ПСИ́ХИКА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСИ́ХИКА (от греч. ψυχιϰός – душевный), система функций внешней и внутренней деятельности субъекта, обеспечивающих его ориентировку в мире, построение в результате этой ориентировки образа мира и регуляцию на его основе деятельности субъекта в его мире.
Психика в индийской философии
В истории философии проблемы П. рассматривались в контексте разнообразных учений о душе. Разветвлённая иерархич. система психич. функций была разработана в инд. философии (при этом одна и та же функция в разл. школах могла обозначаться разными терминами). П. в инд. традиции (ощущения, эмоции, воля, ум, мышление, сознание) образует с телесным единый психосоматич. континуум, который признаётся единственной реальностью в буддизме, а в брахманизме и джайнизме ему противостоит трансцендентное высшее духовное начало (безличный абсолют – Атман в адвайта-веданте, Пуруша в санкхье, Джива в джайнизме).
Описание индивидуального психич. опыта начинается с объекта (объект трактуется в терминах четырёх или пяти «великих элементов» – земли, воды, огня и ветра, а также акаши), инструментов восприятия (индрии), соотносительных с элементами по принципу «подобное воспринимает подобное» (земле соответствует обоняние, воде – вкус, огню – зрение, ветру – осязание, акаше – слух), затем следуют орган, кординирующий контакт индрий и объектов (манас), и разл. психич. функции.
Одной из наиболее распространённых в инд. мысли является пятиричная система описания П. Напр., в Упанишадах: «Предметы выше индрий (способностей восприятия), манас (орган мысли, рассудок) выше индрий, буддхи (разум) выше манаса, великий атман (великая душа) выше буддхи, авьякта (непроявленное) выше великого атмана. Пуруша выше непроявленного». В буддийской традиции школ абхидхармы (см. Буддизм) это схема пяти скандх (групп психосоматич. явлений). Группе рупа (четыре великих элемента внешних объектов и внешние индрии, их воспринимающие) соответствуют предметы и органы восприятия, группе ведана – приятные, неприятные и нейтральные ощущения и способности (внутр. индрии) восприятия внутр. психич. состояний – удовольствия, страдания и т. п., группе санджня – мысленная концептуализация и вербализация. Место атмана, не признаваемого буддистами, занимает виджняна (5 способностей чувственного распознавания: зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, осязательного). В школе йогачара развивается представление о способности сознания к самоотражению, которая сопровождает все психич. события, оставаясь нами незамеченной; этим объясняется, в частности, память, которая в брахманистских школах считается отд. способностью (смрити).
Из брахманистских филос. школ П. наиболее полно описывается в классической санкхье и близкой ей школе йоги Патанджали (в др. школах эта схема воспроизводится с небольшими вариациями). Познание внешних объектов и внутр. состояний порождает модификации «внутреннего органа» (антахкарана в санкхье, читта в йоге). Внутр. психич. жизнь объясняется действием манаса, отвечающего за функции вербализации и концептуальной фиксации, освоением этого опыта в терминах «я», «моё» (принцип индивидуации – аханкара), а также работой буддхи, отвечающего за суждения (правильные или неправильные), оценки и принятие решения, как действовать в той или иной ситуации. Буддхи связан с органами чувств лишь опосредованно, через манас, однако он, как и манас, подвержен эмоциям и аффектам, поэтому является предметом обуздания и контроля (йога). В вайшешике действие начинается именно с буддхи.
В инд. психологии не было отд. термина для воли, волевое устремление к действию часто включалось в познават. процесс как его осн. стимул и цель. Буддисты ввели волевой элемент в понятие «намерение» (четана), настаивая на большей значимости намерения в сравнении с физич. действием. По словам Будды, «по возникновению намерения совершается действие – телом, речью или умом». Хотя намерение тесно связано с сознанием, оно может определять и совершенно бессознат. действие. В махаяне (особенно йогачаре) именно намерение к действию оставляет кармич. отпечатки, определяющие будущие мысли и поступки человека (см. Карма).
Психика в европейской философии и психологии
В европ. философии П. могла рассматриваться как всеобщее свойство (одушевлённость) природы (панпсихизм), как особенность всех живых организмов, в т. ч. и растений (биопсихизм), или же как свойство только тех животных, которые имеют нервную систему (нейропсихизм). В дуалистич. концепции Р. Декарта с его фундам. противопоставлением «мыслящей» и материальной, «протяжённой» субстанций (и соответственно души и тела) П. отождествляется с сознанием и т. о. присуща только человеку (антропопсихизм). В 17 в. психич. явления становятся предметом особого типа опыта – «внутреннего», или рефлексии, осн. их свойство усматривается в их уникальной субъективности, т. е. «непосредственной данности» субъекту в его переживании, в силу чего они признавались недоступными для объективного познания. Такой подход к П., сформировавшийся в русле идей Декарта и Дж. Локка, во многом определил её понимание на протяжении последующих столетий, вплоть до интроспективной психологии с её методом внутр. наблюдения и бихевиоризма, противопоставившего «внутренне наблюдаемой» П. (сознанию) «внешне наблюдаемое» поведение. В противовес данной позиции (ещё в работах Г. В. Лейбница) возникло представление о бессознательной П. (см. Бессознательное), ставшей предметом спец. исследования в психоанализе и глубинной психологии.
В рос. психологии 20 в. разрабатывались идеи тесной связи П. и деятельности субъекта. Предложенный С. Л. Рубинштейном «принцип единства сознания и деятельности» был распространён в школе А. Н. Леонтьева также и на деятельность животных (принцип единства П. и деятельности) и получил эмпирич. разработку на материале разл. видов развития П. (т. е. филогенеза, в котором были выделены 3 стадии – элементарной сенсорной П., перцептивной П. и стадия интеллекта, а также антропогенеза, онтогенеза и др.). Согласно взглядам представителей школы Леонтьева, П. не «включается» в деятельность в качестве особых «компонентов», а выступает как функция деятельности в её внешних (практических) и внутренних (умственных) формах, обеспечивающая активное построение деятельным субъектом моделей его возможных миров и адекватную регуляцию его деятельности в этих мирах. Двумя аспектами П. являются субъект-объектный процесс деятельного построения субъектом «моделей» своего мира и сам образ («картина», «модель» субъектного мира).
Если примитивным живым организмам было достаточно простой раздражимости – способности «учитывать» в своей жизнедеятельности непосредственно значимые для жизни т. н. биотич. стимулы (напр., свет, энергия которого непосредственно используется в процессах фотосинтеза у растений), то для организмов, находящихся в предметно-расчленённой среде, возникла необходимость чувствительности (собственно П.), т. е. учёта и т. н. абиотич. стимулов, которые в силу их связи с собственно биотич. стимулами могут приобрести для субъекта «сигнальное» значение (биологич. смысл). Высшей формой П. является сознание, в структурах которого представлен общественно-историч. опыт человечества, зафиксированный прежде всего в системах значений (операциональных, предметных, вербальных, ролевых), а также в динамич. смысловых системах личности.
Психич. процессы обычно разделяют на познавательные (ощущение, восприятие, мышление), «универсальные» (память, внимание и воображение), процессы эмоционально-волевой регуляции деятельности (см. Эмоции, Воля) и др.