АРХИВОВЕ́ДЕНИЕ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРХИВОВЕ́ДЕНИЕ (наука об архивах), комплексная науч. дисциплина, изучающая вопросы, связанные с деятельностью архивов. Включает в себя теорию и методику А., историю и организацию архивного дела, архивное законодательство, архивоведческое терминоведение, архивный менеджмент и статистику, автоматизированные архивные технологии, отчасти археографию. Интегрировало разл. достижения вспомогательных исторических дисциплин и естеств. наук.
А. имеет тенденцию к интернационализации, т. к. большинство стран приняли общие принципы работы архивов: недробимость фондов, территориальность при комплектовании, соблюдение норм междунар. права при обмене документами, их передаче, а также при обеспечении доступа к архивам. Углублению этого процесса способствует быстрое развитие новых информац. технологий, Интернета. Вместе с тем сохраняется заметная специфика, присущая странам разл. регионов в определении места А. В англосаксонском мире А. рассматривается гл. обр. как наука об управлении документацией и архивами; в странах романской культуры А. определяют как науку, обеспечивающую сохранность важнейшей части нац. историко-культурного наследия страны (наряду с библиотековедением, музееведением и др.). Представление об А. в России ближе к последнему, но в отличие от него здесь сохраняются традиции достаточно изолированного развития А. от др. дисциплин, обеспечивающих сохранность и использование историко-культурного наследия страны.
Первые работы по архивному делу в европ. странах (Я. фон Раммингена в Священной Римской империи, Б. Бонифациуса в Италии и др.) появились в 16–17 вв. Постепенной трансформации А. в прикладную науку способствовали возникшие в 19 в. учебные заведения (архивные школы): Школа хартий в Париже (1821), Мюнхенская архивная школа (1821) и др. К кон. 19 в. оформился понятийный аппарат А., в теории А. утвердился принцип происхождения (т. е. организации документов по исторически сложившимся комплексам – фондам). Вышедшая в 1898 книга голл. архивистов С. Мюллера, Й. А. Фейта и Р. Фруина стала первой подлинно науч. работой по А. В кон. 19 – нач. 20 вв. А. получило статус прикладной науки, дающей знания и навыки, необходимые для рациональной постановки архивной службы, организации хранения, классификации, описания, учёта и издания архивных документов и уничтожения ненужных бумаг. В 1910 в Брюсселе состоялся первый Междунар. конгресс архивистов и библиотекарей. Значит. вклад в развитие теоретич. и практич. аспектов А. в 1-й пол. 20 в. внесли А. Бреннеке (Германия), Е. Казанова (Италия), Х. Дженкинсон (Великобритания). После окончания 2-й мировой войны 1939–1945 в странах Европы и Сев. Америки перепрофилированы старые и созданы новые учебные заведения для обеспечения кадрами гос. архивных служб. Профессия архивиста включена в гос. перечни с утверждёнными стандартными требованиями, налажен выпуск фундам. учебников по А. Большую роль в развитии А. сыграл Междунар. совет архивов (создан в 1948; штаб-квартира – в Париже). С 1950 проводятся междунар. конгрессы архивов (15-й состоялся в Вене в 2004); проблемы, затронутые на них, нашли отражение в ежегоднике «Archivum» (издавался в 1951–2000 на 5 европ. языках) и ж. «Comma, International Journal on Archives» (издаётся с 2001). С 1960-х гг. теория А. разрабатывается И. Паприцем (ФРГ), Р. А. Ботье, М. Дюшеном (Франция), Э. Ладолини (Италия), Т. Шелленбергом и Э. Познером (США), К. Кутюром (Канада) и др.
В России зарождение А. относится к 18 в., когда Г. Ф. Миллер, Н. Н. Бантыш-Каменский и др. безуспешно пытались внедрить формально-логические принципы классификации архивных документов, не учитывавшие происхождение док-тов. Наибольший вклад в разработку теоретич. и практич. вопросов рос. А. 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. внесли И. Е. Андреевский, А. П. Воронов, Н. В. Калачов, Д. Я. Самоквасов (одним из первых в России употребил понятие «фонд» и выступил за его недробимость, т. е. в поддержку принципа происхождения). С 1870-х гг. появились первые книги и учебные пособия по архивному делу. Подготовка кадров для гос. архивов осуществлялась в Петербургском археологическом институте (основан в 1877) и Московском археологическом институте (1907). В нач. 20 в. в России сложились все предпосылки для трансформации методич. А. в научное.
