нии во­про­са об уров­не раз­ви­тия пись­мен­но­сти и гра­мот­но­сти. Пе­ча­ти, со­хра­нив­шие­ся в от­ры­ве от до­ку­мен­тов, по­зво­ля­ют вос­ста­но­вить ис­то­рию гос. ин­сти­ту­тов Др.-рус. гос-ва. Мо­нет­ные кла­ды ис­поль­зу­ют­ся для ха­рак­те­ри­сти­ки эко­но­мич. свя­зей, ге­неа­ло­гия и ге­раль­ди­ка по­мо­га­ют до­пол­нить вы­во­ды о по­ли­тич. и куль­тур­ных свя­зях. Оно­ма­сти­ка да­ёт воз­мож­ность бо­лее уг­луб­лён­но­го изу­че­ния де­мо­гра­фич. про­цес­сов, а мет­ро­ло­гия – по­ни­ма­ния тя­же­сти фис­каль­но­го об­ло­же­ния, объ­ё­ма ра­бот и раз­ме­ра её оп­ла­ты.

Су­ще­ст­ву­ет мне­ние о вы­де­ле­нии из па­лео­гра­фии бе­ре­сто­ло­гии (изу­ча­ет бе­ре­стя­ные гра­мо­ты) и фи­ли­гра­но­ло­гии (изу­ча­ет при­зна­ки бу­ма­ги), из ге­раль­ди­ки – век­сил­ло­ло­гии, из ну­миз­ма­ти­ки – фа­ле­ри­сти­ки (изу­ча­ет на­груд­ные зна­ки) и бо­ни­сти­ки. Раз­ра­бо­та­но неск. ва­ри­ан­тов клас­си­фи­ка­ции В. и. д., ни один из ко­то­рых не яв­ля­ет­ся об­ще­при­знан­ным.

Лит.: Боль­ша­ков А. М. Вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны. 4-е из­д. Л., 1924; Че­реп­нин Л. В. Раз­ви­тие вспо­мо­га­тель­ных ис­то­ри­че­ских дис­ци­п­лин за пять­де­сят лет // Со­вет­ские ар­хи­вы. 1967. № 5; он же. К во­про­су о ме­то­до­ло­гии и ме­то­ди­ке ис­точ­ни­ко­ве­де­ния и вспо­мо­га­тель­ных ис­то­ри­че­ских дис­ци­п­лин // Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии. М., 1973. Вып. 1; Про­нштейн А. П. Ис­поль­зо­ва­ние вспо­мо­га­тель­ных дис­ци­п­лин при ра­бо­те над ис­то­ри­че­ски­ми ис­точ­ни­ка­ми. М., 1972; Ка­мен­це­ва Е. И. Ис­то­рия вспо­мо­га­тель­ных ис­то­ри­че­ских дис­ци­п­лин. М., 1979; Про­нштейн А. П., Ки­яш­ко В. Я. Вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны. М., 1979; Со­бо­ле­ва Н. А. О тен­ден­ци­ях раз­ви­тия спе­ци­аль­ных ис­то­ри­че­ских дис­ци­п­лин: Ис­то­рио­гра­фи­че­ский об­зор // Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии. М., 1980; Ше­пе­лев Л. Е. Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние и вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны: К во­про­су о их за­да­чах и ро­ли в ис­то­ри­че­ском ис­сле­до­ва­нии // Вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны. Л., 1982. Вып. 13; Ак­ту­аль­ные про­бле­мы ис­точ­ни­ко­ве­де­ния и спе­ци­аль­ных ис­то­ри­че­ских дис­ци­п­лин. М., 1983; Паш­ков А. М. Вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны в оте­че­ст­вен­ном ар­хив­ном об­ра­зо­ва­нии в кон­це XIX – на­ча­ле XX вв. М., 1984; Вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны: ис­то­рио­гра­фия и тео­рия. К., 1988; Вве­де­ние в спе­ци­аль­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны. М., 1990; Спе­ци­аль­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны. СПб., 2003; Вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны. М., 2004; Ле­он­ть­е­ва Г. А., Шо­рин П. А., Коб­рин В. Б. Вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны. М., 2006.

Вернуться к началу