После Окт. революции 1917 в условиях организации отрасли гос. управления архивами в масштабе страны сов. А. решало задачи перестройки системы комплектования, экспертизы, учёта, описания, сохранности и использования документов. Союз рос. архивных деятелей (А. С. Лаппо-Данилевский, С. Ф. Платонов и др.) уделил особое внимание сохранности документов в условиях воен. действий и начавшейся Гражд. войны 1917–22. Рос. учёные «старой школы»: М. М. Богословский, Ю. В. Готье, А. Ф. Изюмов, М. К. Любавский, В. И. Пичета, В. Н. Сторожев, Е. В. Тарле и др. пытались внедрить в сов. А. установившиеся в мировой практике науч. принципы: «уважения к фонду», территориальности при комплектовании, свободного доступа к документам и др., доказывали необходимость профессионального образования. Обсуждение методики А. сопровождалось спорами с М. Н. Покровским, В. В. Адоратским и др., настаивавшими на упрощённой схеме работы архивов и подготовки архивистов. Для проведения экспертизы ценности документов создавались спец. учреждения (разборочные комиссии) и вводились два метода оценки документов – «непосредственная оценка» и «оценка по перечню». Среди документальных публикаций осн. место заняли материалы по истории революц. и рабочего движения, классовой борьбы и т. п. С 1923 начал издаваться журнал по теории и методике А. (название неоднократно менялось; с 1992 «Отечественные архивы»). Для подготовки кадров архивистов в 1930 создан Моск. гос. историко-архивный ин-т (с 1991 Историко-архивный ин-т в составе Российского государственного гуманитарного университета). В 1930–1950-х гг. значит. роль в развитии А. в СССР сыграли Г. А. Князев и К. Г. Митяев, издавшие учебники по А. В 1950–1960-х гг. в сов. А. изменилась практика отбора документов для архивного хранения (осуществлён переход от утверждения отборочных списков на документы, не подлежащие хранению, к утверждению описей документов, требующих постоянного хранения), усилено методич. руководство Гос. архивной службы делопроизводством ведомств, разрабатывались теории единой информационной архивной среды, происходило внедрение новых технологий. В то же время абсолютизация принципа «партийности» при экспертизе ценности документов вела к обеднению состава документальных материалов, поступающих на гос. архивное хранение. В 1966 для проведения исследований в области архивного дела создан Документоведения и архивного дела институт (ВНИИДАД).
В 1970-е гг. отеч. А. начало более активно заниматься проблемами обеспечения комплектования и сохранности документов на новых носителях (прежде всего, машиночитаемых документов на механографич. основе), разработкой вопросов, связанных с применением автоматизир. поиска документной информации. Значит. вклад в теорию и методику А. внесли В. Н. Автократов (проанализировал структуру архивоведч. знания), К. И. Рудельсон (автор теории классификации архивных документов), В. В. Цаплин (обозначил новые подходы к экспертизе ценности документов) и др. В 1990 образовано Российское общество историков-архивистов, издающее ж. «Вестник архивиста». Изучение теоретич. проблем А. (среди них – формирование нац. и мирового информац. пространства, единой информац. среды, принципы периодизации истории архивов) продолжают А. В. Елпатьевский, В. П. Козлов, Е. В. Старостин, А. Д. Степанский и др.
Архивоведение и новые информационные технологии
В начале 21 в. исследователи стали говорить о начале «цифровой эпохе» архивов. Проявились две новые тенденции: во-первых, необходимость оцифровки имеющихся на архивном хранении материалов (как для обеспечения сохранности материалов, так и для организации оперативного пользовательского доступа к электронным копиям архивных документов), во-вторых, необходимость сохранения появившихся в значительном количестве изначально электронных документов (в международной практике закрепился термин «digital-born», т. е. документ, появившийся в цифровом формате).
Под электронным документом понимают совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе и/или передаваемых по электронным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать эту информацию и ее автора. Электронный документ может создаваться на основе документа на бумажном носителе, на основе другого электронного документа, либо порождаться в процессе информационного взаимодействия без каких-либо прообразов.
Важным элементом архивоведения сегодня является оцифровка – описание объекта, изображения или аналогового аудио-, видеосигнала в виде набора дискретных цифровых замеров (выборок) этого сигнала/объекта, при помощи специальной аппаратуры (сканеров, цифровых фотоаппаратов и т. п.), т. е. преобразование документа из традиционной, присущей ему формы, в цифровую (компьютерную) в виде электронного файла (файлов) данных, пригодных для записи на электронные носители. Результатом оцифровки документов являются медиафайлы (графические файлы, аудиофайлы, видеофайлы и т. п.), которые могут быть воспроизведены различными цифровыми устройствами.
В литературе появилось в начале 1990 х г. и закрепилось понятие «технотронный документ», который создается или воспроизводится только при помощи специальных технических устройств. Учитывая быстрые темпы оцифровки документов, сегодня понятие технотронный уже не является показателем времени создания документа, а характеризует способ фиксирования и функционирования информации на электронном носителе. К технотронным документам, помимо электронных, относят также кино-, фото-, фоно-, видеодокументы. Так сформировалась самостоятельное научное направление – технотронное архивоведение. К актуальным проблемам научных исследований технотронных документов, созданных документы на пленочных носителях или электронным способом, можно отнести отсутствие полноценной информационной базы описаний документальных комплексов технотронного происхождения и слабую разработанность методических приемов и методов использования таких источников в исторических исследованиях.
Помимо этого, возникает целый ряд специальных исторических дисциплин, ориентированных на исследование технотронных документов, как например компьютерная палеография или цифровая дипломатика. Электронные документы поставили под сомнение работоспособность классических методик выяснения подлинности. Главной проблемой в новых подходах стала характеристика аутентичности электронного документа, т. е. обеспечение гарантии, что электронный документ идентичен заявленному и содержит информацию, подтверждающую его происхождение (авторство, время и место создания и т. п.), причем таким образом, чтобы это гарантировало документ от подделок. Многолетняя практика хранения и использования машиночитаемых/электронных документов привела архивистов к общему мнению, что в главным в сохранении такого рода документов является обеспечение их аутентичности.
Отдельным направлением научных исследований является разработка методик создания электронных копий подлинников архивных документов на бумажной основе и управления полученным цифровым контентом. Особое внимание уделяется в этом вопросе созданию мастер-копии – «идеальной» или эталонной копии, сделанной с подлинника документа и не подвергавшейся никакой обработке, в том числе многократной перезаписи (миграции, репликации) на другой носитель информации. Мастер-копии документов является неприкосновенными и не предназначены для использования.